Лекция 15: общие закономерности перехода от традиционной
КУЛЬТУРЫ К КУЛЬТУРЕ ПЕРСОНАЛИСТСКОЙ
Синергетическое осмысление рассматриваемого процесса.................7
Возрождение как начало перехода от традиционной культуры
Средневековья к новому историческому типу культуры.....................18
От Реформации христианства к атеизму Просвещения.....................27
От монархического типа политической культуры к республиканскому.............................30
Культурное значение эволюции материальной культуры от ручного труда ремесленника к
механизированному промышленному производству....34
ЛЕКЦИЯ 16: ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ПЕРЕХОДА: РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Революционное значение вторжения механизмов в производство, войну и быт.......37
Монархия и республика как формы общественного самоуправления.........................43
Утопия как образная форма нового политического сознания............54
ЛЕКЦИЯ 17: ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ПЕРЕХОДА - КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Проблема Возрождения в современной культурологии......................59
Опыт системной характеристики ренессансного мировоззрения......65
Место художественной деятельности в культуре Возрождения.........76
Проблема «русского Ренессанса»..........................................................84
ЛЕКЦИЯ 18: ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ПЕРЕХОДА -РЕФОРМАЦИЯ КАК КУЛЬТУРНЫЙ
ПРОЦЕСС
Проблема Реформации в современной культурологический мысли...................86
Историко-культурная сущность Реформации......................................88
Влияние Реформации на развитие искусства.......................................95
Взаимоотношение технологической, политической, религиозной, научной и
художественной граней переходной культуры.......98
ЛЕКЦИЯ 19: ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ПЕРЕХОДА: ПРОТИВОРЕЧИЯ КУЛЬТУРЫ XVII
ВЕКА
Проблема барокко в искусствознании и культурологии...................107
Основные противостояния в культуре XVII века..............................114
Противостояние механицизма и интуитивизма.................................128
XVII век как «переход в переходе».....................................................132
ЛЕКЦИЯ 20: ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ПЕРЕХОДА: КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Культура Просвещения в многонациональном европейском пространстве.........................134
Рационалистические устои культуры Просвещения......................... 138
Эмотивистская оппозиция рационализму Просвещения..................145
Становление Просвещения в России.................................................152
ЛЕКЦИЯ 21: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛИСТСКОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ В
XIX ВЕКЕ
Общий взгляд на культуру человечества в XIX веке.........................164
Архитектоника культуры Западного мира..........................................170
Эволюция культуры Запада в XIX веке..............................................182
ЛЕКЦИЯ 22: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛИСТСКОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ В
XIX ВЕКЕ (продолжение)
Романтический полюс биполярного пространства европейской культуры XIX века...........192
Позитивистский полюс биполярного пространства европейской культуры XIX
века..........202
Взаимоотношения позитивистского и романтического потенциалов культуры XIX века...208
ЛЕКЦИЯ 23: ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА
Общая характеристика развития культуры в XX веке.......................213
Модернистская культурная революция XX века...............................222
Противостояние Модернизма и традиционализма............................232
Восток и Юг в культуре человечества в начале XX века..................237
ЛЕКЦИЯ 24: КУЛЬТУРА XX ВЕКА МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
Общая характеристика времени..........................................................239
Культура демократического общества между двумя мировыми войнами...........245
Положение культуры в тоталитарных государствах..........................255
Начало процессов модернизации Востока и Юга.............................259
ЛЕКЦИЯ 25: КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
И КРАХА ТОТАЛИТАРИЗМА
Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+
(2)320 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 189
Общая характеристика периода..........................................................264
Противоречия развития культуры в демократическом обществе .... 271
Противостояние постмодернизма
и системно-синергетического мышления...........................................283
ЛЕКЦИЯ 26: ОТ КОНФРОНТАЦИИ КУЛЬТУР К ДИАЛОГУ
Тоталитаризм и культура во второй половине XX века....................291
Глобализация культурных процессов и прекращение противостояния «Запад — Восток» и
«Север — Юг»........296
Становление диалогического мышления и перспективы развития культуры в новом
столетии........................304
Обобщающие выводы из всего курса.................................................308
Библиография........................................................................................312
ЛЕКЦИЯ 15: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДА ОТ