Диахронические таблицы этногенеза. Легенда

Необходимость сочетания наглядности с лаконичностью и возможной полнотой в хронологических границах "тысячелетия" подсказывает следующую композицию изложения смысла.

Таблица I (вспомогательная) "Перечень фаз на уровне суперэтносов" и пример - римский этногенез, ненарушенный смещениями извне. В следующих таблицах фазы пронумерованы, Таблицы синхронные: II - Хунну и Туран; III - Византия и Готославянский "варварский" мир; IV - Западная Европа - христианская и языческая, слившиеся в XIII в.

Из таблиц видно, что историческое время возникало на поверхности Земли локально, что новый процесс начинался заново, шел необратимо и как бы запрограммированно из-за строгой причинной связи между событиями, по которым, по условию, велся отсчет времени.

И теперь можно сделать следующий шаг - дать объяснение наблюденной закономерности, сопоставив историческое время с биологическим. Как известно, счет биологического времени ведется по смене поколений: следовательно, для каждого вида время будет иным. Рецессивный признак устраняется из популяции естественным отбором через 60 поколений, если не произойдет внезапной катастрофы в биоценозе или вторжения иного вида. Для человека 60 поколений - это законченный процесс одного этногенеза от мутации - появления пассионарных особей в регионе и создания ими этносоциальной системы, до элиминации (вымирания) носителей признака пассионарности, после чего остается только культура - памятники и кое-какие навыки, усваиваемые новыми этносами.

Итак, принадлежность этногенеза к числу природных, т.е. географических явлений, неоспорима. Это дает право применить к этногенезу собственную систему отсчета - по возрастным фазам, что и продемонстрировано.

Таблица 1

Перечень фаз на уровне суперэтносов и пример - Римский этногенез

N Фаза Длина Рим как пример ортогенного этногенеза Попытки смещения
Пассионарный толчок; Инкубационная доистория 150 лет Середина VIII в. до н. э., легендарная эпоха Покорение Рима этрусками (цари)
Самообъявление в истории; подъем пассионарности 200-250 лет Образование республики - 510 -340 гг. до н. э. Завоевания галлов
Перегрев; акматическая фаза 200-300 лет Завоевание Средиземноморья (340-100 гг. до н. э.) Вторжение кимеров и тевтонов
Надлом. Снижение пассионарности и внутренний раскол 150 лет Гражданские войны (100-30 гг. до н. э.) Восстания Спартака и Катилины
Инерция - господство посредственности 300 лет Принципат - от Августа до Коммода (30 г. до н. э. - 192 г.н. э.) Отражение маркоманнов, квадов и роксаланов
Обскурация до катастрофы 200 лет "Солдатские императоры" (192-312 гг.). Гонения на христиан Утрата Дакии. Победы готов и персов
Мемориальная фаза. История культуры - доистория 100 лет Смена доминанты. Победа христианства. Гонения на язычников Заселение Италии провинциалами
Регенерация (не обязательная)   Не состоялась: "Гесперию" сменила "Византия" Перенесение столицы из Рима в Константинополь (330 г.)
Агония 100 лет Взятие Рима готами (410 г.) и вандалами (455 г.). Гибель Сиагрия Великое переселение народов
Гомеостаз Неопределенно Не состоялся, за отсутствием персистентных реликтов    
           

Таблица 2

Хунну и Туран

N Иран и Туран Смещение Хунну Смещение
Распадение ариев на Иран и Туран. Дата-? Македонское завоевание Ирана Переход хуннов через Гоби. Дата - ? Неизвестно
Походы: сарматов в Скифию, парфян в Иран, юэчжей в Ордос Война с хуннами в III -II вв. до н. э. Образование державы Хунну (209 г. до н. э.) Модэ Подчинение хуннов юэчжам (согдам) и освобождение
Ликвидация Греко-Бактрии юэчжами. Победы парфян над саками и греками Эллинизация парфянской знати (II -I вв. до н.э.) Отпор империи Хань. Распад державы Хунну, восстановление ее (II в. до н.э.-I в. н.э.) Взлет и распад Сянби (87-181 гг.)
Низвержение парфян персами: разгром аланов гуннами Победы Рима над парфянами и аланами Распад хуннов на четыре части. Уцелела одна в Джунгарии (П-У вв.) Хунны в Китае гибнут (304-460 гг.), гунны (370-463)
Сасаниды: союз трона и алтаря (224-499 гг.). Маздакизм (496-529 гг.) Войны с римлянами, кидаритами, хионитами, эфталита-тюркю тами, греками, арабами Тюркский каганат (545-747 гг.); объединение Великой степи Жужани и телеуты. Империя Тан против тюрков
Военная диктатура шахов (531-651 гг.). Арабское завоевание     Уйгурский каганат, принятие манихейства (747-817 гг.) Ударили кыргызы
Персидская культура при Аббасидах. Абу-Муслим. Бармакиды; Тахириды Пабск (816-837 гг.). Хуррамиты Уйгуры обратились в буддизм, карлуки - в ислам, кыргызы - в бон, кидани окитаились Проповедь иноземных религий
Саманиды (821 - 999 гг); Саффариды (861-900 гг); Буиды (935-1055 гг.) Хасан Саббах - исмаилиты (1090-1256 гг) Тюрки-шато н Китае (880-951 гг.). Карлуки н Кашгаре. Кидани заняли Пекин (932 г.) Национальная реакция в Китае против всего чужого, иноземного
Сельджукское завоевание (1040-1070 гг.); развал Сельджукской империи (1157 г.) Степи заняли печенеги и гузы Завоевание Бэй-Хань (Шато) сунцами (979 г.). Конец хуннской трагедии Изгнание христиан из Китая в 1000 г. и проповедь несторианства в Степи
Аланы стали осетинами Переселение куманов (1043 г.) Онгуты на Хуанхэ; кимаки на Иртыше телесы в Горном Алтае    

Таблица 3

Византия и гото-славянский "варварский" мир

N Византия Смещения Готы и литы Смещения
Около 5-1 гг. до н.э. появились раннее христианство и талмудический иудаизм (34-155 гг.) Иудейские войны и гонения на христианство        
Образование церковной общины. Никейский собор 325 г. Победа над язычеством Споры с гностиками и еретиками Переселение готов; бегство ругов и вандалов. Появление славян и россомонов Переход гуннов из Азии
Эпоха соборов (325-630 гг.). Оборона границ, возврат Италии и Карфагена Войны с персами и самаритянами Державы Германариха и Алариха. Готы в Испании; в Италии - разгромлены Гунны и анты против готов. Греки против остготов
Монофелитство, утрата Сирии, Египта, Африки. Иконоборчество и павликианство (630-843 гг.) Война с арабами, болгарами, берберами Распространение славян в VI-VIII вв. Гибель вестготов, ругов и вандалов Захват Руси варягами в IX в.
Раскол с Римом и возвращение части утрат; проповедь православия (843-1070 гг.) Войны с нормандцами и русичами, с сельджуками и крестоносцами Киевский каганат (965-1169 гг.). Распад Руси на "полугосударства " Разгром Хазарии. Война с половцами
Разлад между синклитом и войском. Падение империи (1072-1204гг.)     Развал и потери: Юрьев (1224 г.), Су- рож (1222 г.). Поход Батыя (1236-1241 гг.) Литовские набеги на русскую землю
Спасение культуры православия и Константинополя (1205-1261 гг.) Агрессия Рима. - Уния Компромисс Руси с Ордой (1242-1312 гг). Усиление Москвы, новый пассионарный подъем Обращение Золотой орды в султанат
Палеологи: попытки компромисса с Римом (1261-1438 гг.) Турки-османы и сербы "Косово поле" Новый виток этногенеза. Образование Великой, Малой и Белой Руси Захват Литвы
Падение Константинополя, Трапезунда, Мистры (1453 г.)     Галич без боя сдался полякам, Киев литовцам Куликовская битва, начало обновления России
Под властью турок     Белая и Черная Русь в составе Литвы Быстрый рост Москвы
           

Таблица 4

Арабо-мусульмане и Тибет

N "Мир ислама", арабы, персы, тюрки, берберы Смещения Тибет
Около 500 г. в Аравии начались: межплеменные войны, проповедь христианства, расцвет поэзии, торговля с Индией Внедрение иудеев. Вторжение эфиопов и персов Взаимно борющиеся племена: боты, кяны, дарды, моны. Бон, культ Митры. Приход сянбийской дружины из Хэси
Проповедь Мухаммеда (622 г.). Завоевания первых халифов. Омейяды Восстания фанатиков (харид-житов) против "лицемеров". Шиизм - партия Алидов Установление монархии и введение буддизма царем Сронцангамбо. Завоевание Тогона.
Аббасиды: отпадение Испании, Атласа и Восточ-ного Ирана (755-945 гг.) Хуррамиты, зинджи, карматы (817-899 гг.), гулямы в Багдаде Борьба буддизма с Боном. Победа Бона и гражданская война (842-860 гг.)
Буиды (945-1055 гг.), Фатимады в Египте (969-1163 гг.), Газжевиды (977-1186 гг.), Гуриды (ок. 1000-1215 гг.), Хорезм (до 1231 г.) Реконкиста в Испании (1031-1085 гг.) Вторжения каракитаев (П41 г.) и гузов (1157 г.) Распад страны на мелкие племена и монастыри, враждующие друг с другом. Царство Тубот в Амдо, завоевано чжурчжэнями (1035-1231 гг.)
Айюбиды (1169-1260 гг.), Альморавиды (1056-1147 гг.), Гранада (1230-1492 гг.) Монгольское завоевание Ирана. Христианское завоевание Испании, Крестовые походы Вторичная проповедь буддизма: Атиша и Миларайба. Объединение с монгольским улусом
В Иране - ильханы; на Волге - джучиды; в Египте - мамлюки; в Руме - сельджуки; в Азербайджане - туркмены Обращение монголов в ислам: в Иране, Маверранахре и в Золотой Орде Монголы сослали в Амдо несторианских повстанцев. Смещение на суперэтническом уровне
Мусульманская культура суперэтнична: философия, наука, архитектура, поэзия Вытеснение исмаилизма на окраины ареала; распространение суффизма    
Тимур и Тимуриды (1370-1506 гг.) и "Великие моголы" до упадка (1526-1707 гг.) Завоевано узбеками в 1506 г. Упразднено англичанами в 1858 г. Проповедь Цзонхавы (1355-1418 гг.). Далай-ламы в Лхассе
Падение Гранады (1492 г.) и золотой орды (1500 г.) Разгром Могулистана ойратами в битве на р. Или (1472 г.) Потеря независимости. Подчинение маньчжурам (1751 г.)
Бедуины Аравии и Северной Африки Турецкое завоевание XVI в. Английское вторжение; китайская оккупация- бегство Далай-Ламы
         

Таблица 5

Средневековый Китай (Ареал пассионарного толчка VI в.)

NN Табгачи и тангуты Взаимодействие Китайцы Смещение
1 Бэй-Чжоу (557-581 гг.). Переворот Ян-Цзяня Химерная империя Тоба-Вэй развалилась из-за поляризации окитаенных степняков Бэй-Ци (550-577 гг.)    
Победа табгачей - Тан. Завоевание внутреннего Китая, Великой степи и Согда Восстания пограничников против Суй Суй (581-618 гг.) Народные восстания против Суй Война с Тибетом
Тан - величие и крушение (военное восстание 756-763 гг.). Низвержение Тан (907 г.) Восстание Хуан Чао (874-901 гг.) Императрица У, казни принцев Тан и ликвидация ее (705 г)    

Период пяти династий и десяти царств (907-979 гг.) и Ляо (с 916 г.)

Хоу-Тан (923-934 гг.), шато. Хоу-Цзинь (936-946 гг.), шато. Бэй-Хань (951-979 гг.) Хоу-Тан (934-936 гг.), - узурпация Хоу-Хань (947-951 гг.) Хоу-Лян (907-923 гг.), Хоу-Чжоу (951-960 гг.) Ляо (946-947 гг.) Вторжение киданей
Тангуты - империя Западное Ся (982-1227 гг.). (декларирована традиция империи Тан) Война Ся с китайцами Сун, уйгурами и тибетцами Сун (960-1127 гг.). Покорение Южного Китая (Южная Сун) Завоевание чжур-чжэнями Кидани (1165-1124 гг.) и Северного Китая (1125-Г142гг.)
Покорение монголами. Перевалочные оазисы на караванном пути   Южная Сун (1127-1179 гг.). Под властью империи Юань (монгольской) Вторжение монголов и завоевание ими Китая
      Мин (1368-1644 гг.). Крестьянская война (1628-1645 гг.) Вторжение маньчжуров
Истребление тангутов китайцами династии Мин в XV в.   Сопротивление маньчжурам (1644-1683 гг.)    
      Под властью империи Цин Вторжение англичан: "опиумные войны"

Таблица 6

Западная Европа - Христианская и языческая, слившиеся в XIII в.

N Христианский мир     Скандинавия Славяне
Пассионарный толчок VII в. Дата - ? Вторжения арабов и аваров Война с лопарями. Первые викинги. Проповедь католичества.    
Раскол империи Карла. Образование наций (битва при Фонтанэ) (841-1095 гг.) Вторжения венгров и викингов Походы викингов. Держава Кнуда Великого (1016-1033 гг.) и Швеция (1011 г.) Война саксов с лютичами и полками
Крестовые походы и Реконкиста. Гибель Гогенштауфенов (1096-1314 гг.) Отражение крестоносцев куманами и греками Христианизация Скандинавии, покорение лютичей, ливов, эстов Остановлен "натиск на восток" русскими и татарами
Великая схизма. Столетняя война, "Кулачное право" в Германии. Гуситы. Реформация.   Онемечивание западных славян Уния Литвы с Польшей
Образование национальных государств (1610-1920гг.) Колониальная экспансия     Отражение турецкого натиска

Примечания:

[+437] Грязневич П.А. Аравия и арабы// Ислам. М., 1984, с.128-129.

[+438] Там же, с.122.

[+439] Ибн-Хальдун. Пролегомены. Гл.II, раздел III. Цит. По: Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М., 1980, с.139.

ГЛАВА XI

МИФ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

ПАМЯТЬ И ИСТИНА

То, что науке свойственно развиваться - общеизвестно, но как она развивается, ясно далеко не всем. Обыватель, без профессиональной подготовки, полагает, что основой знания является его личная память: чем больше он запомнил, тем он ученее. А так ли это? Никто не запомнит всего, что он в жизни видел. Это невозможно, не нужно, и даже вредно, так как в поле зрения наблюдателя попадаются объекты важные и мелкие, приятные и досадные, воспринятые правильно или искаженно, сохранившиеся полно или отрывочно Все это неизбежно мешает построить адекватную картину происходившего и оставляет, после процесса воспоминания, только впечатление, а отнюдь не знание.

Но это еще не самая большая беда Наблюдатель всегда видит реальные вещи - феномены, но не соотношения между ними, он наблюдает элементы систем, а не системные связи, которые, как известно, составляют основу любого феномена, особенно при быстром его изменении Так, мы считаем горы вечными, потому что геологические процессы относительно человеческой жизни идут медленно, а жизнь насекомых эфемерной, но в обоих случаях мы неправы. Любая системная целостность развивается во времени, и нет ничего неизменного, хотя личная память фиксирует только моменты, -создавая аберрацию их стабильности. А это создает заведомую ошибку. Значит, только помнить мало. Надо еще думать!

Но бывает хуже: запоминается не наблюденный факт, а свое ошибочное восприятие. Иными словами: не то, что было, а то, что показалось. И нет способов проверки, кроме одного: приемов исторической критики. А это скорее антипамять, однако она дает неплохие результаты, помогая отделить достоверную информацию от сомнительной и заведомо ложной. В древности искусством проверки не обладали; аутентичный текст принимали на веру. Так и родились мифы об Атлантиде, Шамбале, амазонках, морских змеях и, как ни странно, о народах нашей страны.

Беды, порожденные мифами, т.е. предвзятыми мнениями и переходящими ошибками, неисчислимы. Одна из главных заслуг Науки в ее способности вскрывать застарелые предубеждения, никогда не доказанные и как будто не требующие доказательств. Это значит, что Наука уничтожает ошибки Памяти, а когда она не в силах это осуществить, то торжествует Ложь и течет кровь.

Каждого русского человека, знакомого с историей международных отношений за последние триста лет, неизменно приводило в изумление то отношение к России, которое в странах Западной Европы считалось вполне естественным и даже единственно возможным: недоброжелательное и несколько пренебрежительное. Ведь даже в Париже, в школе восточных языков, фигурировал русский, и выражение "поскреби русского и найдешь татарина" было как бы не требующим доказательств. А отношение к "татарам", под которыми подразумевались все кочевники Великой степи, было почему-то отрицательным. Их не то чтобы не уважали, но ставили ниже китайцев, индусов и арабов, не задаваясь даже вопросом: а за что им такая немилость? И это отношение распространялось на русских, причем очень давно: со времен Ивана Грозного и Алексея Михайловича.

Конечно, такое настроение ведущих социальных слоев Западной Европы было несправедливым, научно необоснованным и попросту предвзятым, но сам этот факт был в аспекте мировой политики отнюдь не безразличен. Давление общественного мнения на решения правительств всегда имеет значение, даже если это "мнение" глубоко ошибочно. Еще Пушкин посвятил два стихотворения опровержению той странной антипатии, которую проявили "клеветники России" в 1830 г. во время польского восстания. Но ведь и до этого, при освобождении Украины в 1648 г. или во время Ливонской войны XVI в. было то же самое. Очевидно, это не случайно. У такого стойкого заблуждения должны быть глубокие причины.

Однако поиск корней "черной легенды" о неполноценности русских и "татар" увел бы нас далеко в сторону от главного сюжета нашего исследования. Отметим другое, весьма характерное с точки зрения этнологии: неявное отождествление в глазах не только средневековых западноевропейцев, но и китайцев - народов России и Монголии, сливавшихся для них в нечто целое, хотя раздробленное и неосязаемое. Иными словами, категория "суперэтнос" была для средневекового наблюдателя не абстракцией, а очевидностью. Следует добавить, чтобы не погрешить против истины, что и в мусульманских странах родство тюрок и славян представлялось не требующим доказательств. Так считал, в частности, и величайший историко-географ из Туниса -автор первой этнологической концепции - ибн-Хальдун [440]. А раз так, то естественно задаться вопросом: что же сближало степных и оседлых предков нашей страны еще задолго до добровольного вхождения "под власть белого царя" калмыков и казахов и что делало для них одинаково чуждыми "Поднебесную" и католическую Европу - цивилизованный мир. Может быть, эта близость - продукт воображения иноземцев, а может быть, - закономерная и устойчивая взаимная симпатия двух суперэтносов? Без этнологии, видимо, не обойтись.

Наши рекомендации