Работа на конкурс сценариев для фестиваля социальной рекламы «25 кадр» в Хабаровске
Выполнил:
Вершинин Владислав
группа Ремесло
Введение:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» была принятая 5-ого октября 2010 года. Именно благодаря ей на всевозможных конкурсах стали чаще появляться номинации "Это моя страна!", "Патриотизм", "Патриотическое воспитание" и т.д.
В прошлогодних работах чаще всего встречались ролики с березками, банями, здоровым образом жизни и церквями. Однако патриотизм это в первую очередь то, за что можно любить и гордится(!) своей страной. У всех нас разные взгляды на этот счет, однако согласно данным ВЦИОМ, в России главным событием отечественной истории ХХ в., которым сегодня гордится наибольшее количество россиян (82%), является Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В соц. роликах это знаменательное событие если и используется, то не совсем в корректной форме. Многие цепляются именно за войну, за событие, а не за ветеранов, чей образ можно использовать как идеал патриотизма.
Ещё два года назад ушли из жизни 136 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны, их осталось 3,4 миллиона человек, сообщает глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова. Ветераны являются невозобновляемым слоем общества, и относительно скоро наступит день когда из жизни уйдет последний "защитник Отечества", и с течением времени нам будет тяжелее использовать их образ.
Проблемная ситуация:
Количество дискуссий на тему "каким должен быть патриот" и шуток по поводу введения уроков "патриотического воспитания" зашкаливает. Чуть позже появились и "патриотически" настроенные ролики, аудитория встретила их не только хладнокровно, но и знатно похохотала над ними. И правда, нынешней молодежи тяжело смотреть без ухмылки на социальную рекламу про здоровый образ жизни, березки и бескрайние поля пшеницы. Возникает вопрос - почему?
Я убежден, что проблема заключается в том, что большинство из нас весьма консервативны. Мы не торопимся менять свои жизненные установки, из-за чего и воспринимаем практически любую новую информацию с долей скептицизма. А посыл почти всех соц. роликов о патриотизме лежит на поверхности. Нужно действовать тоньше. Ведь именно имплицитная подача материала вызывает минимум отторжения, благодаря чему люди не чувствуют, что им пытаются внедрить какую-либо идею.
Концепция ролика:
Этот ролик должны показать по ТВ с 14-ого по 17-ое мая, когда про 9-ое мая уже подзабудут.
Основной идеей ролика является показ одного отрезка из жизни ветерана ВОВ, а именно Дня Победы. Большинство из нас знакомо именно с этим днём. Школьники приходят к ветеранам на пару минут, иногда даже делают памятное фото, дарят гвоздику и какой нибудь чисто символический подарок, после чего желают всего-всего и уходят.
Но что происходит дальше? Школьники расходятся на уроки или домой, но что происходит с ветеранами? Как выглядит их обычный день? Мало кто может ответить на этот вопрос. Мы отдаём им дань уважения один день в году, после чего исчезаем из их жизни ещё на год.
Сценарий:
Хронометраж - 30-60 секунд
Антураж - квартира советского типа (рис1, рис2)
Шрифт для текста - Miriam либо Gungsuh
Сокращения:
ГГ - главный герой, в данном случае ветеран ВОВ
К - камера
ШС - школьный состав(все Ш)
Экран загорается. Показываем антураж. На часах 9:23. (К Крупным планом) ГГ оглядывается на часы и вздыхает (на нем майка и дешевые спортивные шорты). Достает из шкафа пиджак. Не спеша идёт к комоду и достает утюг. Следующий кадр он гладит пиджак. Показываем лицо ГГ, на котором видно что гладит он его с ностальгической улыбкой. Снова оглядывается на часы (К Крупным планом). Время 10:30. (К Крупным планом) Лицо вздыхающего ГГ. Ветеран не спеша идет на кухню Достает из шкафчика конфеты. Выкладывает их в чашку. Ставит чайник. Возвращается в гостиную. Достает из комода шкатулку. Слегка поглаживает её. Подходит к пиджаку. Открывает шкатулку, там медали. Всё с той же улыбкой навешивает медали на пиджак. Стук в дверь. ГГ накидывает пиджак и идет открывать дверь. (К с обратной стороны двери) У двери ШС из семи человек (в руках у ШС гвоздика, шоколад и открытка). Открывается дверь. ГГ с улыбкой приглашает их войти (коридор в квартире небольшой, поэтому трое Ш снаружи). Ш заходят. ГГ смотрит на себя. Понимает что он в незастегнутом пиджаке, майке и старых шортах. ГГ начинает хихикать. ШС понимают почему он смеётся и тоже начинают смеяться. Девочка Ш начинает читать открытку. (К крупным планом на ГГ) ГГ кивает головой и слушает поздравление. ШС вручают ему то что принесли. ГГ приглашает всех их пройти показывая ладонью в сторону кухни. ШС объясняют что торопятся. Каждый из ШС прощается и все уходят. ГГ с понимающим лицом закрывает прощается. (К с обратной стороны двери). Дверь закрывается.
Один из слоганов в конце:
1) "Одного раза в год хватает не всем"
2) "Одиночество — это состояние, о котором некому рассказать. Фаина Раневская" позже появляется "Сходи к нему в гости, говорят ему есть что рассказать"
3) "Что будет дальше?" позже появляется "Навестите и узнайте"
Экран затухает.
По сути, каждое предложение подразумевает смену ракурса камеры. Для облегчения понимания, я прописал всё по действиям. Каждая строчка - смена.
- Экран загорается
- Показываем антураж
- На часах 9:23
- (К Крупным планом) ГГ оглядывается на часы и вздыхает
(на нем майка и дешевые спортивные шорты)
- Достает из шкафа пиджак
- Не спеша идёт к комоду и достает утюг
- Следующий кадр он гладит пиджак
- Показываем лицо ГГ, на котором видно что гладит он его с ностальгической улыбкой
- Снова оглядывается на часы
(К Крупным планом)
- время 10:30
(К Крупным планом)
- Лицо вздыхающего ГГ
- Ветеран не спеша идет на кухню
- Достает из шкафчика конфеты
- Выкладывает их в чашку
- Ставит чайник
- Возвращается в гостиную
- Достает из комода шкатулку
- Слегка поглаживает её
- Подходит к пиджаку
- Открывает шкатулку, там медали
- Всё с той же улыбкой навешивает медали на пиджак
- Стук в дверь
- ГГ накидывает пиджак и идет открывать дверь
(К с обратной стороны двери)
- У двери ШС из семи человек
(в руках у ШС гвоздика, шоколад и открытка)
- Открывается дверь
- ГГ с улыбкой приглашает их войти
(коридор в квартире небольшой, поэтому трое Ш снаружи)
- Ш заходят
- ГГ смотрит на себя
- Понимает что он в незастегнутом пиджаке, майке и старых шортах
- ГГ начинает хихикать
- ШС понимают почему он смеётся и тоже начинают смеяться
- Девочка Ш начинает читать открытку
(К крупным планом на ГГ)
- ГГ кивает головой и слушает поздравление
- ШС вручают ему то что принесли
- ГГ приглашает всех их пройти показывая ладонью в сторону кухни
- ШС объясняют что торопятся
- Каждый из ШС прощается и все уходят
- ГГ с понимающим лицом закрывает прощается
(К с обратной стороны двери)
- Дверь закрывается
- Один из слоганов в конце:
1) "Одного раза в год хватает не всем"
2) "Одиночество — это состояние, о котором некому рассказать. Фаина Раневская" позже появляется "Сходи к нему в гости, говорят ему есть что рассказать"
3) "Что будет дальше?" позже появляется "Навестите и узнайте"
- Экран затухает
Звуковое сопровождение:
Здесь есть четыре пути:
Первый путь.
Отказаться от посторонних звуков. Однако мы накладываем на видеоряд спокойную музыку. Именно музыку - без слов. Мелодия ни в коем случае не должна быть грустной, скорее лишь немного меланхоличной.
Плюс ко всему, лучше не ограничиваться лишь одной звуковой дорожкой, мы ведь не клип снимаем.
Думаю подойдут следующие композиции:
Claude Debussy - Clair de Lune (!)
Kan R. Gao – Once Upon a Memor
Break My Sky – Fire All Over
Либо замечательные мелодии из проекта "Dear Ester".
Второй путь.
Можно отказаться от музыки, и оставить лишь звуки происходящего: неспешные шаги, зажигание плиты, звук чайника, тиканье часов.
Однако зритель не должен слышать то, что происходит на улице. Он слышит лишь то, что нарушает абсолютную тишину.
Такой подход поможет продемонстрировать всю безмятежность жизни пристарелых людей. Будет отлично, если такое повествование кому-нибудь напомнит
фильм Михаэля Ханеке "Любовь".
Третий путь.
Наложить на видео-ряд интервью с ветераном ВОВ. Несколько вопросов о том, как проходит их(!) День победы. Если не удается проинтервьюировать, то берем человека с поставленным голосом, который читает заготовку. Главное, чтобы текст вписывался в повествование.
Четвертый путь.
Самый интересный. Целью является комбинирование предыдущих трех. Скрещивание поможет удержать внимание от начала и до конца ролика. Однако стоит не забывать, что мы делаем не клип, а соц. ролик. Поэтому, если в этом “пути” лучше вставить музыку в конце.
Рисунок 1
Рисунок 2