ТЕМА 7. Противоречия эпохи Ивана IV Грозного. Цели и задачи: через характеристику исторического деятеля сформировать представление об исторической эпохе
Цели и задачи: через характеристику исторического деятеля сформировать представление об исторической эпохе, рассмотреть сложную и противоречивое эпоху с разных точек зрения, посредством проведения «исторического суда» над Иваном IV, выявить причины противоречивости правления, итоги и последствия реформ и опричнины, студенты должны познакомиться с основными оценками в историографии данного исторического периода.
Основные понятия:террор, государственный террор, опричнина, избранная рада, приказы, стрельцы, Стоглав, кормления, местничество, земщина, «большая соха», удел, земский собор.
План занятия:
1. Портрет Ивана Грозного: исторический и психологический аспекты
2. Основные направления внутренней и внешней политики
3. Феномен опричнины. Опричнина как государственный террор
4. Оценка деятельности Ивана IV в отечественной историографии (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, В.Б. Кобрин, Р.Г. Скрынников).
Методика проведения занятия:
студенты делятся на следующие группы:
· Сторона обвинения (возможные представители – А.Ф. Адашев, Сильвестр, А.М. Курбский, митрополит Филипп, Владимир Старицкий и др.)
· Сторона защиты: Елена Глинская, Малюта Скуратов, митрополит Макарий, Анастасия Романовна, опричники А. Басманов, В. Грязной).
· Врачи
· Эксперты (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, В.Б. Кобрин, Р.Г. Скрынников).
Каждая из групп готовит выступление на 10-20 мин, после выступления каждой предполагаются дебаты, эксперты высказываются по узловым вопросам, в конце занятия, в зависимости от уровня подготовки, качества аргументации выносится решение «исторического суда».
Основная литература:
1. Карамзин Н. М. История государства Российского. Том 8. Том 9.
2. Соловьёв С. М. История России с древнейших времен, том.6. М., 2001
3. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории
4. Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного: Очерки социально-экономической истории России середины XVI в. М. 1960
5. Кобрин В. Б. Иван Грозный. М. 1989
6. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М. 2006
7. Исаев И.А. История государства и права
Вопросы и задания:
1. Перечислите основные направления позитивной деятельности Ивана IV
2. В чем состояла реформа суда?
3. Переведите на современный язык, о каком требование к суду предъявляет законодатель (по Судебнику 1550 г.)? «А судом по дружити и не мстити никому, и посула в суде не имати. Также и всякому судье посула в суде не имати»
4. Как изменил положение зависимых крестьян Судебник 1550 г.?
5. Какую главную цель преследовал Церковный собор 1551г.?
6.Начертите схему государственного управления, сложившуюся при Иване IV?
7. Какие реформы Ивана IV непосредственно способствовали централизации страны?
8. Какую роль Ливонская война сыграла во внутренней политике Ивана Грозного? (укажите не менее двух проявлений)
9. В каких городах и почему Иван Грозный проводил погромы?
10. Сопоставьте даты и события
1) Новгородский погром а) 1547
2) Венчание на царствование Ивана IV б) 1564
3) Образование Избранной рады в)1547
4) Судебник г) 1551
5) Стоглавый собор д) 1583
6) Начало опричнины е) 1552
7) Отмена опричнины ж) 1570
8) Окончание Ливонской войны з) 1549
9) Присоединение Казанского ханства и) 1550
ТЕМА 8. Феномен Смутного времени. «Бунташный век»
Цели и задачи: раскрыть понятие, причины и последствия «смутного времени», выявить взаимосвязь между процессом централизации государства, итогами опричнины и причинами иностранной интервенцией, рассмотреть альтернативы развития русского государства, отметить патриотические страницы русской истории, роль национального самосознания в сохранении единства русского государства.
Основные понятия: смута, бунт, революция, гражданская война, путч, восстание, переворот, семибоярщина, ополчение, Соборное уложение, абсолютная монархия, церковный раскол, старообрядцы, соборное уложение, мануфактура
План занятия
1. Формы выражения народного недовольства и политической дестабилизации в российской истории «смута», «бунт», «революция», «гражданская война», «путч», «восстание», «переворот».
2. Причины и начало Смутного времени: внутренний и внешний факторы
3. Основные этапы Смуты
4. Утверждение новой династии. Деятельность первых Романовых
· Социально-экономическое развитие, народные выступления
· Внутренняя политика, Соборное уложение
· Церковный раскол и его последствия
· Внешняя политика, присоединение территории Украины
Доклады:
1. Смоленская крепостная стена
2. Героические страницы Смутного времени (К. Минин, Д. Пожарский, И. Сусанин и др)
3. Политический гений А.Л. Ордина-Нащокина
Основная литература:
1. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года
2. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца 17 века. М.
3. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2005.
4. Скрынников Р.Г. На страже Московских рубежей. М. 1986
5. Буганов В.И. Мир истории. М., 1989
6. Дополнительная литература
7. Ключевский В.О. Соч.:в 9 т. т.3.М., 1988. с. 5-61
8. Карамзин Н.М. История государства Российского (любое издание)
9. Соловьев С. М. История России с древнейших времён, М. 2001, т.8
10. Скрынников Р.Г. Лихолетье: Москва в 16-17 вв. М., 1988
11. Скрынников Р.Г. Россия в начале 17 в. Смута. М., 1988
12. Скрынников Р.Г. К. МининиД.М. Пожарский: хроника Смутного времени М.,1981
13. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории
Источники:
1. Соборное уложение 1649г
2. Хрестоматия по истории России /сост Орлов А.С, Георгиев В.А. М
Вопросы и задания:
1. Правомерно ли Смутное время называть гражданской войной? Ответ обоснуйте.
2. Перечислите основные этапы Смутного времени
3. Составьте хронологическую ленту действия исторических лиц:
Лжедмитрий I → Борис Годунов → Лжедмитрий II → семибоярщина → Василий Шуйский → Михаил Романов → Федор Иванович
4. Кто автор этого послания, и по какому поводу оно было написано?
«Полковникам и всему рыцарству, немцам, черкасам и гайдукам, которые сидят в Кремле, князь челом бьёт. Ведомо нам, что вы, будучи в городе в осаде, голод безмерный и нужду великую терпите, ожидаючи со дня на день своей гибели…. и вам бы в той неправде душ своих не погубить, такой нужды и голоду за неправду терпеть нечего, присылайте к нам не мешкая, сберегите головы ваши и животы ваши в целости, а я возьму на свою душу и у всех ратных людей упрошу: которые из вас захотят в свою землю, тех отпустим без всякой зацепки, а которые захотят Московскому государю служить, тех пожалуем по достоинству».
5. Назовите скульптора памятника Минину и Пожарскому в Москве. Какие слова начертаны на постаменте памятника?
6. Можно ли считать, что утверждение династии Романовых происходило на демократической основе?
7. Глава IX Соборного уложения называлась «Суд о крестьянах». Какие законодательные нормы она содержала и какие последствия имела?
8. Каков характер присоединения Украины к России, кто активно способствовал этому процессу?
9. Перечислите народные выступления XVII в.
10. Какие цели преследовал патриарх Никон в деле реформирования церкви?
11. Когда произошли указанные события:
· Правление Алексея Михайловича «Тишайшего»
· Введение Новоторгового устава
· Церковные реформы
· Введение Соборного уложения
· Присоединение Украины к России
· Отмена местничества
· Восстание С.Т. Разина