Запомните,баллы по К6 выставляются только в том случае, если ученик по К1-К4 набрал не менее 4 баллов!
Как написать историческое сочинение?
Рекомендации
Задание 25 на ЕГЭ по истории — одно из сложных на ЕГЭ по истории. Выпускник должен продемонстрировать знание материала, умение анализировать, сравнить, делать выводы, выражать свои мысли. До недавнего времени ФИПИ был предложен демонстрационный материал с критериями оценивания. Именно эти критерии и были ориентиром и для педагогов, и для учащихся при подготовке к сочинению. Однако конкретных рекомендаций и предложено не было.
Критерий 1.
Критерии оценивания | Баллы | |
К1 | Указание событий (явлений, процессов) | |
Правильно указаны два события (явления, процесса) | ||
Правильно указано одно событие (явление, процесс) | ||
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно |
Во вступлении необходимо дать общую характеристику эпохи, назвать двасобытия, явления, процесса. Если эксперты учитывают только два названных события, не нужно писать много. Назовите эти два. Они уже дадут вам 2 балла. Как видите, написать по такому критерию вступление несложно.
Внимание: при оценивании по К1 учитывается только указание на события, ни их описание, ни последовательность изложения — ничего этоНЕ учитывается. Ваша задача: НАЗВАТЬ два события, явления, процесса и всё! Не усложняйте себе работу.
Внимание: даже если вы допустите фактическую ошибку, называя события(то есть назовёте такое, которое НЕ связано с данной эпохой), вы всё равно получите два балла при наличии двух верных событий. Ваша ошибка будет учтена в К6.
Критерий 2.
К2 | Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории | |
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | ||
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | ||
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована не правильно.ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована.ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы |
Далее необходимо назвать не менее двух личностей, которые связаны с данными событиями. Имейте в виду, что деятельность князя, царя, императора данного периода тоже засчитывается как пример одной исторической личности.
Внимание:необходимо показать именно их роль, результаты деятельности, а не просто назвать имена и то, какую должность они занимали, в какой орган власти входили, какой комиссией руководил и т.д. Оценивается именно знание их деятельности, что конкретно они сделали. Приводите факты, не лейте воду.
Таким образом, в ответе должно быть названо только ДВЕ личностипри описании этих двух событий( не по две личности на каждое событие, а вообще две)
Критерий 3
К3 | Причинно-следственные связи | |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) | ||
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) | ||
Причинно-следственные связи указаны неверно.ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны |
Что такое причинно — следственные связи? Как их определить?
Надо ответить на вопросы по каждому конкретному событию, явлению, процессу:
§ Почему это произошло, что стало тому причиной или предпосылкой?
§ Что произошло в итоге? К чему привело данное событие?
Так как мы приводим в пример ДВА события, то ПО КАЖДОМУ нужно написать о причинно-следственных связях.
Внимание: причинно –следственные связи устанавливаются только В РАМКАХ ДАННОГО ПЕРИОДА. Если событие началось в один период, а следствие его — в другой, то о таких причинно-следственных связях писать не надо.
ОЧЕНЬ ВАЖНО:не засчитывается причинно — следственная связь, которая была уже учтена при выставлении К2.
Запомните:
К2- это описание самого события, что произошло.
К3- почему это произошло и к чему привело.
Критерий 4
К4 | Оценка значения периода для истории России | |
Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков | ||
Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.ИЛИОценка значения периода для истории России не дана |
При описании значения данного периода необходимо приводить обобщённые факты, отметить, какую роль сыграл весь данный период( а не только два события, которые вы описывали) в дальнейшей истории России.
Есть два варианта описания значения периода:
§ приводить конкретные факты из истории России
§ опираться на мнения историков, на их оценку данного периода(причём засчитывается и ответ, в котором конкретная фамилия историка НЕ указана, а написано «по мнению историков».Главное, чтобы такое мнение действительно существовало)
Оба варианта будут правильными.
Запомните: вывод должен быть КОНКРЕТНЫМ, обобщённые фразы типа «это была выдающаяся личность, сыгравшая важную роль в истории России» НЕ засчитываются (какая конкретно роль?)
Критерий 5
К5 | Использование исторической терминологии | |
При изложении корректно использована историческая терминология | ||
Все исторические термины, понятия использованы некорректно.ИЛИИсторические термины, понятия не использованы |
Получить балл по использованию терминологиивполне возможно. История как наука имеет огромное количество терминов.
Достаточно всего ОДНОГО термина, чтобы получить один балл! А это, согласитесь, очень просто сделать.
Какие бывают термины:
§ связанные с конкретными историческими явлениями, событиями (рядовичи, стрельцы, промышленный переворот и многие другие).
§ термины, которые используются не только в истории, например, общество, государство.
Конечно, термины первой группы будут учтены однозначно, главное – знайте их значение и правильно примените в сочинении ( иначе по К6 не получите балл)
Термины второй группы могут быть использованы и учтены только в том случае, если они действительно служат для описания данной эпохи (Древнерусское государство, феодальное общество и т.д.)
Критерий 6
К6 | Наличие фактических ошибок.1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов | |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | ||
Допущена одна фактическая ошибка | ||
Допущены две или более фактические ошибки |
Запомните,баллы по К6 выставляются только в том случае, если ученик по К1-К4 набрал не менее 4 баллов!
Примеры ошибок:
§ неверно названы события данного периода
§ неверно приведены в пример две личности, допущены ошибки в определении их роли, результатах деятельности, в фактах биографии
§ неправильно определены причинно-следственные связи.
§ неверно дана оценка значимости данного периода
§ допущена ошибка в фамилии историка, который дал ту или иную оценку периода (например, вместо Гумилёва Л.Н. назван Рыбаков Б.А.)
§ незнание значения термина
Критерий 7
К7 | Форма изложения.1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов | |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | ||
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | ||
Максимальный балл | 11 |
Запомните:балл по К7 выставляется только в том случае, если по К1-К4 ученик набрал не менее 4 баллов!
Изложение должно быть последовательным, связным, одно должно вытекать из другого.
Таковы критерии и рекомендации.
Дополнение:
§ Наличие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок не учитывается при выставлении баллов, хотя любую работу нужно стараться писать грамотно
§ Нормы слов в историческом сочинении нет, главное — раскрыть особенности эпохи в соответствии со всеми критериями
§ Часто выпускники интересуются, сколько абзацев должно быть в сочинении. Давайте посчитаем.
1. Общая характеристика эпохи.
2. Описание первого события, роли личностей в нём и причинно-следственные связи.
3. Описание второго события, роли личностей в нём и причинно-следственные связи.
4. Причинно-следственные связи межлу данными событиями.
5. Оценка данного периода
Таким образом, минимальное количество абзацев- 4.
Как готовиться к историческому сочинению (рекомендации)
§ По каждой предполагаемой эпохе желательно подготовить материал по следующей форме:
Эпоха
1-е событие | личности | роль личностей | термины |
2-ое событие | личности | роль личностей | термины |
Оценка эпохи
1.
2.
Привести не менее двух конкретных фактов, которые явились результатом , итогом событий, происходивших в данный период, оказали влияние на последующие эпохи.
Или привести точки зрения историков.
И последний совет: помните, что к сочинению надо именно готовиться, целенаправленно подбирая необходимый материал. Не нужно надеяться, что на ЕГЭ вы что-нибудь, да вспомните. Это «что- нибудь» может принести вам минимум баллов.