Тема 1. Древний Восток и всемирная история

Планируемые результаты.

Освоение дисциплины направлено на формирование у баклавров в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

· ОК-3, ОК-6, ОК-14, ОК-15;

· ОПК-2;

· ПК-1, ПК-9.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками в рамках формируемых компетенций:

Код формируемой компетенции Уровни овладения Критерии Результаты
ОК-3 пороговый знание основных этапов мирового культурного процесса; смыслового наполнения понятия толерантности знать основные этапы мирового культурного процесса; смысловое наполнение понятия толерантности
умение отбирать и систематизировать сведения, воссоздающие специфику культурной эпохи уметь отбирать и систематизировать сведения, воссоздающие специфику культурной эпохи
владение категориально-понятийным аппаратом дисциплины, позволяющим анализировать тексты культуры. владеть категориально-понятийным аппаратом дисциплины, позволяющим анализировать тексты культуры.
продвинутый знание своеобразия картин мира в различные культурно-исторические периоды знать своеобразие картин мира в различные культурно-исторические периоды
умение применять различные методы анализа культурологического материала уметь применять различные методы анализа культурологического материала
владение методами сбора, анализа, обобщения теоретической и эмпирической информации по истории культуры. владеть методами сбора, анализа, обобщения теоретической и эмпирической информации по истории культуры.
высокий знание отличительных признаков восточной и западной культур; основные принципы диалога в философии XX в. знать отличительные признаки восточной и западной культур; основные принципы диалога в философии XX в.
умение моделировать смысловое целое, раскрывающее специфику культурной эпохи уметь моделировать смысловое целое, раскрывающее специфику культурной эпохи
владение навыками полемики и диалога; способностью ясно излагать освоенное знание. владеть навыками полемики и диалога; способностью ясно излагать освоенное знание.  
Код формируемой компетенции Уровни овладения Критерии Результаты
ОК-6 пороговый знание основных признаков устной и письменной форм речи, формально-логических законов знать основные признаки устной и письменной форм речи, формально-логические законы
умение находить и исправлять логические ошибки в тексте уметь находить и исправлять логические ошибки в тексте
владение навыками композиционной организации текста, основными принципами построения устного и письменного текста владеть навыками композиционной организации текста, основными принципами построения устного и письменного текста.
продвинутый знание отличительных особенности устного и письменного текста, критерии хорошей речи, принципов построения текста с соблюдением законов логики знать отличительные особенности устного и письменного текста, критерии хорошей речи, принципы построения текста с соблюдением законов логики
умение отбирать и организовывать языковые средства в соответствии с формой речи; обнаруживать, классифицировать и устранять логические ошибки; создавать устные и письменные тексты профессионально значимых речевых жанров, отвечающие требованиям логичности уметь отбирать и организовывать языковые средства в соответствии с формой речи; обнаруживать, классифицировать и устранять логические ошибки; создавать устные и письменные тексты профессионально значимых речевых жанров, отвечающие требованиям логичности
владение навыками оценки логичности текста, принципами и приемами логичного и последовательного изложения материала; навыками создания устных и письменных текстов учебного подстиля научного стиля. владеть навыками оценки логичности текста, принципами и приемами логичного и последовательного изложения материала; навыками создания устных и письменных текстов учебного подстиля научного стиля.
высокий знание основных видов общения, отличительные признаки устной и письменной форм речи, качеств хорошей речи, логических законов знать знает основные виды общения, отличительные признаки устной и письменной форм речи, качества хорошей речи, логические законы
умение отбирать и организовывать языковые средства в соответствии с формой речи; осуществлять комплексную правку текста с целью соответствия основным формально-логическим законам; логически верно строить устную и письменную речь уметь отбирать и организовывать языковые средства в соответствии с формой речи; осуществлять комплексную правку текста с целью соответствия основным формально-логическим законам; логически верно строить устную и письменную речь
владение широким диапазоном языковых, речевых и текстовых средств, обеспечивающих логичность и последовательность речи; навыками трансформации устного текста в письменный и письменного в устный; принципами и приемами композиционной организации текста; навыками создания связного устного и письменного текста заданного жанра и стиля. владеть широким диапазоном языковых, речевых и текстовых средств, обеспечивающих логичность и последовательность речи; навыками трансформации устного текста в письменный и письменного в устный; принципами и приемами композиционной организации текста; навыками создания связного устного и письменного текста заданного жанра и стиля.
Код формируемой компетенции Уровни овладения Критерии Результаты
ОК-14 пороговый знание основных этапов развития культуры и исторических традиций, представление о социальной структуре современного общества, представления о культурологических концепциях, формах, типах, структуре культуры знать основные этапы развития культуры и исторических традиций, имеет представления о социальной структуре современного общества, имеет представления о культурологических концепциях, формах, типах, структуре культуры
умение различать типы и виды культуры, определять принадлежность культурных объектов к историческому наследию различать типы и виды культуры, определять принадлежность культурных объектов к историческому наследию уметь различать типы и виды культуры, определять принадлежность культурных объектов к историческому наследию различать типы и виды культуры, определять принадлежность культурных объектов к историческому наследию
владение навыком толерантного отношения к культуре и традициях народов и социальных групп владеть навыком толерантного отношения к культуре и традициях народов и социальных групп
продвинутый знание основных этапов развития культуры и исторических традиций, представление о социальной структуре современного общества, имеет представления о культурологических концепциях, формах, типах, структуре культуры. Представление о современных тенденциях развития культурологии, социологии и истории знать основные этапы развития культуры и исторических традиций, имеет представления о социальной структуре современного общества, имеет представления о культурологических концепциях, формах, типах, структуре культуры. Имеет представление о современных тенденциях развития культурологии, социологии и истории
умение различать типы и виды культуры, определять принадлежность культурных объектов к историческому наследию различать типы и виды культуры, определять принадлежность культурных объектов к историческому наследию уметь различать типы и виды культуры, определять принадлежность культурных объектов к историческому наследию различать типы и виды культуры, определять принадлежность культурных объектов к историческому наследию
владение навыком толерантного отношения к культуре и традициях народов и социальных групп. Способен к обобщению и систематизации информации о развитии социальной структуры, культуры и традициях. владеть навыком толерантного отношения к культуре и традициях народов и социальных групп. Способен к обобщению и систематизации информации о развитии социальной структуры, культуры и традициях.
высокий способность на основе знанийо социальной структуре современного общества, о культурологических концепциях, формах, типах, структуре культуры знать способен на основе знанийо социальной структуре современного общества, о культурологических концепциях, формах, типах, структуре культуры
умение на основе представлений о современных тенденциях развития культурологии, социологии и истории формулировать суждения и умозаключения о традициях, культуре и историческом наследии уметь на основе представлений о современных тенденциях развития культурологии, социологии и истории формулировать суждения и умозаключения о традициях, культуре и историческом наследии
владение способностью использовать информацию различных источников и критически относится к получаемой информации. владеть способностью использовать информацию различных источников и критически относится к получаемой информации.
Код формируемой компетенции Уровни овладения Критерии Результаты
ОК-15 пороговый знание основных вех исторического процесса, понимает закономерности исторического процесса, понимание место человека в историческом процессе, наличие представления о политической организации общества знать основные вехи исторического процесса, понимает закономерности исторического процесса, понимает место человека в историческом процессе, имеет представление о политической организации общества
умение определять факторы, движущие силы исторического процесса, характеризовать место человека в историческом процессе, в политической организации общества, выявлять закономерности исторического процесса уметь определять факторы, движущие силы исторического процесса, характеризовать место человека в историческом процессе, в политической организации общества, выявлять закономерности исторического процесса
владение навыками обобщения и систематизации информации об историческом и политическом развитии общества. владеть навыками обобщения и систематизации информации об историческом и политическом развитии общества.
продвинутый знание основных вех исторического процесса, понимание закономерности исторического процесса, понимание место человека в историческом процессе, наличие представления о политической организации общества, наличие представления о современном состоянии исторической и политической науки знать основные вехи исторического процесса, понимает закономерности исторического процесса, понимает место человека в историческом процессе, имеет представление о политической организации общества, имеет представление о современном состоянии исторической и политической науки
умение определять факторы, движущие силы исторического процесса, характеризовать место человека в историческом процессе, в политической организации общества, выявлять закономерности исторического процесса уметь определять факторы, движущие силы исторического процесса, характеризовать место человека в историческом процессе, в политической организации общества, выявлять закономерности исторического процесса
навыками обобщения, систематизации и презентации информации об историческом и политическом развитии общества владеть навыками обобщения, систематизации и презентации информации об историческом и политическом развитии общества
высокий способность использовать знания об основных вехах исторического процесса, о политической организации общества для развернутой характеристики фактов и явлений прошлого и настоящего знать способен использовать знания об основных вехах исторического процесса, о политической организации общества для развернутой характеристики фактов и явлений прошлого и настоящего
умение формировать аргументированные оценочные суждения о месте человека в историческом процессе, о движущих силах и закономерностях исторического процесса, развития современного общества уметь формировать аргументированные оценочные суждения о месте человека в историческом процессе, о движущих силах и закономерностях исторического процесса, развития современного общества
владение способностью использовать информацию различных источников для формирования суждений и умозаключений о прошлом и настоящем общества. владеть способностью использовать информацию различных источников для формирования суждений и умозаключений о прошлом и настоящем общества.
Код формируемой компетенции Уровни овладения Критерии Результаты
ОПК-2 пороговый знание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способов анализа социальной действительности и процессов, протекающих в ней знать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способы анализа социальной действительности и процессов, протекающих в ней
умение использовать полученные знания в области социальных и экономических наук для понимания принципов функционирования современного общества в контексте своей профессиональной деятельности уметь использовать полученные знания в области социальных и экономических наук для понимания принципов функционирования современного общества в контексте своей профессиональной деятельности
владение навыками использования методов социальных, гуманитарных и экономических наук для анализа социально значимых проблем и процессов. владеть навыками использования методов социальных, гуманитарных и экономических наук для анализа социально значимых проблем и процессов.
продвинутый знание основных закономерностей взаимодействия человека и общества, специфики действия социальных экономических закономерностей в сфере образования знать основные закономерности взаимодействия человека и общества, специфику действия социальных экономических закономерностей в сфере образования
умение описывать социально значимые проблемы и процессы, используя соответствующую терминологию уметь описывать социально значимые проблемы и процессы, используя соответствующую терминологию
владение способами выявления онтологического и гносеологического аспектов решаемых проблем, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения по основным философским и методологическим проблемам науки владеть способами выявления онтологического и гносеологического аспектов решаемых проблем, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения по основным философским и методологическим проблемам науки
высокий знание специфики действия социальных экономических закономерностей в сфере образования знать специфику действия социальных экономических закономерностей в сфере образования
умение использовать общие закономерности научного познания дляосмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций уметь использовать общие закономерности научного познания дляосмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций
владение навыками аргументированного изложения собственной точки зрения по основным философским и методологическим проблемам науки, навыками разработки моделей и прогнозных сценариев развития социальных и педагогических процессов владеть навыками аргументированного изложения собственной точки зрения по основным философским и методологическим проблемам науки, навыками разработки моделей и прогнозных сценариев развития социальных и педагогических процессов
Код формируемой компетенции Уровни овладения Критерии Результаты
ПК-1 пороговый знание отдельныхкомпонентов сущности и структуры образовательных процессов, отдельных теорий и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса, отдельных составляющих содержания преподаваемого предмета знать отдельныекомпоненты сущности и структуры образовательных процессов, отдельные теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса, отдельные составляющие содержания преподаваемого предмета
умение проектировать отдельные элементы элективные курсы с использованием последних достижений наук, использовать в образовательном процессе некоторые ресурсы, в том числе потенциал отдельных учебных предметов, использовать отдельные этапы проектной и некоторые приемы инновационной деятельности в образовании уметь проектировать отдельные элементы элективные курсы с использованием последних достижений наук, использовать в образовательном процессе некоторые ресурсы, в том числе потенциал отдельных учебных предметов, использовать отдельные этапы проектной и некоторые приемы инновационной деятельности в образовании
владение отдельными способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования некоторых возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны, отдельными способами ориентации в основных профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы). владеть отдельными способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования некоторых возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны, отдельными способами ориентации в основных профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы).
продвинутый знание основных компонентов сущности и структуры образовательных процессов, ведущих теорий и технологий обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса, главных составляющих содержания преподаваемого предмета знать основные компоненты сущности и структуры образовательных процессов, ведущие теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса, главные составляющие содержания преподаваемого предмета
умение проектировать основные элементы программы элективных курсов с использованием последних достижений наук, использовать в образовательном процессе основные образовательные ресурсы, в том числе потенциал основных учебных предметов, использовать главные этапы проектной и ведущие приемы инновационной деятельности в образовании уметь проектировать основные элементы программы элективных курсов с использованием последних достижений наук, использовать в образовательном процессе основные образовательные ресурсы, в том числе потенциал основных учебных предметов, использовать главные этапы проектной и ведущие приемы инновационной деятельности в образовании
владение основными способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны, ведущими способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы). владеть основными способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны, ведущими способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы).
высокий знание инновационных теорий о сущности и структуре образовательных процессов, ведущих инновационных теорий и технологий обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса, всех составляющих содержания преподаваемого предмета знать инновационные теории о сущности и структуре образовательных процессов, ведущие инновационные теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса, все составляющие содержания преподаваемого предмета
умение проектировать программы элективных курсов с использованием последних достижений наук, использовать в образовательном процессе разнообразные инновационные образовательные ресурсы, в том числе потенциал учебных предметов, использовать современные подходы организации проектной и инновационной деятельности в образовании уметь проектировать программы элективных курсов с использованием последних достижений наук, использовать в образовательном процессе разнообразные инновационные образовательные ресурсы, в том числе потенциал учебных предметов, использовать современные подходы организации проектной и инновационной деятельности в образовании
владение в полном объеме инновационными способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны, всеми способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы). владеть в полном объеме инновационными способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны, всеми способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы).
Код формируемой компетенции Уровни овладения Критерии Результаты
ПК-9 пороговый знание, понимание и способность объяснить основные способы и методы профессионального взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности, некоторые принципы, технологии организации культурно-просветительской-деятельности для разных слоев населения знать знает, понимает и может объяснить основные способы и методы профессионального взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности, некоторые принципы, технологии организации культурно-просветительской-деятельности для разных слоев населения
умение взаимодействоватьс участниками культурно-просветительской деятельности на информационно-сообщающем уровне уметь взаимодействоватьс участниками культурно-просветительской деятельности на информационно-сообщающем уровне
отдельными методами и технологиями взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности. владеть отдельными методами и технологиями взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности.
продвинутый способность конструировать знания, необходимые длявзаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности знать конструирует знания, необходимые длявзаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности; умеет профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности на практико-ориентированном уровне (готов самостоятельно и оптимально включаться в совместную деятельность)
умение профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности на практико-ориентированном уровне (готов самостоятельно и оптимально включаться в совместную деятельность) уметь профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности на практико-ориентированном уровне (готов самостоятельно и оптимально включаться в совместную деятельность)
владение основными методами итехнологиями взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности, опытом профессионального взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности. владеть основными методами итехнологиями взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности, опытом профессионального взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности.
высокий способность реализовывать самостоятельную познавательную деятельностьв сферепрофессионального взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности знать реализует самостоятельную познавательную деятельность в сферепрофессионального взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности
умение проявлять осознанную инициативу и продуктивную активность на высоком уровне ответственностис участниками культурно-просветительской деятельности уметь проявлять осознанную инициативу и продуктивную активность на высоком уровне ответственностис участниками культурно-просветительской деятельности
владение навыками решения инновационных задач по профессиональному взаимодействию с участниками культурно-просветительской деятельности. владеть навыками решения инновационных задач по профессиональному взаимодействию с участниками культурно-просветительской деятельности.
                 

Количественные уровни оценки сформированности компетенций

Коды формируемых компетенции (кластера компетенций) Уровни овладения Баллы  
ОК-3, ОК-6, ОК-14, ОК-15 ОПК-2, ПК-1, ПК-9.   пороговый 60–74  
 
 
продвинутый 75–89  
 
 
высокий 90–100  
 
 

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Содержание дисциплины обусловлено требованиями ФГОС ВО, перечнем компетенций, освоение которых предусмотрено ФГОС ВО, а также современными тенденциями развития отечественной системы образования и исторической науки.

Междисциплинарные связи

Дисциплина «Всеобщая история» связана с такими курсами, как «Введение в науки о человеке и обществе», «Теория и история религии».

Образовательные технологии

При изучении дисциплины базовая роль отводится компетентностному подходу, а также индивидуальному подходу в работе с бакалаврами.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра в соответствии с видом профессиональной деятельности. Студенты выполняют разнообразные виды аналитических заданий, контрольную работу на знание терминологии, работают с картой.

Промежуточная аттестация качества усвоения знаний

Промежуточная аттестация проходит в форме устного экзамена.

Тематический план дисциплины

  №   Раздел (модуль) дисциплины Всего академических часов Контактная работа обучающихся с преподавателем Самостоятельная работа обучающихся
Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия Иные виды учебных занятий
Древний Восток и всемирная история
1.1 из них в интерактивной форме
Природный фактор в истории Древнего Востока
Источники по истории Древнего Востока
Историография истории Древнего Востока
Проблема перехода к цивилизации
5.1 из них в интерактивной форме
Государство на древнем Востоке
Рабство на Древнем Востоке
Община на Древнем Востоке
9 Кочевые цивилизации Древнего Востока
Хронология и периодизация истории Древнего Востока
Межкультурные связи Востока и Западной Сибири в древности
11.1 из них в интерактивной форме
Древнейшие города-государства Шумера
Образование централизованного государства в Месопотамии. Державы Аккада и III династии Ура
Хозяйство и социальный строй Древней Вавилонии по законам Хаммурапи
14.1 из них в интерактивной форме
Государственный строй Древнего Египта (Раннее и Древнее царства)
Общеегипетское государство в период Среднего царства
Религиозно-политические реформы Эхнатона
Культура Древнего Египта
Политическая и социально-экономическая структура Хеттского царства
19.1 из них в интерактивной форме
Социально-экономический строй Ассирии ХV-ХI вв. до н.э.
Великая Ассирийская военная держава (I тыс. до н.э.)
Культура Ассирии
Нововавилонское царство
Древние государства Восточного Средиземноморья
Палестина во второй половине II - I тысячелетии до н. э. Израильско-Иудейское царство
Возникновение Персидской державы
26.1 из них в интерактивной форме
Иран при Дарии I
Греко-Бактрийское царство, Кушанская держава и Парфия
Индия в III-II тыс. до н.э.
Индия в Магадско-Маурийский период
Социально-экономический строй Древней Индии по «Законам Ману»
31.1 из них в интерактивной форме  
Разложение первобытно-общинного строя и древнейшие государственные образования в Китае
Древний Китай в VIII—III вв. до н.э.
Цинь Шихуан и создание Древнекитайской империи
Древний Китай в Ш в.до н.э. - I в. н.э.
35.1 из них в интерактивной форме
Культура Древнего Китая
  ИТОГО:  
  В том числе в интерактивной форме        

Основное содержание (по темам, разделам, с указанием основной и дополнительной литературы)

Тема 1. Древний Восток и всемирная история

Предмет и задачи курса «История Древнего Востока». Восток как историко-культурное понятие. Основные черты восточной цивилизации. Древний Восток и античный Запад: общее и особенное. Расовый состав населения Древнего Востока. Крупнейшие этноязыковые семьи. Межэтнические взаимодействия на Востоке в древности. Межкультурные связи Востока и Западной Сибири в древности. Место истории Древнего Востока во всемирно-историческом процессе. Древнее наследие в истории Востока. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру и цивилизацию.

Наши рекомендации