I. Что такое история и откуда она начинается

Многозначность понятия. Историзм как категория человеческого самопознания (от античности до современности). Историческое время. Предыстория и история. Конечна ли история? Исторический процесс и историческая наука. Может ли историческая наука быть объективной? Рассмотрение различных мнений, существующих по данным вопросам.

Понятие «история» многозначно. Говорят «попал в историю» (приключение или повествование о событии). В научном значении это понятие подразумевает исторический процесс, историческую науку (науку об этом процессе) или же историю (описание процесса развития) какой-то науки. Все эти значения этимологически связаны с первыми бытовыми понятиями. В английском языке, например, эти понятия различаются: «history» (история как процесс или наука) и «story» (история, рассказ).

В принципе можно сказать: «история природы», «история медицины», но все они существуют как осознание процесса их развития человеком, сама природа не знает истории. Человек – единственный, имеющий историю, т.е. осознающий самого себя в процессе развития с точки зрения прошлых поколений, с точки зрения будущего. История – процесс объективный и в то же время существующий благодаря человеку. Это запечатленный в сознании людей опыт прошлого, события, люди, которые их совершали, участвовали в них. С этой точки зрения история субъективна, она – процесс человеческого сознания и человеческих деяний. Людская историческая память удерживает не все события, не всех людей, того достойных, масса источников утеряна безвозвратно в войнах, в стихийных катастрофах.

Выделившись из природы, человек не сразу стал осознавать себя частью истории. С этой точки зрения историческое сознание – тоже продукт исторического развития, продукт истории. Оно развивается постепенно, с развитием человека, по мере роста цивилизации, культуры человека и общества в целом.

Исторический процесс – это процесс созидания человеком своей социальной природы. Подчеркивая активную созидательную роль человека, К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что история – «не что иное как деятельность преследующего свои цели человека»[2]. Но человек может осуществлять эту деятельность, становиться собственно человеком, личностью в общепринятом смысле этого слова только в обществе. Это отмечали многие великие мыслители прошлого и настоящего. Человек накапливает и усваивает обычаи, привычки этого общества через прошлый опыт, т.е. в процессе воспитания (в примитивном виде это есть и у животных), человек в отличие от животных делает это сознательно, осознавая опыт поколений и рассматривая себя сквозь призму этого опыта, меняется общество – меняются и его обычаи. Человек сам участвует в этих изменениях и в их осмыслении, в осмыслении своего места в мире как наследника прошлых поколений.

Французский историк М. Блок писал об историческом процессе и важности его изучения так: «…история – это обширный и разнообразный опыт человечества, встреча людей в веках. Неоценимы выводы для жизни и для науки, если эта встреча будет братской».[3]

Накопленный опыт и новые знания о мире способствуют изменению менталитета человека (того способа мышления или склада ума, совокупности привычек, оценки настоящего и прошлого, которые характеризуют определенную эпоху, определенное человеческое общество, определенную часть человеческого общества). И с этой точки зрения человек разных эпох по-разному осмысливает свое место в жизни, свое прошлое, опыт поколений.

Историческое сознание – продукт истории и в разные эпохи является различным.

Говоря об осмыслении исторического процесса, мы не можем уйти от ощущения времени и пространства: вне их нет и процесса.

Сейчас, правда, иногда слышно мнение: а может быть, и нет никакого процесса? Но если человек рождается, растет, объединяется в большие или мелкие социальные группы, воюет или пытается построить прочный мир без войн, умирает (потом в мире, в сущности, все повторяется вновь), ведь это же и есть процесс. Круговорот и эволюция в природе – это процесс, который сомнению никто не подвергает.

Наши рекомендации