На заседании кафедры искусствоведения СПбГУП
УТВЕРЖДЕНЫ
« 28 » НОЯБРЯ 2011 года.Прот.№7
И.О. Зав. кафедрой, профессор _______________ А.В.Карпов
Экзаменационные вопросы по дисциплине
«ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА ДИЗАЙНА»
(Ф-Т ИСКУССТВ, 3 КУРС, «ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ»)
1. Три версии истории дизайна. Внеисторический дизайн, дизайн как средство организации капиталистического производства (П.Беренс), коммерческий дизайн (США годы Великой депрессии).
2. Влияние промышленной революции на развитие дизайна в ХIХ в. Кризис ремесленного производства и международные промышленные выставки.
3. Великая Всемирная выставка в Лондоне. Архитектурный шедевр Д.Пакстона «Хрустальный дворец» - провозвестник современной архитектуры и дизайна. Особенности художественного, инженерного и образного решения.
4. Д.Рескин и братство «прерафаэлитов», их влияние на европейскую культуру.
5. У.Моррис: особенности творческого метода, эстетические воззрения, основные области практической деятельности.
6. Особенности подхода У.Морриса к формированию предметно-пространственной среды. Дом как интегральное произведение искусств.
7. Книгоиздательская деятельность У.Морриса. Особенности новаторского подхода мастера к художественному оформлению книг.
8. Значение У.Морриса как первого дизайнера в европейской культуре.
9. Движение «Искусство и ремесло» и его влияние на развитие европейского дизайна и становление стиля модерн.
10. Японизм в европейской культуре ХIХ в.
11. Графика протомодерна. Творчество У.Крейна и О.Бердслея.
12. Стиль модерн в Европе. Новые принципы формирования предметно-пространственной среды в конце XIX - начале XX века.
13. Основные направления и мастера стиля модерн в Европе.
14. Роль журналов в пропаганде идей стиля модерн.
15. Объединение «Четверка из Глазго» и Ч.Р.Макинтош как пример космополитического модерна.
16. Творчество Ч.Р.Макинтоша и принцип тотального дизайна.
17. Рациональная и декоративная ветви модерна. Значение орнамента в создании нового стиля.
18. Ар Нуво в Бельгии и Франции. Особенности стиля, мастера.
19. Виктор Орта и первые постройки модерна в Европе. Особенности дизайнерского проектирования интерьеров.
20. Архитектурное и дизайнерское творчество Э. Гимара. Основные памятники.
21. Анри ван де Вельде и развитие идей У.Морриса в европейском Ар Нуво.
22. Каталонский «модернисмо» как региональное ответвление модерна на примере творчества А.Гауди.
23. Творчество О.Вагнера и его архитектурная школа.
24. Венский Сецессион. Мастера.
25. Венский «Сецессион» и живописные работы Г. Климта.
26. Венские мастерские и творчество Йозефа Хоффмана.
27. Югендстиль в Германии. Немецкий период в творчестве А.Ван де Вельде и Й.М.Ольбриха. Дармштадтская колония художников.
28. Новаторство архитектурного и дизайнерского творчества Х.Берлаги.
29. Протофункционализм в США. Чикагская школа, основные идеи. Творчество Л.Салливена.
30. Рационалистический модерн в Европе. Х.Берлага, А.Лоос. Влияние американского протофункционализма на формирование рациональной эстетики в архитектуре и дизайне.
31. Германский Веркбунд как первый союз промышленников и художников. История, участники, цели, практика.
32. Деятельность П.Беренса в АЭГ как пример дизайнерского проектирования.
33. В.Гропиус и эстетика функционализма.
34. Баухауз – первая школа по подготовке дизайнеров. История, задачи и методы обучения. Влияние Баухауза на развитие дизайна в ХХ веке.
35. Пропедевтика Баухауза как модель экспериментального базового художественного образования.
36. Баухауз. Мастера.
37. Дизайнерское творчество М.Брейера.
38. Деятельность О.Шлеммера в Баухаузе. Театральные проекты.
39. Стиль Арт Деко в европейском дизайне 20-х-30-х гг.. Выставка в Париже 1925 г.
40. Особенности Арт Деко в США.
41. Группа «Де Стейл». Участники и мастера. Неопластицизм. Новая эстетика - плита и плоскость. Дизайнерское творчество Г.Ритвельда.
42. Становление промышленного дизайна в США: эпоха Великой депрессии. Пионеры американского дизайна.
43. Специфика дизайнерского творчества Г.Дрейфуса У.Д.Тиига.
44. Проекты футурологического дизайна в творчестве Н.Б.Геддеса.
45. Р.Лоуи, как мастер американской модели коммерческого дизайна.
46. Чарльз и Рей Имз как представители органического дизайна США.
47. Скандинавский дизайн и его влияние на развитие американского дизайна после второй мировой войны. Мастера.
48. Архитектурное и дизайнерское творчество А.Аалто.
49. Неофункционализм и Ульмская школа дизайна.
50. Ульмская школа дизайна как наследница идей Баухауза. Особенности преподавания, два этапа ее функционирования.
51. Ульмская школа дизайна. Мастера и методы преподавания.
52. Браунстиль . История становления, особенности дизайна и причины коммерческого успеха.
53. Творчество Д.Рамса.
54. Итальянское экономическое чудо. Стиль компании «Оливетти», автомобильный дизайн в послевоенной Италии.
55. Деятельность Дж. Понти, М.Беллини, Дж. Коломбо.
56. Итальянский авангардный дизайн. Группы «Алхимия» и «Мемфис».
57. Дизайнерское творчество А.Мендини
58. Современное искусство и дизайн середины ХХ века. Поп-арт и хай-тек.
59. Радикальный дизайн. Антидизайн.
60. Дизайн постмодернизма.
61. Творчество Э.Соттсасса.
62. Французский дизайн второй половины ХХ века и творчество Ф.Старка.