Глава2. Промышленные здания и инженерные сооружения.

Роль техно­логических и конструктивно-технических факторов в типологии промыш­ленных зданий. Многоэтажные здания с металлическими каркасами. Цеха заводов тяжелой промышленности с металлическими покрытиями. Проблема освещенности и ее конструктивные решения. Конструкции цехов Александровского паровозостроительного завода, Путиловского за­вода, Обуховского завода, эллингов кораблестроительных заводов. Водона­порные башни.

Мосты Петербурга, построенные в последней трети XIX века. Литейный мост 1870-х годов. История его строительства. Характеристика его инже­нерных особенностей и его архитектурного облика.

Глава 3. Общественные здания.

Корпуса Сенного рынка (1880-е годы), ведущая роль новаторских металлических конструкций в их формообра­зовании. Андреевский рынок на Васильевском острове (1892).

Здания банков. Их градообразующая роль в формировании облика "дело­вого центра" Петербурга. Новаторское решение интерьера Русского для внешней торговли банка (арх. В. А. Шретер) как. один из лучших образцов "железного стиля" того времени.

Здания учебных заведений. Формирование современного типа школьного здания.

Здания больниц. Значительные успехи в их планировке как результат учета новейших достижений медицинской науки тех лет. Хирургическая клиника Виллие, история ее конкурсного проектирования. Здание Детс­кой больницы принца Ольденбургского. Клинический институт великой княгини Елены Павловны.

Здания пожарных частей и полицейских управлений. Тюрьмы.

Театрально-зрелищные здания. Мариинский театр. Цирк Чинизелли. Малый театр на набережной Фонтанки (ныне БДТ). Театр Невского общества народных развлечений. Здание Консерватории. Здание Певческой капеллы.

Здания выставок и музеев.

Здание Общества поощрения художеств (арх. И. С. Китнер).

Здание Музея Училища технического рисования барона Штиглица (арх. М. Е. Месмахер) — выдающееся произведение русской архитектурной и инженерной мысли и типичный пример стилевых зако­номерностей "поздней эклектики".

Роль достижений инженерии в формировании архитектурного облика общественных зданий.

Глава 4. Многоквартирные доходные дома.

Многоквартирный дом как ведущий архитектурный тип того времени, формирующий ткань городс­кой застройки. Строительные нормы того времени и их отражение в планировке кварталов и внутренней планировке многоквартирных домов. Развитие секционного принципа планировки квартир. Противоречия в архитектуре доходных домов как отражение социальных противоречий эпохи.

Приемы компоновки фасадов многоквартирных домов, новации в этой области: окна-витрины, эркеры, угловые башни и т. п..

"Кирпичный стиль" как отражение рационалистических тенденций.

Примеры новой организации внутриквартальной среды в крупных доходных домах 1890- годов, построенных по проектам архитекторов Л. Н. Бенуа и П. Ю. Сюэора.

Строительство "домов для рабочих". "Колония" завода Сан-Галли. Рабо­чие казармы петербургских окраин. Статистика жилищных условий ра­бочих конца XIX века. Дома "дешевых квартир" как попытка решения проблемы "жилищной нужды".

Глава 5. Дворцы и особняки.

Дворцы петербургской аристократии — шедевры архитектуры и декоративного искусства периода эклектики. Произведения архитекторов А. И. Резанова, М. Е. Месмахера и др.

Особняки традиционных типов и новаторских типов.

Соединение особняка с доходным домом как распространенный тип застройки центральных кварталов.

Особняки фабрикантов и заводчиков как элемент производ­ственного комплекса (завод Зигеля и т. п.).

Виллы и дачи окраин Петербурга и его пригородов.

Глава 6. Стилистика архитектуры периода поздней эклектики 1860-х—1890-х годов.

Неоренессанс. Его стилевые оттенки и их связь с историческими прототипами. Произведения А. И. Резанова, М. Е. Месмахера, В. А. Шретера как выдающиеся образцы неоренессанса.

Необарокко. Кризисные черты в развитии этого стилевого направления.

"Стиль Людовика XVI" (мотивы раннего классицизма XVIII века) в архи­тектуре Петербурга. Технологические и художественные преимущества его декоративных приемов, их вариабельность. Массовый характер ис­пользования "стиля Людовика XVI" в декоре фасадов зданий разных типов.

Расширение диапазона исторических стилевых прототипов как характер­ная черта петербургской архитектуры периода поздней эклектики. При­меры фасадов "в романском стиле", "в мавританском стиле" и т. д.

Новое направление в архитектуре поздней эклектики, основанное на про­граммном соединении элементов разных исторических стилей в одном фасаде. Первые проявления этого направления в произведениях архитек­туры конца 1850-х — начала 1860-х годов (в творчестве архитекторов А. И. Штакеншнейдера, Д. Б. Гейденрейха и др.). Расцвет этого направления в архитектуре 1880-х—1890-х годов (постройки архитекторов П. Ю. Сюзора, А. В Иванова и др.).

Глава 7. "Национальное направление" в архитектуре периода поздней эклектики. Идеологические и социально-политические стимулы развития "национального направления". Выступления его идеологов. Дискуссии о путях его развития и методах использования и интерпретации наследия средневековой русской архитектуры и народного творчества.

"Национальное направление" в архитектуре церковных зданий. Массовое строительство церквей в "русском стиле", их значение в формировании нового облика города и его силуэта. Архитектурно-художественные осо­бенности церквей (по данным проектных материалов и старым фотогра­фиям).

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) построенный архитектором А. А. Парландом. История его проектирова­ния и строительства. Мозаичное убранство фасадов и интерьеров, участие ведущих русских художников в его создании. Значение этого здания для последу­ющего развития "национального направления".

Крупные соборы и церкви "русского стиля" и "неовизантийского стиля", сохранившиеся в пригородах Петербурга (в Петергофе, Кронштадте, Зеленогорске).

"Русский стиль" в архитектуре гражданских общественных зданий и доходных домов. Противоречивость его художественных результатов как отражение общих противоречий эклектики.

"Фольклорное направление", опиравшееся на традиции русского народно­го деревянного зодчества. Его активное развитие в архитектуре дач и коттеджей. Примеры его проявления в церковной архитектуре.

Заключение по Разделу III.

Эклектика: новый творческий метод и новый стиль.

Историзм как художественная категория и как методологическая основа эклектики.

«Неостили» как направления и оттенки эклектики. Их связь с истори­ческими стилевыми прототипами. Методы и приемы интерпретации сти­левых прототипов в творчестве архитекторов периода эклектики.

Художественно-стилистическая эволюция эклектики в архитектуре Петер­бурга. Два периода в развитии эклектики: "ранняя эклектика" и "поздняя эклектика". Сходство и различия произведений петербургской архитек­туры этих периодов. Значение реформ 1860-х годов, их социальных, экономических и идеологических последствий в переходе от "ранней" стадии эклектики к ее "поздней" стадии.

Эклектика — "двуликий Янус". "Векториальная направленность" ее творческих исканий: в прошлое и в будущее.

Двойственность и противо­речивость произведений эклектики как отражение ее творческого метода, основанного на принципе выбора.

Достижения инженерии — источник формообразования. Новые конструктивные решения и новые компози­ционные приемы в сочетании с "неостилями" как важнейшая стилевая особенность эклектики.

Зарождение в недрах эклектики новых идей и приемов, предвосхищаю­щих архитектуру надвигающегося XX века. Общий кризис эклектики на рубеже XIX и XX веков как предпосылка новых тенденций и новых творческих исканий в "канун модерна".

Итоги градостроительного развития Петербурга в последней трети ХIХ века.

Позитивные и негативные черты этих итогов. Противоречия в градостроительном развитии города как отражение общих противоречий эпохи. Контрасты между окраинами и центром. Качественное изменение облика улиц по сравнению с эпохой классицизма.

Значение зданий, построенных в те десятилетия, в формировании архитектурной среды нынешнего Петербурга.

Контрольные вопросы по части 4.

1.Сравнение стилевых закономерностей ранней и поздней эклектики на наиболее характерных примерах.

2. Традиции и новаторство в произведениях архитектора А. П. Брюллова.

3. Перечень произведений архитектора А. И. Штакеншнейдера.

4. Примеры неоренессанса в произведениях периода ранней и поздней эклектики, их сопоставление с задачей оценки процесса стилевой эволюции эклектики.

5. Примеры «национального стиля» в произведениях ранней и поздней эклектики, их сопоставление с задачей оценки процесса стилевой эволюции эклектики.

6. Здание Музея при Училище барона Штиглица как выдающийся образец эклектики.

7. Здание Мариинского театра. История его строительства и последующих перестроек.

8. Застройка домами территории кораблестроительной верфи Адмиралтейства.

9. Памятники императору Николаю I и императрице Екатерине II.

10. Храм Воскресения Христова («Спас на крови») на набережной Екатерининского канала. Мозаики фасадов и интерьеров храма.

Последующий период архитектуры Петербурга начала ХХ века будет рассматриваться в факультативном курсе «Архитектура и прикладное искусство эпохи модерна в странах Западной Европы и России».

Программу составил

заслуженный деятель искусств Российской Федерации,

доктор искусствоведения, профессорАндрей Львович Пунин

заведующий Кафедрой истории и теории архитектуры

Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Российской Академии художеств.

Программа рассмотрена и одобрена

Кафедрой истории и теории архитектуры

Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Российской Академии художеств.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Наши рекомендации