VI. Продолжение работы по теме урока. Беседа после прочтения
Беседа после прочтения
Сейчас мы дочитаем рассказ до конца и узнаем, чем он закончился.
(Читают учитель и учащиеся.)
— Понравился ли вам рассказ? Чем?
— Почему автор назвал детей великими путешественниками? Как вы произнесете эти слова: с восхищением, удивлением, гордостью, иронией, разочарованием? (Ответы детей.)
— Как дети решили отправиться в путешествие? Кто был инициатором? (Инициатором был Степка, который узнал, что Земля круглая. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.)
— Расскажите, как каждый из героев проявил себя в путешествии.
— Кто из ребят вам понравился? Чем?
— Какая поговорка встретилась в тексте?
— Как вы ее поняли? (Куда Макар телят не гонял, т. е. очень далеко.)
Пересказ текста
— По каким признакам можно назвать этот рассказ юмористическим?
— Восстановите порядок событий (задание 7, с. 164). Подумайте, что произойдет, если их порядок в рассказе нарушится. Составьте план и перескажите эту историю.
(План записывают в рабочую тетрадь. Если времени осталось мало, то можно составить план, а подготовку пересказа на дом.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— В каком предложении заключена главная мысль рассказа? («А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам».)
- Зачем Зощенко написал это произведение? (Чтобы мы поняли, что, прежде чем что-то делать, надо обязательно все хорошо обдумать.)
Домашнее задание
Приготовить иллюстрации к рассказу (по желанию). Подготовить краткий пересказ без прямой речи.
Урок 117. Н. Носов «Федина задача»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.Н. Носова; воспитывать уважение к пожилым людям; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет Н.Н. Носова; магнит-мая азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Пересказ текста рассказа М. Зощенко «Великие путешественники».
Дети показывают иллюстрации и рассказывают, какие моменты они изобразили.
III. Введение в тему
1. Беседа
- Расшифруйте имя автора, чье произведение мы будем сегодня читать.
А | Б | В | г | д | Е |
Е | Ж | И | й | К | |
Л | М | н | о | п | Р |
С | Т | У | ф | X | ц |
ч | Ш | щ | э | ю | Я |
12 3 4 5 6
3,3; 4,4; 6,4; 4,3; 1,3; 1,5; 5,4
3,3; 4,4; 6,4; 4,3; 1,3; 1,5; 6,5; 3,5; 4,4; 1,4
3,3; 4,3; 1,2; 4,3; 3,5
{Николай Николаевич Носов.)
— Что вы помните и знаете об этом писателе? (Ответы детей.)
Рассказ учителя об авторе
Николай Николаевич Носов (1908—1976) не сразу стал профессиональным писателем. К тридцати годам он успел освоить множество профессий — газетного торговца, чернорабочего, землекопа, косаря, возчика бревен... Потом учился в Институте кинематографии в Москве, снимал научно-популярные и учебные кинофильмы. Многое видел, многое знал и умел. И пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом при написании книг для ребят.
Все книги Носова наполнены веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу без улыбки, а от неудержимого смеха читать невозможно. Проведите эксперимент (т. е. опыт): спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из «Незнайки» или «Вити Малеева», «Веселой семейки» или сказки «Бобик в гостях у Барбоса»...
Литературная викторина
— Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете рассказы Н. Носова. Попробуйте узнать их названия по первым буквам.
1. Авт... («Автомобиль»). 2. Дру... («Дружок»). 3. Зам... («Замазка»). 4. Зап... («Заплатка»). 5. Кар... («Карасик»). 6. Зат... («Затейники»). 1. Ого... («Огородники»). 8. Огу... («Огурцы»). 9. Саш... («Саша»). 10. Ступ... («Ступеньки»). 11. Тел... («Телефон»). 12. Фант... («Фантазеры»).
IV. Физкультминутка
Я иду, и ты идешь — раз, два, три.
Я пою, и ты поешь — раз, два, три.
Мы идем, и мы поем — раз, два, три.
Очень дружно мы живем — раз, два, три.
V. Работа по теме урока
Знакомство с рассказом
(Читают учитель и учащиеся.)
— Над чем вы смеялись во время чтения?
Словарная работа
Полуденный - происходящий в полдень.
Титулярный советник - высокий служебный чин в дореволюционной России.
Выборочное чтение
— Прочитайте самые интересные эпизоды рассказа выразительно.
— Почему Федя не мог решить задачу, как вы поняли? (Объяснения детей.)
— Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре? Сможет ли Юра растолковать трудную задачу? Представьте их встречу.
— Как автор относится к своему герою?
— Почему он назвал свой рассказ «Федина задача»?
VI. Рефлексия