Васнецов В.М. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897
М. М. Антокольский. «Царь Иоанн Васильевич Грозный».
Мрамор. 1875 год.
Скульптура выполнена по заказу П. М. Третьякова.
Третьяковская галерея.
Опричники
Картина Николая Неврева изображает убийство царём Ивана Петровича Фёдорова-Челяднина
К началу опричнины конюший боярин И.П. Федоров-Челяднин стал одним из главных руководителей земской думы. По свидетельству современников, царь признавал его самым благоразумным среди бояр и вверял ему управление Москвой в свое отсутствие. На первом году опричнины Челяднин возглавил московскую семибоярщину, а позже от имени царя произвел размен и конфискацию Старицкого удельного княжества. Боярин был одним из самых богатых людей своего времени. Он отличался честностью и не брал взяток, благодаря чему его любили в народе. Можно проследить за службой Челяднина месяц за месяцем, неделю за неделей вплоть до роковых дней роспуска Земского собора, когда в его судьбе наступил решительный перелом. Конюшего отстранили от руководства земщиной и отправили на воеводство в пограничную крепость Полоцк.
То было начало расплаты за поддержку в 1566 году челобитной царю от земских людей об отмене опричнины. Боярин отказался от предложения польско-литовского правительства бежать за границу, спасая жизнь, а затем и выдал царю тайного посланника короля Сигизмунда, предлагавшего ему участие в заговоре против Ивана Грозного. Но доверие царя вернуть не удалось. Фёдоров-Челяднин был убит 11 сентября 1568 года; погибли две сотни его родственников и слуг, а также другие земские деятели и их слуги. Убийство боярина царь обставил особым ритуалом. В парадных покоях Большого Кремлевского дворца он собрал членов думы и столичное дворянство и велел привести осужденных. Конюшему он приказал облечься в царские одежды и сесть на трон. Преклонив колена, Грозный напутствовал несчастного иронической речью: «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!». Экзекуцию начал сам царь, ударивший боярина ножом. По приказу самодержца земские и опричники, присутствовавшие в зале, стали наносить новые удары по телу, даже когда он перестал подавать признаки жизни.
Фёдорова-Челяднина обвиняли в заговоре в пользу последнего удельного князя Владимира Андреевича Старицкого (внука Ивана III). Обвинение служило не более чем предлогом для расправы с влиятельными боярами, способными оказать реальное сопротивление опричной политике.
Васнецов В.М. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897
Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», пусть даже упрощая ее название до «Иван Грозный убивает своего сына»
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына») — картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1883—1885 годы[1].
Изображает легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанёс смертельный удар своему сыну царевичу Ивану (в настоящий момент считающийся не окончательно доказанным, см. Смерть царевича Ивана). Картина показывает муку раскаяния на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца[1]. Хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Из воспоминаний Репина известно, что мысль о картине зародилась у него в связи с мартовскими событиями 1881 года, а именно взрывом народовольцем И. И. Гриневицким бомбы, осколками которой был убит царь Александр II. Позже мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» пришла в голову художника, когда он возвращался с концерта Н. А. Римского-Корсакова, под впечатлением от симфонической сюиты «Антар». В своих воспоминаниях Репин описывает это так: «Как-то в Москве в 1881 году я слышал новую вещь Римского-Корсакова — „Месть“. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване»[2]. Он также писал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подходить — не сдобровать! <…> Естественно было искать выхода наболевшему в истории»[3].
Так же можно отметить факт посещения Репиным боя быков во время путешествия по Европе в 1883 году, в своих воспоминаниях он писал: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу… В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном. И картина крови имела большой успех»
· Картина весьма не понравилась императору Александру III и его окружению, в результате чего 1 апреля 1885 года была запрещена к показу, тем самым став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской Империи[4], а П. М. Третьякову, купившему картину, предписывалось «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения её в публике какими-либо другими способами». Запрет был снят через три месяца, 11 июля 1885 года, по ходатайству художника А. П. Боголюбова, близкого ко двору[1][4].
· 16 января 1913 года картина пострадала от трёх ударов ножом, которые нанёс двадцатидевятилетний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов, после чего лица изображённых художнику пришлось воссоздавать фактически заново[4]. Хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд[5]. Затем этот инцидент с Балашовым был использован сторонниками классической школы, чтобы начать гонения на авангардистов.
· В октябре 2013 года группа историков и православных активистов, вдохновенные давним апологетом царя Ивана и сторонником его канонизации В. В. Бойко-Великим обратилась к министру культуры РФ Владимиру Мединскому с просьбой убрать картину из Третьяковской галереи, заявляя, что данное произведение оскорбляет патриотические чувства русских людей[6]. Директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева заявила, что картина не будет убрана с постоянной экспозиции[7]. После этого арт-группа «Митьки» в насмешку над этой петицией объявила о том, что начало работу над картиной «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына», которой при необходимости можно будет заменить полотно Ильи Репина
Известно, что Репин во время создания картины опирался на следующие строки из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина:
"В старшем сыне своем, Иоанне, царь готовил России второго себя: вместе с ним занимаясь делами важными, присутствуя в Думе, объезжая государство, вместе с ним и сластолюбствовал, и губил людей, как бы для того, чтобы сын не мог стыдить отца и Россия не могла ждать ничего лучшего от наследника... Но, изъявляя страшное в юноше ожесточение сердца и необузданность в любострастии, оказывал ум в делах и чувствительность к славе или хотя к бесславию отечества. Во время переговоров о мире, страдая за Россию, читая горесть на лицах бояр, слыша, может быть и всеобщий ропот, царевич исполнился ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в волнении гнева закричал: "Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!" и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее, царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: "Я убил сына!" - и кинулся обнимать, целовать его; удерживая кровь текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей; молил Бога о милосердии, сына о прощении. Но суд небесный свершился. Царевич, лобызая руки отца, нежно изъявлял ему любовь и сострадание; убеждал его не предаваться отчаянию; сказал, что умирает верным сыном и подданным... Жил четыре дня и скончался 19 ноября в ужасной слободе Александровской... Все оплакивали судьбу державного юноши, который мог бы жить для счастия и добродетели..."
Парсуна Ивана Грозного из собрания Национального музея Дании (Копенгаген), к. XVI — нач. XVII вв.