Этапы подготовки учителя к уроку
· Предварительная подготовка или перспективная подготовка, или курсовая подготовка. Она заключает в себе определение содержания курса, а также определение форм организации работы учащихся, т.е. структурный анализ содержания курса.
Определяются задачи курса (образовательные, воспитательные и развивающие).
Выделяются главные сквозные понятия и закономерности исторического развития, проходящие через весь курс (или ранее изучаемые).
Выделяются главные ведущие факты.
Главные темы | Понятия и факты | ||||
Древний Египет | |||||
Междуречье | |||||
Древняя Греция |
|
|
Определяется типология урока. Существуют факторы выбора типов урока: 1) возраст учащихся; 2) содержание материала. До 6-7 класса используется комбинированный урок. На содержание материала влияет: I) степень трудности – теория; II) первичность или вторичность информации; III) анализ материала в учебной литературе.
№ урока (по порядку) | Темы разделов, подтемы, темы уроков | Количество часов на разделы, темы и уроки | Примерные сроки изучения | Основные темы и теоретические положения изучаемые на уроке | Межпредметные, межкурсовые и внутрикурсовые связи | Тип урока, уровень познавательной деятельности учащихся | Программа развития учащихся при изучении темы | Оборудование урока, средства обучения | Литература ктеме |
Раздел 4 | 1.09 – 21.09 | Земство | К разделу или теме. Тематика. § к д\з. | Форма | Перечень умений и навыков, к-е развиваются при изуч. темы | 1) Для учителя (рекомендация) 2)Список для чтения учеников к уроку | |||
Тема | Дума | ||||||||
Урок | Пром. переворот |
· Поурочная подготовка. При поурочной подготовке определяется содержание урока, формы, методы и приёмы учительской деятельности на уроке.
Цель урока определяется исходя из структурного анализа материала. Цель урока – совокупность образовательных и воспитательных задач. Недостатки определения цели: подмена цели урока темой (формальный подход); вместо цели – план. Сегодня цель урока – совокупность образовательных, воспитательных и развивающих задач.
В.Г. Карцов и П.В. Гора определяют цель урока, как главную идею урока – то, что на базе изучения урока должно быть понято и воспринято учащимися в качестве смыслового вывода. П,В. Гора уточняет это определение: цель урока – выражение главной идейно-теоритической направленности урока. Цель – конечный мысленный результат. >>> Особое внимание следует уделять содержанию материала, образовательным задачам. При определении цели необходима конкретность и чёткость, выделение главного.
Образовательные задачи: 1) определение исторического объекта, места и времени его существования (события, процесса); 2) ведущие признаки исторического объекта; 3) причинно-следственные связи изучаемых событий или закономерность исторического процесса. >>> Показать, доказать, убедить, подвести к поминанию.
Механизмы образовательных задач: 1) чтение программы, определение темы и типа урока; 2) основные компоненты образовательной цели.
Пример: Почему именно в X-XI вв. возникает город? >>> 1) что было непосредственной причиной возникновения средневекового города (отделение ремесла от с\х); 2) почему происходит отделение ремесла от с\х (развитие знания, рост количества и качества ремесленных изделий); 3) почему в IX-X вв. происходит бурное развитие с\х и ремесла.
Развивающие задачи – направлены на развитие логического мышления.
Воспитательные задачи – роль трудовой деятельности.
В зависимости от уровня развития класса – различное содержание урока >>> необходим отбор методов и приёмов работы >>> необходим план-конспект урока.
Конспект урока
Структура конспекта: 1) вводная часть;
2) основная часть;
3) заключительный компонент + (список литературы).
Вводный компонент.
Урок 2. Развитие технологии …
Цели урока: 1)…; 2)….
План урока (структура): вводное слово, новый материал, повторение-обобщение.
Основные понятия, изучаемые на уроке.
Оборудование урока: название учебника, номер иллюстрации и т.д.
Основная часть.
Отражение всех структурных частей урока + разработка содержания для каждого этапа и методика проведения урока.
I этап. Проверка знаний учащихся – 15 минут.
4 человека – работа с кроссвордом – 5 минут
Развернутые вопросы у доски: 1) вопрос №1; 2) вопрос №2 и т.д.
Форма опроса: устно, письменно, у доски, в тетради.
II этап. Изучение нового материала - … минут
Приёмы, схемы и т.д.