Тема 1. Древний Восток и всемирная история
Планируемые результаты.
Освоение дисциплины направлено на формирование у баклавров в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:
· ОК-3, ОК-6, ОК-14, ОК-15;
· ОПК-2;
· ПК-1, ПК-9.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками в рамках формируемых компетенций:
Код формируемой компетенции | Уровни овладения | Критерии | Результаты | |||||
ОК-3 | пороговый | знание основных этапов мирового культурного процесса; смыслового наполнения понятия толерантности | знать | основные этапы мирового культурного процесса; смысловое наполнение понятия толерантности | ||||
умение отбирать и систематизировать сведения, воссоздающие специфику культурной эпохи | уметь | отбирать и систематизировать сведения, воссоздающие специфику культурной эпохи | ||||||
владение категориально-понятийным аппаратом дисциплины, позволяющим анализировать тексты культуры. | владеть | категориально-понятийным аппаратом дисциплины, позволяющим анализировать тексты культуры. | ||||||
продвинутый | знание своеобразия картин мира в различные культурно-исторические периоды | знать | своеобразие картин мира в различные культурно-исторические периоды | |||||
умение применять различные методы анализа культурологического материала | уметь | применять различные методы анализа культурологического материала | ||||||
владение методами сбора, анализа, обобщения теоретической и эмпирической информации по истории культуры. | владеть | методами сбора, анализа, обобщения теоретической и эмпирической информации по истории культуры. | ||||||
высокий | знание отличительных признаков восточной и западной культур; основные принципы диалога в философии XX в. | знать | отличительные признаки восточной и западной культур; основные принципы диалога в философии XX в. | |||||
умение моделировать смысловое целое, раскрывающее специфику культурной эпохи | уметь | моделировать смысловое целое, раскрывающее специфику культурной эпохи | ||||||
владение навыками полемики и диалога; способностью ясно излагать освоенное знание. | владеть | навыками полемики и диалога; способностью ясно излагать освоенное знание. | ||||||
Код формируемой компетенции | Уровни овладения | Критерии | Результаты | |||||
ОК-6 | пороговый | знание основных признаков устной и письменной форм речи, формально-логических законов | знать | основные признаки устной и письменной форм речи, формально-логические законы | ||||
умение находить и исправлять логические ошибки в тексте | уметь | находить и исправлять логические ошибки в тексте | ||||||
владение навыками композиционной организации текста, основными принципами построения устного и письменного текста | владеть | навыками композиционной организации текста, основными принципами построения устного и письменного текста. | ||||||
продвинутый | знание отличительных особенности устного и письменного текста, критерии хорошей речи, принципов построения текста с соблюдением законов логики | знать | отличительные особенности устного и письменного текста, критерии хорошей речи, принципы построения текста с соблюдением законов логики | |||||
умение отбирать и организовывать языковые средства в соответствии с формой речи; обнаруживать, классифицировать и устранять логические ошибки; создавать устные и письменные тексты профессионально значимых речевых жанров, отвечающие требованиям логичности | уметь | отбирать и организовывать языковые средства в соответствии с формой речи; обнаруживать, классифицировать и устранять логические ошибки; создавать устные и письменные тексты профессионально значимых речевых жанров, отвечающие требованиям логичности | ||||||
владение навыками оценки логичности текста, принципами и приемами логичного и последовательного изложения материала; навыками создания устных и письменных текстов учебного подстиля научного стиля. | владеть | навыками оценки логичности текста, принципами и приемами логичного и последовательного изложения материала; навыками создания устных и письменных текстов учебного подстиля научного стиля. | ||||||
высокий | знание основных видов общения, отличительные признаки устной и письменной форм речи, качеств хорошей речи, логических законов | знать | знает основные виды общения, отличительные признаки устной и письменной форм речи, качества хорошей речи, логические законы | |||||
умение отбирать и организовывать языковые средства в соответствии с формой речи; осуществлять комплексную правку текста с целью соответствия основным формально-логическим законам; логически верно строить устную и письменную речь | уметь | отбирать и организовывать языковые средства в соответствии с формой речи; осуществлять комплексную правку текста с целью соответствия основным формально-логическим законам; логически верно строить устную и письменную речь | ||||||
владение широким диапазоном языковых, речевых и текстовых средств, обеспечивающих логичность и последовательность речи; навыками трансформации устного текста в письменный и письменного в устный; принципами и приемами композиционной организации текста; навыками создания связного устного и письменного текста заданного жанра и стиля. | владеть | широким диапазоном языковых, речевых и текстовых средств, обеспечивающих логичность и последовательность речи; навыками трансформации устного текста в письменный и письменного в устный; принципами и приемами композиционной организации текста; навыками создания связного устного и письменного текста заданного жанра и стиля. | ||||||
Код формируемой компетенции | Уровни овладения | Критерии | Результаты | |||||
ОК-14 | пороговый | знание основных этапов развития культуры и исторических традиций, представление о социальной структуре современного общества, представления о культурологических концепциях, формах, типах, структуре культуры | знать | основные этапы развития культуры и исторических традиций, имеет представления о социальной структуре современного общества, имеет представления о культурологических концепциях, формах, типах, структуре культуры | ||||
умение различать типы и виды культуры, определять принадлежность культурных объектов к историческому наследию различать типы и виды культуры, определять принадлежность культурных объектов к историческому наследию | уметь | различать типы и виды культуры, определять принадлежность культурных объектов к историческому наследию различать типы и виды культуры, определять принадлежность культурных объектов к историческому наследию | ||||||
владение навыком толерантного отношения к культуре и традициях народов и социальных групп | владеть | навыком толерантного отношения к культуре и традициях народов и социальных групп | ||||||
продвинутый | знание основных этапов развития культуры и исторических традиций, представление о социальной структуре современного общества, имеет представления о культурологических концепциях, формах, типах, структуре культуры. Представление о современных тенденциях развития культурологии, социологии и истории | знать | основные этапы развития культуры и исторических традиций, имеет представления о социальной структуре современного общества, имеет представления о культурологических концепциях, формах, типах, структуре культуры. Имеет представление о современных тенденциях развития культурологии, социологии и истории | |||||
умение различать типы и виды культуры, определять принадлежность культурных объектов к историческому наследию различать типы и виды культуры, определять принадлежность культурных объектов к историческому наследию | уметь | различать типы и виды культуры, определять принадлежность культурных объектов к историческому наследию различать типы и виды культуры, определять принадлежность культурных объектов к историческому наследию | ||||||
владение навыком толерантного отношения к культуре и традициях народов и социальных групп. Способен к обобщению и систематизации информации о развитии социальной структуры, культуры и традициях. | владеть | навыком толерантного отношения к культуре и традициях народов и социальных групп. Способен к обобщению и систематизации информации о развитии социальной структуры, культуры и традициях. | ||||||
высокий | способность на основе знанийо социальной структуре современного общества, о культурологических концепциях, формах, типах, структуре культуры | знать | способен на основе знанийо социальной структуре современного общества, о культурологических концепциях, формах, типах, структуре культуры | |||||
умение на основе представлений о современных тенденциях развития культурологии, социологии и истории формулировать суждения и умозаключения о традициях, культуре и историческом наследии | уметь | на основе представлений о современных тенденциях развития культурологии, социологии и истории формулировать суждения и умозаключения о традициях, культуре и историческом наследии | ||||||
владение способностью использовать информацию различных источников и критически относится к получаемой информации. | владеть | способностью использовать информацию различных источников и критически относится к получаемой информации. | ||||||
Код формируемой компетенции | Уровни овладения | Критерии | Результаты | |||||
ОК-15 | пороговый | знание основных вех исторического процесса, понимает закономерности исторического процесса, понимание место человека в историческом процессе, наличие представления о политической организации общества | знать | основные вехи исторического процесса, понимает закономерности исторического процесса, понимает место человека в историческом процессе, имеет представление о политической организации общества | ||||
умение определять факторы, движущие силы исторического процесса, характеризовать место человека в историческом процессе, в политической организации общества, выявлять закономерности исторического процесса | уметь | определять факторы, движущие силы исторического процесса, характеризовать место человека в историческом процессе, в политической организации общества, выявлять закономерности исторического процесса | ||||||
владение навыками обобщения и систематизации информации об историческом и политическом развитии общества. | владеть | навыками обобщения и систематизации информации об историческом и политическом развитии общества. | ||||||
продвинутый | знание основных вех исторического процесса, понимание закономерности исторического процесса, понимание место человека в историческом процессе, наличие представления о политической организации общества, наличие представления о современном состоянии исторической и политической науки | знать | основные вехи исторического процесса, понимает закономерности исторического процесса, понимает место человека в историческом процессе, имеет представление о политической организации общества, имеет представление о современном состоянии исторической и политической науки | |||||
умение определять факторы, движущие силы исторического процесса, характеризовать место человека в историческом процессе, в политической организации общества, выявлять закономерности исторического процесса | уметь | определять факторы, движущие силы исторического процесса, характеризовать место человека в историческом процессе, в политической организации общества, выявлять закономерности исторического процесса | ||||||
навыками обобщения, систематизации и презентации информации об историческом и политическом развитии общества | владеть | навыками обобщения, систематизации и презентации информации об историческом и политическом развитии общества | ||||||
высокий | способность использовать знания об основных вехах исторического процесса, о политической организации общества для развернутой характеристики фактов и явлений прошлого и настоящего | знать | способен использовать знания об основных вехах исторического процесса, о политической организации общества для развернутой характеристики фактов и явлений прошлого и настоящего | |||||
умение формировать аргументированные оценочные суждения о месте человека в историческом процессе, о движущих силах и закономерностях исторического процесса, развития современного общества | уметь | формировать аргументированные оценочные суждения о месте человека в историческом процессе, о движущих силах и закономерностях исторического процесса, развития современного общества | ||||||
владение способностью использовать информацию различных источников для формирования суждений и умозаключений о прошлом и настоящем общества. | владеть | способностью использовать информацию различных источников для формирования суждений и умозаключений о прошлом и настоящем общества. | ||||||
Код формируемой компетенции | Уровни овладения | Критерии | Результаты | |||||
ОПК-2 | пороговый | знание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способов анализа социальной действительности и процессов, протекающих в ней | знать | основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способы анализа социальной действительности и процессов, протекающих в ней | ||||
умение использовать полученные знания в области социальных и экономических наук для понимания принципов функционирования современного общества в контексте своей профессиональной деятельности | уметь | использовать полученные знания в области социальных и экономических наук для понимания принципов функционирования современного общества в контексте своей профессиональной деятельности | ||||||
владение навыками использования методов социальных, гуманитарных и экономических наук для анализа социально значимых проблем и процессов. | владеть | навыками использования методов социальных, гуманитарных и экономических наук для анализа социально значимых проблем и процессов. | ||||||
продвинутый | знание основных закономерностей взаимодействия человека и общества, специфики действия социальных экономических закономерностей в сфере образования | знать | основные закономерности взаимодействия человека и общества, специфику действия социальных экономических закономерностей в сфере образования | |||||
умение описывать социально значимые проблемы и процессы, используя соответствующую терминологию | уметь | описывать социально значимые проблемы и процессы, используя соответствующую терминологию | ||||||
владение способами выявления онтологического и гносеологического аспектов решаемых проблем, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения по основным философским и методологическим проблемам науки | владеть | способами выявления онтологического и гносеологического аспектов решаемых проблем, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения по основным философским и методологическим проблемам науки | ||||||
высокий | знание специфики действия социальных экономических закономерностей в сфере образования | знать | специфику действия социальных экономических закономерностей в сфере образования | |||||
умение использовать общие закономерности научного познания дляосмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций | уметь | использовать общие закономерности научного познания дляосмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций | ||||||
владение навыками аргументированного изложения собственной точки зрения по основным философским и методологическим проблемам науки, навыками разработки моделей и прогнозных сценариев развития социальных и педагогических процессов | владеть | навыками аргументированного изложения собственной точки зрения по основным философским и методологическим проблемам науки, навыками разработки моделей и прогнозных сценариев развития социальных и педагогических процессов | ||||||
Код формируемой компетенции | Уровни овладения | Критерии | Результаты | |||||
ПК-1 | пороговый | знание отдельныхкомпонентов сущности и структуры образовательных процессов, отдельных теорий и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса, отдельных составляющих содержания преподаваемого предмета | знать | отдельныекомпоненты сущности и структуры образовательных процессов, отдельные теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса, отдельные составляющие содержания преподаваемого предмета | ||||
умение проектировать отдельные элементы элективные курсы с использованием последних достижений наук, использовать в образовательном процессе некоторые ресурсы, в том числе потенциал отдельных учебных предметов, использовать отдельные этапы проектной и некоторые приемы инновационной деятельности в образовании | уметь | проектировать отдельные элементы элективные курсы с использованием последних достижений наук, использовать в образовательном процессе некоторые ресурсы, в том числе потенциал отдельных учебных предметов, использовать отдельные этапы проектной и некоторые приемы инновационной деятельности в образовании | ||||||
владение отдельными способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования некоторых возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны, отдельными способами ориентации в основных профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы). | владеть | отдельными способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования некоторых возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны, отдельными способами ориентации в основных профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы). | ||||||
продвинутый | знание основных компонентов сущности и структуры образовательных процессов, ведущих теорий и технологий обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса, главных составляющих содержания преподаваемого предмета | знать | основные компоненты сущности и структуры образовательных процессов, ведущие теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса, главные составляющие содержания преподаваемого предмета | |||||
умение проектировать основные элементы программы элективных курсов с использованием последних достижений наук, использовать в образовательном процессе основные образовательные ресурсы, в том числе потенциал основных учебных предметов, использовать главные этапы проектной и ведущие приемы инновационной деятельности в образовании | уметь | проектировать основные элементы программы элективных курсов с использованием последних достижений наук, использовать в образовательном процессе основные образовательные ресурсы, в том числе потенциал основных учебных предметов, использовать главные этапы проектной и ведущие приемы инновационной деятельности в образовании | ||||||
владение основными способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны, ведущими способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы). | владеть | основными способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны, ведущими способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы). | ||||||
высокий | знание инновационных теорий о сущности и структуре образовательных процессов, ведущих инновационных теорий и технологий обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса, всех составляющих содержания преподаваемого предмета | знать | инновационные теории о сущности и структуре образовательных процессов, ведущие инновационные теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса, все составляющие содержания преподаваемого предмета | |||||
умение проектировать программы элективных курсов с использованием последних достижений наук, использовать в образовательном процессе разнообразные инновационные образовательные ресурсы, в том числе потенциал учебных предметов, использовать современные подходы организации проектной и инновационной деятельности в образовании | уметь | проектировать программы элективных курсов с использованием последних достижений наук, использовать в образовательном процессе разнообразные инновационные образовательные ресурсы, в том числе потенциал учебных предметов, использовать современные подходы организации проектной и инновационной деятельности в образовании | ||||||
владение в полном объеме инновационными способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны, всеми способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы). | владеть | в полном объеме инновационными способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны, всеми способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы). | ||||||
Код формируемой компетенции | Уровни овладения | Критерии | Результаты | |||||
ПК-9 | пороговый | знание, понимание и способность объяснить основные способы и методы профессионального взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности, некоторые принципы, технологии организации культурно-просветительской-деятельности для разных слоев населения | знать | знает, понимает и может объяснить основные способы и методы профессионального взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности, некоторые принципы, технологии организации культурно-просветительской-деятельности для разных слоев населения | ||||
умение взаимодействоватьс участниками культурно-просветительской деятельности на информационно-сообщающем уровне | уметь | взаимодействоватьс участниками культурно-просветительской деятельности на информационно-сообщающем уровне | ||||||
отдельными методами и технологиями взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности. | владеть | отдельными методами и технологиями взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности. | ||||||
продвинутый | способность конструировать знания, необходимые длявзаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности | знать | конструирует знания, необходимые длявзаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности; умеет профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности на практико-ориентированном уровне (готов самостоятельно и оптимально включаться в совместную деятельность) | |||||
умение профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности на практико-ориентированном уровне (готов самостоятельно и оптимально включаться в совместную деятельность) | уметь | профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности на практико-ориентированном уровне (готов самостоятельно и оптимально включаться в совместную деятельность) | ||||||
владение основными методами итехнологиями взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности, опытом профессионального взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности. | владеть | основными методами итехнологиями взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности, опытом профессионального взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности. | ||||||
высокий | способность реализовывать самостоятельную познавательную деятельностьв сферепрофессионального взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности | знать | реализует самостоятельную познавательную деятельность в сферепрофессионального взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности | |||||
умение проявлять осознанную инициативу и продуктивную активность на высоком уровне ответственностис участниками культурно-просветительской деятельности | уметь | проявлять осознанную инициативу и продуктивную активность на высоком уровне ответственностис участниками культурно-просветительской деятельности | ||||||
владение навыками решения инновационных задач по профессиональному взаимодействию с участниками культурно-просветительской деятельности. | владеть | навыками решения инновационных задач по профессиональному взаимодействию с участниками культурно-просветительской деятельности. | ||||||
Количественные уровни оценки сформированности компетенций
Коды формируемых компетенции (кластера компетенций) | Уровни овладения | Баллы | |
ОК-3, ОК-6, ОК-14, ОК-15 ОПК-2, ПК-1, ПК-9. | пороговый | 60–74 | |
продвинутый | 75–89 | ||
высокий | 90–100 | ||
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Содержание дисциплины обусловлено требованиями ФГОС ВО, перечнем компетенций, освоение которых предусмотрено ФГОС ВО, а также современными тенденциями развития отечественной системы образования и исторической науки.
Междисциплинарные связи
Дисциплина «Всеобщая история» связана с такими курсами, как «Введение в науки о человеке и обществе», «Теория и история религии».
Образовательные технологии
При изучении дисциплины базовая роль отводится компетентностному подходу, а также индивидуальному подходу в работе с бакалаврами.
Текущая аттестация качества усвоения знаний
Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра в соответствии с видом профессиональной деятельности. Студенты выполняют разнообразные виды аналитических заданий, контрольную работу на знание терминологии, работают с картой.
Промежуточная аттестация качества усвоения знаний
Промежуточная аттестация проходит в форме устного экзамена.
Тематический план дисциплины
№ | Раздел (модуль) дисциплины | Всего академических часов | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Самостоятельная работа обучающихся | |||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторные занятия | Иные виды учебных занятий | ||||
Древний Восток и всемирная история | |||||||
1.1 | из них в интерактивной форме | ||||||
Природный фактор в истории Древнего Востока | |||||||
Источники по истории Древнего Востока | |||||||
Историография истории Древнего Востока | |||||||
Проблема перехода к цивилизации | |||||||
5.1 | из них в интерактивной форме | ||||||
Государство на древнем Востоке | |||||||
Рабство на Древнем Востоке | |||||||
Община на Древнем Востоке | |||||||
9 | Кочевые цивилизации Древнего Востока | ||||||
Хронология и периодизация истории Древнего Востока | |||||||
Межкультурные связи Востока и Западной Сибири в древности | |||||||
11.1 | из них в интерактивной форме | ||||||
Древнейшие города-государства Шумера | |||||||
Образование централизованного государства в Месопотамии. Державы Аккада и III династии Ура | |||||||
Хозяйство и социальный строй Древней Вавилонии по законам Хаммурапи | |||||||
14.1 | из них в интерактивной форме | ||||||
Государственный строй Древнего Египта (Раннее и Древнее царства) | |||||||
Общеегипетское государство в период Среднего царства | |||||||
Религиозно-политические реформы Эхнатона | |||||||
Культура Древнего Египта | |||||||
Политическая и социально-экономическая структура Хеттского царства | |||||||
19.1 | из них в интерактивной форме | ||||||
Социально-экономический строй Ассирии ХV-ХI вв. до н.э. | |||||||
Великая Ассирийская военная держава (I тыс. до н.э.) | |||||||
Культура Ассирии | |||||||
Нововавилонское царство | |||||||
Древние государства Восточного Средиземноморья | |||||||
Палестина во второй половине II - I тысячелетии до н. э. Израильско-Иудейское царство | |||||||
Возникновение Персидской державы | |||||||
26.1 | из них в интерактивной форме | ||||||
Иран при Дарии I | |||||||
Греко-Бактрийское царство, Кушанская держава и Парфия | |||||||
Индия в III-II тыс. до н.э. | |||||||
Индия в Магадско-Маурийский период | |||||||
Социально-экономический строй Древней Индии по «Законам Ману» | |||||||
31.1 | из них в интерактивной форме | ||||||
Разложение первобытно-общинного строя и древнейшие государственные образования в Китае | |||||||
Древний Китай в VIII—III вв. до н.э. | |||||||
Цинь Шихуан и создание Древнекитайской империи | |||||||
Древний Китай в Ш в.до н.э. - I в. н.э. | |||||||
35.1 | из них в интерактивной форме | ||||||
Культура Древнего Китая | |||||||
ИТОГО: | |||||||
В том числе в интерактивной форме |
Основное содержание (по темам, разделам, с указанием основной и дополнительной литературы)
Тема 1. Древний Восток и всемирная история
Предмет и задачи курса «История Древнего Востока». Восток как историко-культурное понятие. Основные черты восточной цивилизации. Древний Восток и античный Запад: общее и особенное. Расовый состав населения Древнего Востока. Крупнейшие этноязыковые семьи. Межэтнические взаимодействия на Востоке в древности. Межкультурные связи Востока и Западной Сибири в древности. Место истории Древнего Востока во всемирно-историческом процессе. Древнее наследие в истории Востока. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру и цивилизацию.