Мумификация или семь частей одной души
Знаменитый египетский «культ мертвых», огромные некрополи и Пирамиды, являющиеся местами захоронения правителей, обычай бальзамировать трупы и превращать их в мумии, сохранившиеся по сей день и насчитывающие уже по 35 веков; обилие церемоний, связанных с погребением, смертью и последующим путешествием души на запад в Золотой Лодке Солнца (Ра); изготовление и помещение в горло мумий капсулы с «эликсиром вечной молодости» (за которым охотятся нынешние разорители египетских гробниц) - не что иное как попытки преодолеть смерть и уверенность в возможности Возврата в Собственное Тело.
Магические практики, применяемые для этого, в современном обществе почти невозможно повторить. Прежде всего, тело умершего мага подвергалось омовению, над ним читались особые тексты и заклинания, долженствующие вернуть астральное тело обратно. Если этого не происходило, то жрецы-парасхиты очищали тело и вскрывали его, из него вынимались все органы, включая мозг и глаза. Для изъятия мозга применялась не самая легкая и не самая приятная процедура: раскаленной кочергой пробивали носовую перегородку в черепе, взбалтывали мозг, и в таком состоянии вынимали его через ноздри.
Внутренние органы – сердце, печень, почки, легкие, язык и т.д. извлекались и помещались в семь богато украшенных сосудов с крышками. По магическим представлениям такое изъятие обеспечивало не только сохранность тела, но и его дальнейшую работоспособность – когда после возвращения двойника Ка (души) через эти законсервированные по-отдельности и сохраненные в золотых ковчегах органы воскресший человек восстановит свои силы и вернет подлинное имя своей душе. В органах тела сохранялась и магия крови, и сама личность волшебнка.
Герметичные сосуды для органов назывались назывались канопами или хорусами.
Далее полое тело обкладывалось солью, которая его высушивала. Через несколько дней внутренние полости тела заполнялись особыми веществами и составами, в горло мумии помещалась капсула с эликсиром молодости, чтобы в тот момент, когда душа умершего снова вернется в плоть (египтяне называли ее Ка, «двойник») - тело оказалось бы молодым, и оставалось таковым вечно. Затем тело заворачивали в льняные покровы, между которых клали различные амулеты и драгоценности. Среди амулетов преобладали анх - символ жизни и бессмертия, уджат (уаджет)- символическое изображение глаза, чтобы через него покойник мог видеть солнце, а также изображение солнечного (утреннего) жука скоробея.
После этого на лицо возлагалась портретная маска, которая наиболее точно воспроизводила черты лица усопшего, чтобы Ка, при возвращении назад, могла узнать своё тело. Делать слепки таких масок и впоследствии отливать их было непросто, так как тут мало одного «художественного таланта». Золотые лики фараонов производят живое впечатление, они очень красивы как чертами лица, так и выражением, и египтяне до сих пор утверждают, что такие мастера по лицам рождаются лишь в определенных семьях, один человек на тысячу.
Кроме маски приготовленное к вечности тело украшалось на саркофаге ожерельями, кольцами и браслетами, драгоценным поясом, голову венчал венец в виде змеи и глаза – урей. Соединение образов крылатого змея и глаза обозначало предвечную, довременную форму Атума - Великого Бога Ночного Солнца, который символизирует начало и конец бытия Вселенной, то есть время. Надписи рядом со змеем гласили: "Тот - Который - Забирает - Часы".
* * *
Необходимо знать, что у древних волшебников магия текла в крови и действительно прописывала все их тело. При определенной степени знаний и искусства достаточно было отнять от живого тела некоторую его часть, чтобы потом иметь возможность возродиться через нее, как через некий резервный запас, законсервированный и оставленный до своего срока.
Это доносят до нас легенды об Озирисе, древнем волшебнике с оливковой кожей, который был разъят на части, и сестра-супруга которого – Изида – собрала его вновь из многих частей. Последнюю из них ей предоставил ее сын Гор. Кровь сына запустила жизненные механизмы отца. Озирис, переживший свою смерть и восстановление из мертвых, почитался в Египте как божество загробного мира и одновременно как проводник туда.
Отраженная мифами мумификация тела Озириса Анубисом и Изидой наложила отпечаток на этот процесс вплоть до самых тонких мелочей. Так, отрезание кожи со ступней умершего должно было помочь ему не совершить ложного шага, когда он вновь ступит на землю. Вложенный вместо сердца камень показывал, что в теле не присутствует более телесный символ жизни, замененный символом вечности, камнем воскресения. На тканях изображались колдовские формулы, не позволявшие телу последовать за душой, и так далее.
Итак, жизнь, согласно египетской философии, состояла из постоянно чередующихся процессов жизни и смерти, где человек уподоблялся шагающему путнику. В конце дороги стоял Амон-Ра, скрытая Мировая Душа, с которой человек мечтал слиться воедино. Египтяне практиковали перерождение души в одно и то же тело. Для достижения этого обязательным условием являлась мумификация.