VI. Продолжение работы по теме урока. 1. Работа над отрывками из романа «Евгений Онегин»
1. Работа над отрывками из романа «Евгений Онегин»
— Ребята, посмотрите внимательно: откуда этот отрывок? (Это отрывок из романа «Евгений Онегин».)
— Сейчас мы прочитаем еще два отрывка из этого романа.
— Прочитайте следующий отрывок — «В тот год осенняя погода...» - самостоятельно.
— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Сначала было грустно оттого, что зима очень долго не наступала. А потом, когда говорится о выпавшем снеге, о том, как стало вокруг красиво и светло, на душе стало светло и радостно.)
— Докажите, что зима долго не наступала. (Автор говорит: «В тот год осенняя погода / Стояла долго на дворе, / Зимы ждала, ждала природа...» Слово «ждала» даже повторяется два раза!)
— Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно. (Дети зачитывают строчки.)
— Какие слова и выражения вам непонятны? На третье в ночь — ночь на 3 января. Куртины - цветочные грядки, клумбы.
— О чем говорит поэт: «Деревья в зимнем серебре»? (Он говорит об инее.)
— А «Зимы блистательный ковер»? (Здесь говорится о снеге.)
— Как называется такой поэтический прием? (Он называется метафорой. Метафора — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства.)
— Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащимися.)
— Чье чтение было особенно удачным? (Дети анализируют чтение друг друга.)
2. «Опрятней модного паркета...»
— Прочитайте отрывок «Опрятней модного паркета...» самостоятельно.
— С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (Речка, покрытая льдом, сравнивается с паркетом.)
— С каким настроением мальчики скользят по льду? (Мальчишки изображены очень радостными.)
— Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? (Слово «звучно».)
— Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван? (Мелькает, вьется первый снег, / Звездами падая на брег.)
— Прочитайте стихотворение выразительно. Передайте свое радостное настроение при чтении. (Чтение стихотворения учащимися.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Ребята, вернемся к пословицам и поговоркам, которые мы читали в начале урока. Какие из них можно отнести к прозвучавшим сегодня стихотворениям?
— Какие отрывки из стихотворений соответствуют вашему сегодняшнему настроению?
Домашнее задание
Выучить любое понравившееся стихотворение.
Урок 34. А. Пушкин «Зимнее утро»
Цели: ознакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро»; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение; звукопись, ее выразительное значение, прием контраста как средство создания картин.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина.
III. Речевая разминка
— Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.
Я с морозами дружу,
Землю заметаю.
Прилетаю и кружу,
Песню завываю.
Ветерок — мой младший брат —
Мне всегда бывает рад. (Метель, пурга, вьюга, буран.)
— Прочитайте с вопросительной интонацией, затем сразу сутвердительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.)
— Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл загадки.
IV. Актуализация знаний. Введение в тему
— У этой загадки может быть несколько отгадок. Что вы можете сказать об этих явлениях природы? (Высказывания детей.)
— Расшифруйте, что написано на доске (читайте только русские буквы).
S3LHWMGHIESE LYNTPSWOL
(Зимнее утро.)
— Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием? (Предположения учащихся.)
— Откройте учебник на с. 88—89. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Хотите что-нибудь добавить к сказанному?
— Правы ли мы, узнаем после минутки отдыха.
V. Физкультминутка
Поймай снежок!
Не боимся мы пороши —
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам —
Снега хватит нам и вам!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение стихотворения «Зимнее утро» учителем
— Что вам особенно понравилось в стихотворении?
— Какие слова были непонятны?
Нега — блаженство.
Аврора — утренняя звезда.
Вечор — вчера.
Нынче — сегодня.
Работа над стихотворением
— Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте разделить его на части.
(Дети выполняют задание.)
— Прочитайте первую часть. О чем вней говорится?
— Прочитайте вторую часть. (Во второй части описывается вечер, как злилась буря, и было очень печально.)
— Прочитайте третью часть. (В третьей части перед нами предстает картина природы. Она очень красива: блестя на солнце снег лежит, ель сквозь иней зеленеет, речка подо льдом блестит.)
— Почитайте четвертую часть. (В этой части перед нами картина освещенной светом затопленной печи комнаты. Значит, там тепло и уютно.)
— Пятая часть? (В последней части говорится о том, что поэт приглашает свою героиню прокатиться на коне.)
— Одинаковым ли тоном вы будете читать все стихотворение? (Нет. Сначала громко, выразительно, бодро. Потом с чувством грусти, печали. Затем спокойным, но звонким голосом. А вот последние шесть строчек снова громко, призывно.)
— Ребята, в этом стихотворении мы увидели резкую смену настроения и картин в произведении. Такой прием называется антитезой, или противопоставлением. Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? (Поэт использует его для яркости образа, для большой силы выражения. Одно как бы оттеняет другое.)