Байрон особенности образной системы, общественная позиция
Его поэзия, явившаяся прямым откликом на великие революционные потрясения конца XVIII — начала XIX века, с предельной рельефностью воспроизвела общую позицию европейского романтизма как особого направления духовной жизни эпохи, возникшего как реакция на французскую революцию и связанное с ней Просвещение.
Признанный вождь европейского романтизма в одном из его самых воинствующих бунтарских вариантов, Байрон был связан с традициями Просвещения узами сложных и противоречивых отношений. Как и другие передовые люди своей эпохи, он с огромной остротой ощущал несоответствие между утопическими верованиями Просветителей и реальными результатами революции. Но в отличие от своих соотечественников — поэтов «озерной школы», для которых практическая неосуществимость революционных идей служила доказательством их нравственной и этической несостоятельности, Байрон сохранял стоическую верность идеалам 1789 года. Сквозь их призму он рассматривал все явления современной жизни. В них он видел не только программу реальных политических действий, но и тот нравственный критерий, с которым подходил к оценке окружающей его действительности. Вместе с тем его восприятие принципов просветительской жизненной философии уже во многом носило полемический характер. Поэт послереволюционной эпохи, принесшей человечеству новые представления о законах исторического развития общества, Байрон уже не мог полностью разделять веру просветителей во всемогущество Разума как главного двигателя истории. Сын эгоистического века, он был далек от благодушного оптимизма мыслителей XVIII века с их учением о благой природе «естественного человека». Но если поэт и сомневался в этих истинах Просвещения и в возможности их практического воплощения, то он никогда не ставил под сомнение их нравственную и этическую ценность. Из ощущения величия просветительских и революционных идеалов и из горьких сомнений в возможности их реализации возник весь сложный комплекс «байронизма» с его глубокими противоречиями, с его колебаниями между светом и тенью; с героическими порывами к «невозможному» и трагическим сознанием непреложности законов истории.
Признание классицистической строгости и ясности сочетается с изображением сложных и неясных чувств, окрашенных
мрачным настроением. Действительность испытывается не только разумом, но и романтической иронией. Идеи просветителей выступают в творчестве Байрона в новом, трансформированном виде. У поэта уже нет оптимистической веры во всесилие разума. Пафос жизни и творчества Байрона - в борьбе против тирании. Главной мечтой его была мечта о свободе человечества. Однако идеал свободы у Байрона лишен социальной конкретности, поэтому стремление
к свободе у него индивидуалистично. Свободу Байрон видит либо в борьбе, ведущей к разрыву с обществом, либо в эпикуреизме.
Судьба человека и общества «отверженные»
В «Отверженных» подняты проблемы нищеты и бесправия народа, безработицы, проституции, беспощадности эксплуатации (семейство Тенардье угнетает маленькую Козетту), несправедливости суда (история Жана Вальжана), беспризорности, духовной эволюции поколения (история Мариуса) и др. Гюго пишет о любви (линия Мариуса и Козетты), рисует патетику баррикадных боев (подвиг Анжольраса, смерть Гавроша), поднимает проблемы будущего народа.
Судьбы героев В. Гюго типичны: у Вальжана и Фантины были реальные прототипы, история Мариуса отчасти похожа на историю самого писателя. Но маленькие люди превращаются у Гюго в героев; события приобретают философскую значительность. Социальная жизнь для Гюго – част-ное проявление нравственного бытия человечества. Конкретные вопросы жизни народов ХIХ века сводятся к «вечным» вопросам, за житейской борьбой его героев всегда стоит борьба добра и зла. Гюго не просто рисует картины социального ада, а предлагает читателю составить о них суждение. Борьба Жана Вальжана с Жавером обретает социально-символический характер. Будучи соотнесенной с общественно-историческим фоном, эта борьба символична, ибо в святости Жана Вальжана воплощена правота угнетенных, а в злобе Жавера – абсолютная жестокость угнетателей. История Жана Вальжана превращается в притчу о страдальческой судьбе. Мир предстает в резких контрастах, в чередовании света и мрака, все тяготеет к полюсу добра или зла. В романе действуют «святые» (епископ Мириэль, Жан Вальжан) и «диаволы» (Тенардье, Жавер). Масштабы творимого ими добра и зла равны. Людские страсти доведены до крайнего напряжения, характеры складываются только из пороков или только из добродетелей.
22. 18 век-век вольтераЕго имя вообще стало синонимом свободомыслия и независимости (отсюда слова «вольтерьянство», «вольтерьянец»). Имя Вольтера (Мари Франсуа Аруэ) — знаковой фигуры в мировой культуре, олицетворения эпохи Просвещения — сейчас, мягко говоря, подзабыто, привычно только для студентов-филологов при изучении зарубежной литературы соответствующего периода, хотя его талантливые произведения по-прежнему интересны и полны острого ума.
Поэт, драматург, прозаик, философ, общественный деятель, а по сути — возмутитель общественного спокойствия, вольнодумец, разрушитель традиционных устоев, Вольтер, чьё пребывание на земле ограничилось двумя датами — 21 ноября 1694 года и 30 мая 1778 года, — прожил жизнь, давшую богатый материал для авантюрного, приключенческого романа. Одни его проклинали, другие возносили. Воспоминания о нём весьма противоречивы. Все едины во мнении только тогда, когда свидетельствуют о необыкновенном уме и независимости. Эти две черты характера сделали Вольтера вечным скитальцем и изгнанником. Часть жизни ему довелось провести в тюрьме (в Бастилии), в ссылке или в ожидании наказания. Но ничто не могло заставить его свернуть с пути. Даже в свою пользу самый умный, но физически непривлекательный холостяк обращал запутанные любовные отношения с самыми интересными женщинами.
Всё его творчество было направлено против сословного неравенства, за право человека на свободу и человеческое достоинство. Причем силен Вольтер был абсолютно во всех жанрах. Сам по этому поводу шутил, что не отдает предпочтения ни одной из муз, а любит всех. Признанными шедеврами стали его трагедии «Заир» и «Магомет», из философских повестей следует выделить повести «Кандид, или Оптимизм» и «Задиг, или Судьба». Вершина поэтического творчества — сатирическая поэма «Орлеанская девственница», которую Пушкин назвал «катехизисом остроумия».
Повесть кандид
Вольтер раньше и сам разделял оптимизм Лейбница, но в "Кандиде" оптимистический взгляд на жизнь становится признаком неискушенности, социальной неграмотности.
Внешне повесть строится как жизнеописание главного героя, история всевозможных бедствий и несчастий, настигающих Кандида в его странствиях по свету. В начале повести Кандид изгнан из замка барона Тундер-тен-Тронка за то, что посмел влюбиться в дочь барона, прекрасную Кунигунду. Он попадает наемником в болгарскую армию, где его тридцать шесть раз прогоняют через строй и бежать откуда ему удается только во время сражения, в котором полегло тридцать тысяч душ; потом переживает бурю, кораблекрушение и землетрясение в Лиссабоне, где попадает в руки инквизиции и едва не погибает на аутодафе. В Лиссабоне герой встречает прекрасную Кунигунду, также претерпевшую множество несчастий, и они отправляются в Южную Америку, где Кандид попадает в фантастические страны орельонов и в Эльдорадо; через Суринам он возвращается в Европу, посещает Францию, Англию и Италию, и завершаются его странствия в окрестностях Константинополя, где он женится на Кунигунде и на принадлежащей ему маленькой ферме собираются все персонажи повести. Кроме Панглоса, в повести нет счастливых героев: каждый рассказывает леденящую душу историю своих страданий, и это изобилие горя заставляет читателя воспринимать насилие, жестокость как естественное состояние мира. Люди в нем различаются только степенью несчастий; любое общество несправедливо, а единственная счастливая страна в повести — несуществующее Эльдорадо. Изображая мир как царство абсурда, Вольтер предвосхищает литературу ХХ века.
Кандид (имя героя по-французски означает "искренний"), как говорится в начале повести, "юноша, которого природа наделила наиприятнейшим нравом. Вся душа его отражалась в его лице. Он судил о вещах довольно здраво и добросердечно". Кандид — модель "естественного человека" просветителей, в повести ему принадлежит амплуа героя-простака, он свидетель и жертва всех пороков общества. Кандид доверяет людям, особенно своим наставникам, и от своего первого учителя Панглоса усваивает, что не бывает следствия без причины и все к лучшему в этом лучшем из миров.
Творчество гофмана
Всемирная слава связана с именем Э. Гофмана. Ни одна эпоха не относилась безразлично к творчеству немецкого романтика. Его творчество оказало влияние на художников разных эпох, времен, стран и направлений, особенно на А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина.
В фантастических происшествиях, которые случаются с героями Гофмана, отражается реальность. Автор чувствует несправедливость общественного порядка, и силы, враждебные человеку, в его произведениях выступают в фантастическом обличье.
Гофман — великолепный психолог, открывший двойственность человеческой натуры. Его герои страдают от раздвоения личности. Он заметил, что в человеке живет добро и зло. Герои-двойники живут в реальном мире и в фантастическом. Доктор Проспер Альпанус — он же волшебник, фея Розабель- верде — она же фрейлейн Розеншен, надзирательница приюта в «Крошке Цахес».
Гофман ищет идеалы в искусстве. Идеальный герой — музыкант, поэт, который силой своего таланта творит новый мир, более совершенный, чем тот, в котором он живет.
Тема художника и искусства становится центральной в творчестве Гофмана. Трагедия настоящего художника, по Гофману, состоит в том, что его не понимают ни при княжеских дворах, ни в среде обывателей, погруженных в мелкие заботы. И поэтому он так одинок.
Музыка у Гофмана — это не только тема, а еще и своеобразный вселенский фон, выражающий собой внутреннее единство человека и природы. Музыка — это жизнь.
Уже в рассказах первого сборника «Фантазии в духе Калло» появляется образ музыканта Крейслера — любимый образ писателя, вобравший в себя автобиографические черты. Затем читатель встречается с ним в «Крейслериане», написанной в виде очерков, в романе «Житейские воззрения кота Мурра».
Жанр большинства произведений Гофмана лучше всего можно было бы определить им же придуманной формулой «Сказки из новых времен» или «Сказки о реальном».
Это были именно сказки из новых времен, потому что сказочная фантастика становилась их формой решения наисовременнейших проблем.
Гофман брал мотивы и из мифов и сказок, и из собственной фантазии, сопровождая все это то юмором, то сатирой, то романтической иронией, то нагнетением ужасов.
Писатель остается ироническим аналитиком-наблюдателем, что помогает ему осознать процесс перехода из реальности в мир, сконструированный сознанием и фантазией, чтобы нельзя было принять одно за другое. Однако романтическая ирония включала в себя и функцию известного примирения с реальностью, поскольку не требовала ее изменения, а лишь позволяла творческому духу временно передохнуть в сияющей красоте, чтобы вновь, вернувшись к реальности и зная ее подлинную сущность, позволить себе и ее воспринимать иронически. Но если теоретики романтизма подчеркивали нарочито игровой, буффонадный аспект иронии, то у Гофмана ирония, не отказываясь и от этой роли, всегда серьезнее и трагичнее.
Автор и сам осознает правила игры, и читателя постоянно предостерегает от обольщения этой игрой. Ирония Гофмана перерастает в гротеск, социальную сатиру, поскольку его герои — при всей их условности — четко координированы социально: мещанка Вероника, довольно состоятельней архивариус с тремя дочками на шее и бедный, вечно полуголодный, мечтательный, талантливый Ансельм в качестве объекта их притязаний в новелле «Золотой горшок». Именно эта сторона подчеркивается в финале сказки.
Особенно Гофману была ненавистна уверенно утверждавшаяся в феодально-бюргерской Германии бюрократизация и стандартизация отношений, превращение нормальных людей в пустых и спесивых филистеров (обывателей), в бездуховных кукол, в бессловесных жертв или механически действующих палачей. Гофман необыкновенно остро чувствовал противоестественность этого процесса, и потому так част у него сатирический гротеск.
Один из характерных образов Гофмана — образ куклы, автомата, мнимо живого существа, которое не оживить. В новелле-сказке «Песочный человек» Натаниэль влюбляется в куклу-красавицу, но в отличие от легендарного Пигмалиона, оживить любовью свою возлюбленную он не может. Напротив, Олимпия увлекает Натаниэля в свой неживой мир.
Гофман, как никто другой, демонстрирует своим творчеством многогранность возможностей романтизма. И он же пересматривает основные идеи романтизма и поднимается над ними, приоткрывая новые горизонты.