Приложение: на 2 л. в 1 экз. только в первый адрес. 1 страница

При ответе на запрос указывается ссылка на дату и номер документа-запроса.

Запросы о правовой помощи по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью, оформляются в соответствии с требованиями международных договоров и законодательства Российской Федерации, подписываются нотариусом, подпись нотариуса заверяется оттиском печати с воспроизведением Государственного герба РФ.

§ 3. Прием, регистрация и отправление документов

1. Порядок работы с входящими документами

Все документы, поступающие к нотариусу, занимающемуся частной практикой, или в государственную нотариальную контору, можно классифицировать:

1) в зависимости от способа получения нотариусом на:

- документы, полученные посредством использования почтовых средств связи;

- документы, полученные по электронной почте (документы, полученные с использованием электронных средств связи);

- документы, полученные на личном приеме нотариуса;

2) в зависимости от способа регистрации на:

- документы, подлежащие общему учету, а именно в журнале регистрации входящей корреспонденции <1>;

--------------------------------

<1> Приложение 1, образец N 4.

- документы, подлежащие специальному учету. Это документы, подлежащие регистрации в специальных книгах. Такими документами являются, например, все заявления, связанные с оформлением прав на наследство. Они подлежат регистрации в книге учета наследственных дел, книге учета заявлений (поручений) о принятии мер по охране наследственного имущества, книге учета заявлений (поручений) о принятии мер по управлению наследственным имуществом. Также к документам специального учета относятся документы, послужившие основанием для начала производства по депозитной операции, которые регистрируются в книге учета депозитных операций.

Документы, полученные посредством использования почтовых и электронных средств связи. При получении документов почтой нотариусом определяется правильность доставки документов: ошибочно доставленные документы без вскрытия конвертов возвращаются в отделение связи для пересылки по принадлежности. Конверты вскрываются, проверяется наличие документов и приложений к ним. При отсутствии в конверте документа или приложения к документу составляется акт об отсутствии документов или иных вложений в почтовых отправлениях <1>, один экземпляр которого направляется адресату, а второй - приобщается к полученным документам.

--------------------------------

<1> Приложение 1, образец N 2.

Конверты, в которых поступили документы, как правило, уничтожаются. В отдельных случаях для фиксации сведений о времени отправки или получения документов (нарушение сроков отправки и получения), адреса отправителя, если он отсутствует в самом документе, конверты прикрепляются к поступившим документам.

Полученные документы должны быть зарегистрированы в журнале регистрации входящей корреспонденции. Регистрации подлежат все документы, получаемые нотариусом и связанные с нотариальной деятельностью. Не подлежат регистрации:

1) информационные письма и другие сообщения, полученные нотариусом, не связанные с нотариальной деятельностью, в том числе полученные по электронной почте без использования электронно-цифровой подписи (далее - ЭЦП). Вместе с тем ответы на запросы нотариуса, поступающие нотариусу через ЕИС с использованием ЭЦП, будут являться документами, подлежащими регистрации;

2) поступающие нотариусу уведомления о залоге движимого имущества - как в бумажном виде, на личном приеме, по почте, так и в электронном виде. Они подлежат специальному учету - в электронном реестре уведомлений о залоге движимого имущества.

Документы, подлежащие регистрации, должны быть учтены в журнале регистрации входящей корреспонденции в день их поступления.

Документы, подлежащие специальному учету (например, заявления о принятии наследства), поступившие по почте, сначала регистрируются в журнале регистрации входящей корреспонденции, а затем - в книге специального учета.

Документы, принятые нотариусом на личном приеме. Документы, принятые нотариусом на личном приеме, также подлежат регистрации. В отличие от документов, поступивших по почте, документы, принятые на личном приеме и подлежащие специальному учету, регистрируются не в журнале регистрации входящей корреспонденции, а только в книгах специального учета. Например, заявление о принятии наследства, поданное на личном приеме нотариусу, регистрируется только в книге учета наследственных дел.

В журнале регистрации входящей корреспонденции учитываются документы, полученные нотариусом на личном приеме, связанные с нотариальной деятельностью и не подлежащие специальному учету.

Исключение составляют документы, необходимые для совершения конкретного нотариального действия, подтверждающие определенные факты или события (например, правоустанавливающие документы, документы, подтверждающие факт рождения, смерти).

Если нотариусу на личном приеме переданы подлинные документы, необходимые для нотариального производства, но при этом нотариальное действие не совершается в день принятия документов или совершается без заявителя (например, документы, необходимые для выдачи свидетельства о праве на наследство, переданные нотариусу до истечения шести месяцев со дня открытия наследства, документы для совершения протеста векселя), заявителю выдается расписка в получении документов нотариусом (далее - расписка), заверенная подписью нотариуса и оттиском печати с воспроизведением Государственного герба РФ <1>. На заявления, подлежащие регистрации и (или) специальному учету, расписка не составляется.

--------------------------------

<1> Приложение 1, образец N 3.

Расписка составляется в двух экземплярах, один из которых помещается в дело нотариуса, второй - вручается заявителю. Расписка также может быть оформлена в виде записи на копии соответствующего документа, выдаваемой заявителю. Поскольку Правилами форма такой записи не определена, она может быть составлена в произвольной форме, заверена подписью нотариуса и оттиском печати с воспроизведением Государственного герба РФ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к расписке.

Возврат нотариусом указанных документов заявителю производится под расписку, которая оформляется в виде соответствующей записи на остающейся в делах нотариуса копии возвращаемого подлинного документа или на имеющемся в деле нотариуса экземпляре расписки. Форма такой записи Правилами не установлена.

Порядок регистрации и рассмотрения документов. При получении входящего документа нотариусом на документе в правом нижнем углу первой страницы ставятся регистрационный номер по журналу регистрации входящей корреспонденции и дата регистрации. Журнал регистрации входящей корреспонденции оформляется согласно образцу <1>.

--------------------------------

<1> Приложение 1, образец N 4.

Зарегистрированный документ, исходя из оценки его содержания, подлежит предварительному рассмотрению нотариусом в течение пяти рабочих дней с момента регистрации для решения вопроса о необходимости, сроках и порядке исполнения документа (подлежит ли документ принятию к нотариальному производству, требуется ли ответ автору обращения и т.д.).

Ответ по существу дается заявителю не позднее 30 дней с момента регистрации документа, если законодательством Российской Федерации не установлены иные сроки исполнения. Например, в Правилах установлено, что документ, относящийся к компетенции другого нотариуса (заявление о принятии наследства направлено нотариусу, в чью компетенцию не входит оформление наследственных прав и т.д.), не позднее семи дней со дня регистрации направляется ему с сопроводительным письмом. Также, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается его автору, если его фамилия (наименование организации) и почтовый адрес поддаются прочтению. Не подлежат рассмотрению обращения, не содержащие данных о фамилии (наименовании организации) и почтовом адресе заявителя, по которому должен быть направлен ответ.

В случае если в письменном обращении содержится вопрос, на который автору обращения многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, нотариус вправе принять решение о прекращении переписки по данному вопросу. О данном решении уведомляется автор обращения.

Если нотариусу, получившему документ, неизвестно, к компетенции какого нотариуса относится разрешение поставленных в нем вопросов, документ направляется в соответствующий территориальный орган юстиции для дальнейшей передачи по принадлежности. О направлении документа другому нотариусу или в территориальный орган юстиции в письменной форме сообщается лицу, от которого поступил документ.

Поступившее обращение (документ) считается исполненным, если решены все поставленные в нем вопросы и в случае необходимости дан ответ заявителю.

Обращение (документ), экземпляр ответа на него, другие связанные с ним документы помещаются в дело. На экземпляре обращения (документа), не требующего ответа, проставляется соответствующая отметка, содержащая дату и подпись нотариуса. Форма отметки не предусмотрена, следовательно, составляется нотариусом в произвольной форме, например: Не требует ответа.

"_"_____________г.

Нотариус ____________

2. Порядок работы с исходящими документами

Документы, исходящие от нотариуса, создаются в соответствии с правилами, указанными в § 2 настоящей главы, и регистрируются в Журнале регистрации исходящей корреспонденции <1>. Не подлежат регистрации в Журнале регистрации исходящей корреспонденции:

--------------------------------

<1> Приложение 1, образец N 5.

- нотариальные акты;

- организационно-распорядительные документы;

- расписки;

- иные документы, образующиеся в процессе деятельности нотариуса и остающиеся в делах нотариуса. На исходящем документе ставятся регистрационный номер по журналу регистрации исходящей корреспонденции и дата регистрации. Исходящие документы передаются непосредственно адресату под расписку, которая оформляется соответствующей записью на экземпляре документа, остающегося в делах, или направляются по почте.

При направлении запросов через ЕИС с использованием электронно-цифровой подписи нотариуса при отсутствии журнала электронных документов запросы подлежат общей регистрации в журнале регистрации исходящей корреспонденции.

Исходящие документы отправляются или передаются адресатам не позднее пяти рабочих дней с даты их подписания. При отправлении (передаче) документа один экземпляр остается в делах нотариуса.

§ 4. Хранение документов нотариусом (архивное дело)

1. Примерная и индивидуальная номенклатуры дел.

Составление номенклатуры дел

Для учета документов, группировки документов в дела, определения сроков их хранения нотариусом, занимающимся частной практикой, или государственной нотариальной конторой утверждается номенклатура дел на соответствующий год.

Номенклатура дел - систематизированный перечень заголовков дел, образующихся в процессе деятельности государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой, с указанием сроков хранения дел.

В нормативных актах используются два понятия: "Индивидуальная номенклатура" и "Примерная номенклатура".

Индивидуальная номенклатура - это номенклатура дел нотариуса, занимающегося частной практикой, и государственной нотариальной конторы. Индивидуальная номенклатура составляется на основе Примерной номенклатуры дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой.

Примерная номенклатура дел предназначена для использования в качестве основного методического документа при подготовке индивидуальной номенклатуры дел для государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой.

В настоящее время действует Примерная номенклатура дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой (утв. решением Правления ФНП от 12 ноября 2012 г., Приказом Минюста России от 19 декабря 2013 г. N 229 <1>).

--------------------------------

<1> Зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный N 30940.

Примерная номенклатура определяет порядок формирования документов в дела, систематизации, идентификации, индексации и сроки хранения дел.

Уменьшение сроков хранения, установленных Примерной номенклатурой дел, при составлении индивидуальной номенклатуры дел запрещается.

При введении законодательными актами Российской Федерации новых нотариальных действий в Примерную номенклатуру дел вносятся соответствующие изменения, связанные с дополнением новыми заголовками дел и указанием сроков хранения вновь введенных дел. До внесения изменений в Примерную номенклатуру дел нотариус, занимающийся частной практикой, или государственная нотариальная контора вправе включить в действующую индивидуальную номенклатуру новые заголовки дел. При этом графа "Срок хранения" заполняется только после внесения дополнений в Примерную номенклатуру дел.

Разделы Примерной номенклатуры дел объединяют наименования дел по функциональному признаку в соответствии с деятельностью государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой.

Примерная номенклатура дел состоит из двух разделов.

В раздел "Организация нотариальной деятельности" включены дела: организационно-распорядительные, отчетности, финансирования и бухгалтерии, по работе с персоналом, регистрационно-контрольные и учетные.

В раздел "Совершение нотариальных действий" включены дела, связанные с совершением нотариальных действий.

Содержание индивидуальной номенклатуры. На основании Примерной номенклатуры дел формируется индивидуальная номенклатура дел, состоящая из следующих граф: индекс дела (графа 1), заголовок дела (графа 2), количество томов, частей (графа 3), срок хранения дела, номера статей (графа 4), примечание (графа 5). В индивидуальную номенклатуру дел включаются дела, образующиеся в процессе деятельности конкретной государственной нотариальной конторы или конкретного нотариуса, занимающегося частной практикой, на основе изучения состава, содержания и количества документов.

В соответствии с Приказом Минюста России от 19 декабря 2013 г. N 229 обязательно в индивидуальную номенклатуру дел включаются дела, содержащие:

- номенклатуру дел;

- документы, являющиеся основанием для осуществления нотариальной деятельности (заверенные копии приказов о наделении полномочиями нотариуса, а также о его замещении, копии лицензий);

- копии договоров страхования гражданской ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой;

- законы и иные нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ, приказы, распоряжения, методические документы Министерства юстиции РФ, его территориальных органов и нотариальных палат.

Помимо этого, обязательно рекомендуется включить в индивидуальную номенклатуру все книги и журналы, предусмотренные Примерной номенклатурой, даже если ранее эти дела в деятельности нотариуса не возникали. Данная рекомендация основана на том, что все книги и журналы до внесения в них первой записи должны быть пронумерованы, прошиты и заверены подписью должностного лица с проставлением печати нотариальной палаты соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, при обращении клиента нотариус должен внести запись в уже заведенные и оформленные в соответствии с Правилами книгу или журнал.

Новые заголовки дел, не предусмотренные Примерной номенклатурой, если они не объединяют или не разделяют предусмотренные Примерной номенклатурой дела, нотариус вправе включить в индивидуальную номенклатуру дел только в связи с введением законодательными актами Российской Федерации нового нотариального действия или нового документа, обязательного для нотариуса, как это предусмотрено п. 50 Правил. При этом срок хранения такого дела указывается в индивидуальной номенклатуре нотариуса только после внесения дополнений в Примерную номенклатуру.

В графе 1 указывается каждое дело, включенное в индивидуальную номенклатуру дел, которое имеет строго определенный индекс. Индекс дела состоит из установленного цифрового обозначения раздела и порядкового номера заголовка дела по Примерной номенклатуре дел в пределах раздела. Дела, не оконченные производством в течение одного года, являются переходящими и вносятся в индивидуальную номенклатуру дел следующего года с тем же индексом. При присвоении нотариусом индекса делу цифровое обозначение раздела Примерной номенклатуры должно обязательно сохраняться, а порядковый номер заголовка дела может меняться нотариусом по своему усмотрению. Например, номенклатурное дело "Приказы по личному составу" в Примерной номенклатуре указано с индексом 01-08. Часть 01 нотариус не вправе менять, а вместо 08 может быть указан иной порядковый номер - в зависимости от дел, заводимых нотариусом у себя в производстве.

Графа 2 включает заголовки дел. При перенесении заголовков дел из Примерной номенклатуры дел в индивидуальную номенклатуру дел возможны уточнения заголовков, предложенных Примерной номенклатурой дел, их конкретизация. Допускается:

- объединение в одно дело нескольких взаимосвязанных по содержанию и одинаковых по срокам хранения заголовков из Примерной номенклатуры дел;

- разделение одного дела, предусмотренного Примерной номенклатурой дел.

Заголовок дела должен в обобщенной форме отражать основное содержание документов дела (завещания, брачные договоры), вид заводимого дела (книга, журнал) или вид документов (акты, постановления). Если дело состоит из нескольких томов, делу присваивается общий заголовок, а каждому тому - свой номер. В номенклатуру дел включаются наименования (заголовки) дел, отражающие всю документируемую деятельность нотариуса, в том числе реестры, книги, журналы.

Графа 3 "Количество частей (томов)" заполняется в индивидуальной номенклатуре дел по окончании календарного года. Дела, состоящие из нескольких томов, имеют общий индекс. На обложке каждого тома указывается его порядковый номер. В графу 3 номенклатуры дел по окончании календарного года вписывается количество частей или томов дела, находящихся в производстве.

В графе 4 указываются сроки хранения дел и статьи по перечню в соответствии с Примерной номенклатурой дел.

Сроки хранения, установленные в Примерной номенклатуре, согласованы с Центральной экспертной комиссией Министерства юстиции РФ, Федеральной нотариальной палатой и Центральной экспертно-проверочной комиссией при Федеральном архивном агентстве (п. 5 Примерной номенклатуры дел). Поэтому изменение сроков хранения и установление своих сроков хранения нотариусом или нотариальной палатой не допускаются.

В графе 5 делаются пометки о не начатых или переходящих на следующий год делах (например, переходящее с 2004 г.), передаче дел в архив, выделении дел к уничтожению, другие дополнительные пометки.

Переходящие дела - дела, ведущиеся в течение нескольких календарных лет. Не могут быть переходящими:

- реестры для регистрации нотариальных действий;

- дела, состоящие из документов, относящихся к определенным нотариальным действиям, совершенным в календарном году и оконченным производством, если иное не предусмотрено Правилами.

Если в течение года у нотариуса, занимающегося частной практикой, или в государственной нотариальной конторе образуются новые дела, не предусмотренные Примерной номенклатурой дел, они дополнительно вносятся в индивидуальную номенклатуру дел. Для внесения новых дел, не предусмотренных в номенклатуре дел, но сформированных в течение календарного года, в конце структурного раздела индивидуальной номенклатуры дел оставляют два-три резервных индекса дел (без указания заголовков). Необходимо учитывать, что нотариус не может "сочинить" свое дело, не предусмотренное Примерной номенклатурой или не являющееся новым нотариальным действием, например номенклатурное дело "Штатное расписание", и внести его в индивидуальную номенклатуру. Новые дела и сроки их хранения должны быть определены на уровне Российской Федерации.

Порядок составления и оформления индивидуальной номенклатуры. Индивидуальная номенклатура дел составляется на каждый календарный год не позднее 1 декабря предшествующего года по форме согласно образцу <1>. Индивидуальная номенклатура дел составляется в двух экземплярах, подписывается составившим ее лицом и представляется до 1 декабря текущего года нотариусом, занимающимся частной практикой, в нотариальную палату, государственной нотариальной конторой - в территориальный орган юстиции для утверждения. Проставление печати на номенклатуре Правилами не предусмотрено.

--------------------------------

<1> Приложение 1, образец N 8.

Утверждение номенклатуры дел государственной нотариальной конторы производится приказом территориального органа, а нотариуса, занимающегося частной практикой, - уполномоченным должностным лицом нотариальной палаты. Оба экземпляра утвержденной номенклатуры дел возвращаются нотариусу, занимающемуся частной практикой, или в государственную нотариальную контору.

Индивидуальная номенклатура вводится в действие с 1 января следующего года. В делах нотариуса должен быть документ о введении в действие индивидуальной номенклатуры. Это может быть приказ нотариуса, который является организационно-распорядительным документом и помещается в дело организационно-распорядительных документов.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вновь назначенный на должность, или нотариус во вновь созданной государственной нотариальной конторе обязан в течение месяца со дня начала работы в должности нотариуса или со дня работы государственной нотариальной конторы разработать номенклатуру дел и представить ее для утверждения соответственно в нотариальную палату или территориальный орган юстиции. По окончании года номенклатура дел закрывается итоговой записью о категориях и количестве дел, находящихся в производстве в соответствующем году <1>, являющейся самостоятельным документом.

--------------------------------

<1> Приложение 1, образец N 9.

В графе 2 итоговой записи указывается суммарное количество заведенных в текущем году и перешедших с прошлого года дел.

В графе 3 итоговой записи указывается количество дел, не завершенных в текущем году и перешедших на следующий год.

Согласно п. 51 Правил в графу 3 индивидуальной номенклатуры дел по окончании календарного года вписывается количество частей или томов дела, находящихся в производстве. В связи с этим представляется, что в итоговой записи следует указывать количество находившихся в производстве текущего года, в том числе незавершенных и перешедших с прошлых лет, дел (томов) - единиц хранения. При этом в графе 3 итоговой записи в качестве перешедших дел указываются все не завершенные в текущем году дела (тома дел) - единицы хранения, которые находились в производстве текущего года, в том числе перешедшие с прошлых лет и не завершенные в текущем году.

В строке итоговой записи "Наследственные дела" учитываются наследственные дела, заведенные в текущем году и перешедшие с прошлых лет. Наследственные дела не учитываются в строке "Постоянно".

В случае внесения в индивидуальную номенклатуру новых заголовков дел с присвоением резервных индексов при отсутствии установленного срока хранения в связи с введением законодательными актами РФ новых нотариальных действий или иных документов, обязательных для нотариуса, сведения об указанных делах могут быть отражены в справке, составленной в произвольной форме и подшитой к итоговой записи, о категориях и количестве дел, находящихся в производстве в соответствующем году.

Итоговая запись составляется нотариусом в двух экземплярах, подшивается к номенклатуре. Итоговая запись удостоверяется подписью нотариуса либо работника, ответственного за ведение архива и подготовку номенклатуры дел. В течение двух месяцев по окончании календарного года один экземпляр номенклатуры дел вместе с подшитой итоговой записью направляется нотариусом, занимающимся частной практикой, в нотариальную палату, а государственной нотариальной конторой - в территориальный орган юстиции.

При формировании дел для постоянного хранения номенклатурного дела "Номенклатура дел на _____ год" документы группируются в следующем порядке: обложка дела, соответствующая образцу по форме <1>, внутренняя опись, номенклатура дел, итоговая запись, лист-заверитель.

--------------------------------

<1> Приложение 1, образец N 10.

2. Правила формирования и оформления законченных дел

А. Общие правила

Формирование дела представляет собой группирование исполненных документов в дело в соответствии с номенклатурой дел и систематизацию документов внутри дела.

Оформление дела заключается в подготовке дела к хранению в соответствии с установленными Правилами.

Согласно Правилам дела со дня их формирования до передачи в архив или на уничтожение хранятся у нотариуса, занимающегося частной практикой, или в государственной нотариальной конторе. Территориальные органы Минюста России и нотариальные палаты субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за сохранностью и учетом нотариальных архивов, а государственные нотариальные конторы и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны обеспечивать сохранность и учет нотариальных архивов.

Формирование дела. Дело состоит из сгруппированных в отдельной папке документов, относящихся:

- к определенному вопросу (например, договоры страхования профессиональной ответственности нотариуса);

- к определенному нотариальному действию (например, договоры об ипотеке);

- к определенной области деятельности нотариуса (например, личные дела работников) и т.д.

В дело помещается один экземпляр правильно оформленных документов, заверенных необходимыми подписями, печатями, датированных.

При формировании дел необходимо соблюдать следующие правила:

- помещать в дела документы в соответствии с заголовками дел в утвержденной номенклатуре дел;

- раздельно формировать в дела документы с различными сроками хранения, кроме документов, относящихся к разрешению конкретного вопроса (нотариального действия);

- группировать в дела документы одного календарного года, за исключением переходящих дел;

- не помещать в дела документы, подлежащие возврату, лишние экземпляры, черновики;

- внутри дела документы систематизируются в хронологическом порядке, если Правилами не установлено иное;

- в делах, содержащих переписку по различным вопросам, документ-ответ помещается за документом-запросом;

- приложения к документам, независимо от даты их составления, присоединяются к документам, к которым они относятся.

При возобновлении переписки по определенному вопросу, начавшейся в предыдущем году, документы включаются в дело текущего года с указанием индекса дела предыдущего года. По объему дело, как правило, не должно превышать 250 листов. Если количество листов в деле превышает 250, дело подразделяется на тома или части тома. Если после помещения приложения в дело его объем составит свыше 250 листов, то приложение может формироваться в отдельный том, о чем в документе делается отметка. При наличии в деле нескольких томов индекс и заголовок дела помечаются на обложке каждого тома с добавлением слов "т. 1", "т. 2" и т.д.

Оформление дела. Оформление дела состоит из комплекса работ по подготовке дела к хранению, включающего описание дела на обложке, брошюровку, нумерацию листов, составление заверительной надписи и внутренней описи. Дела подлежат оформлению при их заведении и после окончания ведения дела после завершения календарного года (за исключением переходящих дел).

Оформление дела при его заведении состоит из оформления обложки дела (дела постоянного хранения помещаются в твердую обложку), на которой указываются реквизиты в соответствии с образцом <1>.

--------------------------------

<1> Приложение 1, образец N 10.

Датой начала дела считается дата первого документа, включенного в дело.

Датой окончания дела является дата последнего документа, включенного в дело.

Исчисление срока хранения дел производится с 1 января года, следующего за годом их окончания.

В зависимости от срока хранения дела оформляются частично (хранящиеся 10 лет и менее) и полно (хранящиеся свыше 10 лет).

Частичное оформление дела предусматривает:

- пересистематизацию документов;

Наши рекомендации