Суздальской литературной традиции
Самостоятельная работа
Тема: Житие Феодосия Печерского
1. Разновидности житийного жанра. Лики святых.
2. Биографические известия о Феодосии Печерском и Несторе.
3. К какой разновидности житийного жанра относится Житие Феодосия Печерского (далее – ЖФП)? Проанализируйте композицию этого жития.
4. Основное содержание вступления в ЖФП.
5. История взаимоотношений Феодосия с матерью. Литературный этикет и отступления от него в этой части ЖФП.
6. В чем заключается, по Нестору, святость Феодосия? Найдите и проанализируйте эпизоды, характеризующие Феодосия как святого.
7. Что мы узнаем из ЖФП о повседневной жизни монахов, о их быте, занятиях?
8. Каковы взаимоотношения между монастырем и князьями (история первого игумена Варлаама, конфликт князей Ярославичей)?
Литература:
Памятники литературы Древней Руси: XI-начало XII века. М., 1978.
Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 1: XI-XII века.
Повести Древней Руси XI-XII века. Л., 1983.
Изборник. М., 1969.
Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1. С 274-277 (Нестор), 457-459 (Феодосий Печерский)
Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 52-66.
Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987. С. 26-Живов В.М. Святость. М., 1994 (статьи: Агиография. Канонизация. Почитание святых. Святость).
Тема: Киево-Печерский патерик
1. Патерик как особый тип сборника. Особенности патерикового повествования. Основные переводные патерики.
2. История создания Киево-Печерского патерика. Роль епископа Симона и инока Поликарпа в его создании. Содержание послания Симона Поликарпу (Слово 14).
3. Что рассказывается в патерике об истории создания Киево-Печерского монастыря?
4. Какие добродетели и религиозные подвиги монахов прославляются в Киево-Печерском патерике?
5. Как изображаются взаимоотношения монахов с князьями?
6. Подготовить комментированный пересказ 3-4 патеричных рассказов.
Литература:
Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980.
Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 4.
Повести Древней Руси XI-XII века. Л., 1987.
(Читать “слова” 7, 12, 14-17, 20, 23-25, 27-35).
Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1. С 308-313, 370-373, 392-396.
Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. (Глава 3).
Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик. М., 1999. С. 233-252 (статья Л.А.Ольшевской).
Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987. С. 33-38.
Тема: Сравнительный анализ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
И летописной повести князя Игоря
О походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев повествуется не только в «Слове о полку Игореве», но и в двух летописях: Ипатьевской и Лаврентьевской. Авторы летописей по-разному относятся к князю Игорю и дают разную оценку его поступкам. Автор Ипатьевской летописи симпатизирует Игорю, оправдывает его, и все несчастья, происшедшие с ним во время похода, объясняет роковым стечением обстоятельств. Автор Лаврентьевской летописи осуждает князя Игоря за крайнюю самонадеянность, тщеславие и гордыню. В «Слове о полку Игореве» автор намеревается вести повествование «по былинам сего времени» и пытается дать более объективную характеристику князю, отмечая его достоинства и недостатки. В этих произведениях по-разному описываются и характеризуются одни и те же события и герои.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Имеется ли вступительная часть в обоих произведениях?
2. Кому приписывается инициатива похода в «Слове» и летописи?
3. Как изображается начало похода в обоих памятниках древнерусской литературы?
4. Сравните изображение солнечного затмения в «Слове» и летописи.
5. Как описывается первое сражение и ночь перед вторым сражением в произведениях?
6. Как изображается второе сражение?
7. Как объясняют авторы необходимость бегства князя Игоря из плена?
8. Какую характеристику поступков и характера князя Игоря дают авторы обоих произведений?
ЛИТЕРАТУРА
1. «Слово о полку Игореве».
2. «Летописная повесть о походе князя Игоря Святославича Новгород - Северского на половцев в 1185 году».
3. Памятники литературы Древней Руси: XII век. / Сост. и общ. ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачёва. М., 1982.
4. Лихачёв Д. С. «Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк. М., 1976.
Тема: «Моление» Даниила Заточника как образец владимиро-
суздальской литературной традиции
1. Две редакции памятника («Слово» (1197г.), адресованное князю Ярославу Владимировичу, несколько раз княжившему в Новгороде, и «Моление» (ок. 1229г.), обращенное к Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое Гнездо). Сходство и различие памятников.
2. Тематика и проблематика произведения (прославление человеческой мудрости; тема князя, способного защитить попавшего в беду умного человека своей любовью-милостью; тема бедности и богатства; тема семейных отношений; обличение боярства и монашества).
3. Основной мотив памятника. Страстная и убежденная защита человеческой личности и человеческого достоинства независимо от социального и имущественного положения и в то же время непоколебимая уверенность в том, что ценность человека и его право на внимание и уважение определяются прежде всего его индивидуальными качествами.
4. Образ автора (член княжеской дружины, дворянин (И.У. Будовниц), княжеский холоп (П.П. Миндалев), боярский холоп (Н.К. Гудзий), зависимый человек, княжеский «милостник» (Д.С. Лихачев). Какую оценку Даниилу Заточнику дал В.Г. Белинский? Прокомментируйте его слова : «Кто бы ни был Даниил Заточник, можно заключить не без основания, что это была одна из тех личностей, которые, на беду себе, слишком умны, слишком даровиты, слишком много знают <…> которых сердце болит и снедается ревностью по делам, чуждым им, которые говорят там, где лучше было бы промолчать, и молчат там, где выгодно говорить…».
5. Жанровое своеобразие произведения. Искусная контаминация послания-
просьбы, поучения, обличительного слова и панегирика.
6. Художественные особенности памятника. Книжная и народная традиции. Цитирование «священных» книг и распространенных в XII-XIII вв. сборников, ретроспективная историческая аналогия. Риторические обращения. Антитеза. Анафора. Пословицы и поговорки. Афористичность. Народная речевая стихия. Рифмы «начальные». Каламбур. Рифмы-аллитерации, рифмы-ассонансы, народные каламбурные рифмы. Звукосмысловые и звукоподражательные повторы.
7. Определите, в чем состояла литературная оригинальность «Моления» Даниила Заточника. Образ автора, не связанный тесно с характерными для древнерусских первичных жанров типами повествователя. Как памятник уникальный, «Моление» находится вне традиционной средневековой жанровой системы, во многом предвосхищает русскую сатирическую литературу XVII в.
Литература
Моление Даниила Заточника / подгот. текста, пер. и коммент. Д.С. Лихачева // Памятники литературы Др. Руси. XII в. – М., 1980. – С. 389-399, 688-690.
Слово Даниила Заточника, еже написал своему князю Ярославу Володимеровичю // Златоструй : Др. Русь X-XIII вв. – М., 1990. – С. 238-243.
Дмитриев Л.А. «Моление» Даниила Заточника / Л.А. Дмитриев // История
русской литературы XI-XVII вв. / под ред. Д.С. Лихачева. – Изд. 2-е,
дораб. – М., 1985. – С. 136-140.
Лихачев Д.С. Моление Даниила Заточника / Д.С. Лихачев // Великое
наследие / Д.С. Лихачев. – М., 1980. – С. 241-258.
Вопросы итогового контроля
1. Возникновение славянской письменности. Моравская миссия Кирилла и Мефодия. Культурная роль Византии и Болгарии. Литературная трансплантация. Литература-посредница.
2. Древнейшие славянские рукописи. Остромирово евангелие. Новгородская псалтирь конца X-начала XI в. Задачи палеографии.
3. Система жанров древнерусской литературы.
4. Периодизация истории древнерусской литературы.
5. Специфика древнерусской литературы. Понятие литературного этикета.
6. Древнерусская литература и фольклор.
7. Русское летописание. Повесть временных лет: история возникновения, основное содержание, особенности жанра и стиля.
8. Жанр жития в древнерусской литературе. Сказание о Борисе и Глебе.
9. Житие Феодосия Печерского.
10. Патерик как особый тип сборника. Киево-Печерский патерик.
11. Торжественное красноречие. Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона.
12. Учительное красноречие. Сочинения Владимира Мономаха.
13. Моление Даниила Заточника.
14. Слово о полку Игореве.
15. Апокрифы. Хождение Богородицы по мукам. Сказание, «како сотвори Бог Адама».
16. Ораторские произведения периода татаро-монгольского нашествия. Слово о погибели Русской Земли. Слова Серапиона Владимирского.
17. Повести о гибели русских городов в годы татаро-монгольского завоевания Руси. Повесть о разорении Рязани Батыем. Легенда о граде Китеже.
18. Житийная литература периода татаро-монгольского нашествия. Сказание об убиении в Орде Михаила Черниговского. Повесть о Меркурии Смоленском.
19. Житие Сергия Радонежского. Значение Троице-Сергиева монастыря в духовной жизни Руси XIV-XV вв.
20. «Неполезные» повести в русской литературе эпохи Предвозрождения. Повесть о Дракуле.
21. Тема Индии в древнерусской литературе. Сказание об Индийском царстве. Слово о рахманах. Хожение Афанасия Никитина за три моря.
22. Памятники Куликовского цикла. Задонщина. Сказание о Мамаевом побоище.
23. Теория «Москва – Третий Рим». Сказание о князьях Владимирских.
24. «Обобщающие» предприятия в русской литературе XVI в. Домострой.
25. Возникновение русского книгопечатания. Издания Ивана Федорова.
26. Повесть о Петре и Февронии.
27. Публицистика XVI в. Максим Грек. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.
28. Новые черты в житийном повествовании XVII в. Житие Ульянии Осорьиной.
29. Тема «блудного сына» в русской литературе XVII в. Повесть о Савве Грудцыне.
30. Человеческая судьба в изображении русского писателя XVII в. Повесть о Горе-Злочастии.
31. «Смеховые» повести XVII в. «Служба» кабаку; Азбука о голом и небогатом человеке; Сказание о роскошном житии и веселии; Повесть о Фоме и Ереме и др. (анализ 3-4 произведений по выбору).
32. Церковный раскол XVII в. Житие протопопа Аввакума.
33. Переводная и оригинальная новелла XVII в. Фацеции. Повесть о Фроле Скобееве.
34. Творчество Симеона Полоцкого. Русское барокко.