Урок 4. Героизм и самоотверженность запорожцев в борьбе за родную землю.
Урок 2. Родина, породившая богатырские характеры.
1. Проверка домашнего задания.
Расскажите о жизни Тараса Бульбы по плану
1. Приезд сыновей.
2. Сборы в Запорожскую Сечь.
3. Отношение к жене.
2. Что мы узнаем о матери двух братьев?
3. Какими деталями автор показывает силу материнской любви?
4. Сравните Остапа и Андрия, используя материал из прочитанных глав.
Сравнительная характеристика героев
Эпизоды | Черты характера Остапа | Черты характера Андрия |
Приезд братьев в родной дом | ||
История жизни братьев в бурсе | ||
Жизнь в Запорожской Сечи |
Прокомментируйте иллюстрацию. Как вы опишите чувства матери?
Почему молодые казаки, покидая родной дом, едва сдерживают слезы?
____________________________
5. Степь в повести «Тарас Бульба».
Степь – родина-мать казаков и, как мать, принимает она их в свои объятья, чтобы утешить, передать жизненную силу и энергию. Степь и казаки – нечто созвучное, родное друг другу.
6. Найдите эпитеты, рисующие степные просторы. Какие сравнения и метафоры создают впечатление, что степь – безграничное пространство.
___________________________________________________________________
7. Какие краски использует писатель, рисуя степь днем, вечером и ночью?
_________________________________________________________________
8. В каких словах автор непосредственно выражает свое восхищение степью?
__________________________________________________________________
9. Расскажите, что из себя представляла Сечь, какие нравы там царили. Краткий вывод запишите в тетрадь.
____________________________________________________________________
10. Что больше всего ценилось среди казаков? Зачитайте. Почему именно это было ценным?
11. Как встретила Сечь Остапа и Андрия?
___________________________________________________________________
12. С какой целью Тарас стремился поднять запорожцев на какое-нибудь дело?
13. Что послужило истинной причиной для начала похода запорожцев на Польшу?
Домашнее задание.
1. Выучить наизусть отрывок из описания степи и нарисовать к нему иллюстрацию.
2. Прочитать 5-9 главы.
Урок 3. «Испытание любовью» .
Обратитесь к 6 главе.
1. Прочитайте сцену объяснения Андрия с полячкой. Какое чувство вызывает у вас Андрий?
_____________________________________________________________
2. Любит ли полячка Андрия? Почему у полячки нет имени?
Почему полячка переживает за жизнь матери, а Андрий готов забыть свою?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5. Составьте киносценарий или диафильм «Путь Андрия в осажденный город»
____________________________________________________________________
6. Считаете ли вы поступок Андрия предательством? Обоснуйте свой ответ.
___________________________________________________________________
Домашнее задание.
Прочитайте 9 главу.
1. Разделите главу на части. Дайте название каждой части.
2.Подготовьте выразительное чтение боя.
Урок 4. Героизм и самоотверженность запорожцев в борьбе за родную землю.
Внимательно прочитайте 9 главу.
1. Прочитайте речь Тараса о товариществе. Чем родство по душе отличается от родства по крови?
___________________________________________________________________
2. В чем видит Тарас угрозу товариществу?
__________________________________________________________________
Прочитайте отрывок. “Полковники… готовились дать сражение. Тарас уже видел это по движению и шуму в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в три табора курени, обнесши их возами в виде крепости, - род битвы, в которых бывали непобедимы запорожцы; двум куреням повелел забраться в засаду; убил часть поля острыми кольями, изломанным оружием, обломками копьев, чтобы при случае загнать туда неприятельскую конницу. И когда все было сделано, как нужно, сказал речь казакам, не для того, чтобы одобрить и освежить их, - знал, что и без того крепки они духом, - а просто самому хотелось высказать все, что было на сердце”. В бою Тарас постоянно поддерживает дух товарищей: “А что, паны… есть еще порох в пороховницах?”
Покажите, как Гоголь раскрывает полковнический талант Тараса.
3.Выразительное прочитайте сцену боя. К кому обращены слова умирающих казаков? Почему их предсмертные слова похожи?
____________________________________________________________________
3. Какие произведения русской и мировой литературы напоминают вам гоголевское описание боя?
____________________________________________________________________
4. Выберите любой фрагмент боя и предложите свой вариант его экранизации.
____________________________________________________________________
5. Как ведет себя в бою Остап?
____________________________________________________________________
6. Охарактеризуйте поведение Андрия в бою.
____________________________________________________________________
7. Почему Тарас убивает сына? Какие чувства испытывает Тарас, глядя на мертвого сына?
____________________________________________8.Прочитайте отрывок из новеллы П.Мериме «Матео Фальконе», в которой отец убивает своего ребенка за предательство. В чем вы видите сходство и различие эпизодов сыноубийства? (ответьте письменно 5-8 предложениями)
Прошло около десяти минут, а Маттео все молчал. Мальчик тревожно поглядывал то на мать, то на отца, который, опираясь на ружье, смотрел на сына с выражением сдержанного гнева.
- Хорошо начинаешь! - сказал наконец Маттео голосом спокойным, но страшным для тех, кто знал этого человека.
- Отец! - вскричал мальчик; глаза его наполнились слезами, он сделал шаг вперед, как бы собираясь упасть перед ним на колени.
Но Маттео закричал:
- Прочь!
И мальчик, рыдая, остановился неподвижно в нескольких шагах от отца.Подошла Джузеппа. Ей бросилась в глаза цепочка от часов, конец которой торчал из-под рубашки Фортунато.
- Кто дал тебе эти часы? - спросила она строго.
- Дядя сержант.
Фальконе выхватил часы и, с силой швырнув о камень, разбил их вдребезги.
- Жена! - сказал он. - Мой ли это ребенок?
Смуглые щеки Джузеппы стали краснее кирпича.
- Опомнись, Маттео! Подумай, кому ты это говоришь!
- Значит, этот ребенок первый в нашем роду стал предателем.
Рыдания и всхлипывания Фортунато усилились, а Фальконе по-прежнему не
сводил с него своих рысьих глаз. Наконец он стукнул прикладом о землю и,
вскинув ружье на плечо, пошел по дороге в _маки_, приказав Фортунато
следовать за ним. Мальчик повиновался.
Джузеппа бросилась к Маттео и схватила его за руку.
- Ведь это твой сын! - вскрикнула она дрожащим голосом, впиваясь
черными глазами в глаза мужа и словно пытаясь прочесть то, что творилось в
его душе.
- Оставь меня, - сказал Маттео. - Я его отец!
Джузеппа поцеловала сына и, плача, вернулась в дом. Она бросилась на
колени перед образом богоматери и стала горячо молиться. Между тем
Фальконе, пройдя шагов двести по тропинке, спустился в небольшой овраг.
Попробовав землю прикладом, он убедился, что земля рыхлая и что копать ее
будет легко. Место показалось ему пригодным для исполнения его замысла.
- Фортунато! Стань у того большого камня.
Исполнив его приказание, Фортунато упал на колени.
- Молись!
- Отец! Отец! Не убивай меня!
- Молись! - повторил Маттео грозно.
Запинаясь и плача, мальчик прочитал "Отче наш" и "Верую". Отец в конце
каждой молитвы твердо произносил "аминь".
- Больше ты не знаешь молитв?
- Отец! Я знаю еще "Богородицу" и литанию, которой научила меня тетя.
- Она очень длинная... Ну все равно, читай.
Литанию мальчик договорил совсем беззвучно.
- Ты кончил?
- Отец, пощади! Прости меня! Я никогда больше не буду! Я попрошу дядю
капрала, чтобы Джаннетто помиловали!
Он лепетал еще что-то; Маттео вскинул ружье и, прицелившись, сказал:
- Да простит тебя бог!
Фортунато сделал отчаянное усилие, чтобы встать и припасть к ногам
отца, но не успел. Маттео выстрелил, и мальчик упал мертвый.
Даже не взглянув на труп, Маттео пошел по тропинке к дому за лопатой,
чтобы закопать сына. Не успел он пройти и нескольких шагов, как увидел
Джузеппу: она бежала, встревоженная выстрелом.
- Что ты сделал? - воскликнула она.
- Совершил правосудие.
- Где он?
- В овраге. Я сейчас похороню его. Он умер христианином. Я закажу по
нем панихиду. Надо сказать зятю, Теодору Бьянки, чтобы он переехал к нам
жить.
________________________________________________________________________________