Тема 2. Принцип симметрии во французской классицистической трагедии. Пьер Корнель «Гораций».

Методические рекомендации и материалы

Для выполнения контрольной работы по дисциплине

История зарубежной литературы XVII-XVIII веков» 031001

Для студентов 2-го курса

Факультета филологии и журналистики ДО и ОЗО

Кемерово 2008

Составитель: ст. преподаватель Красюк Т.Д.

Методические рекомендации и материалы для выполнения контрольной работы по дисциплине «История зарубежной литературы ХУ11-ХУ111 веков». Для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики ДО и ОЗО/ ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет», сост. Т.Д. Красюк. - Кемерово, 2008. - 40 с.

Методические рекомендации по дисциплине «История зарубежной литературы XVII-XVIII веков» предназначены для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики дневного и заочного обучения (специальность 031001 «Филология») и призваны помочь в организации самостоятельной работы в процессе изучения учебного предмета. Они включают темы контрольных работ, необходимые материалы, тексты художественных произведений к отдельным темам, развернутые консультации и списки научной литературы

Рекомендовано методической Утверждено на заседании

комиссией факультета кафедры теории литературы

филологии и журналистики и зарубежных литератур

2007 года 2007 года

Председатель методкомиссии Заведующий кафедрой

И.В. Ащеулова Л.Ю. Фуксон

Введение

Контрольная работа по «Истории зарубежных литератур ХУ11-ХУ111 веков» является одной из форм промежуточного зачета в процессе освоения учебной дисциплины, охватывающей два важнейших этапа в развитии европейских литератур.

Темы контрольных работ имеют отношение к ХУ11 веку, который рассматривается как самостоятельная стадия в истории европейского искусства, на протяжении которой основной движущей силой остается противоборство классицизма и барокко.

Основная задача, стоящая перед студентами при выполнении контрольной работы, - углубленное изучение отдельных литературных памятников с целью конкретизации представлений о художественном процессе, эстетических доминантах, о специфике жанровых форм и их преображении в рамках определенных художественных систем.

Работа выполняется во внеаудиторное время, рассчитана на освоение научной литературы, но в первую очередь должна продемонстрировать навыки самостоятельного анализа художественных текстов или их фрагментов.

Тема 1. Композиционная роль инфанты в трагедии П. Корнеля «Сид».

Консультация

Первая трагедия П. Корнеля «Сид», восторженно принятая зрителями, тем не менее оказалась в центре ожесточенных споров и дала повод для претензий к драматургу. Потребовалось вмешательство Французской Академии. Специально созданная комиссия выясняла, насколько справедливы обвинения и нападки. В разделе Материалы вам предлагается познакомиться с фрагментами «Мнения Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид», подготовленного Ж. Шапленом, в которых, в частности, говорится, что введение в пьесу Инфанты ничем не оправдано.

Обратившись к тексту трагедии, постарайтесь в ходе анализа найти основания для включения доньи Урраки в состав действующих лиц. Внимательно отнеситесь ко всем появлениям Инфанты на сцене. Как эти эпизоды соотнесены со смежными явлениями? Можно ли говорить о сюжетной функции образа? Какое место занимает героиня в системе персонажей? Какое отношение имеет к основному конфликту пьесы?

Материалы

Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид»

/…/ Касательно третьей картины мы полностью согласны с Критиком и весь эпизод с Инфантой считаем лишним, ибо персонаж сей никак не способствует и не препятствует заключению названного брака, а лишь показывает нам наивную страсть, кстати сказать, весьма мало подобающую принцессе, ибо предметом ее является юноша, ничем еще не выказавший своих доблестей. Нам известно, конечно, что не все второстепенные эпизоды, хотя бы даже и ненужные для развития сюжета, должны быть изгоняемы из поэзии. Но мы знаем также, что хороши они только в поэзии эпической, а в драме допустимы только при условии их чрезвычайной краткости. Таких эпизодов – а ими переполнена вся пьеса нашего автора – драма не приемлет.

/…/ Недостаток второй сцены (4-е действие – Т.К.), на который указывает Критик, связан с тем, что присутствие в ней Инфанты – затем ли, чтобы ободрить Химену в ее чувстве, или же затем, чтобы побудить ее со всею твердостью выказать решение погубить возлюбленного, - совершенно излишне; коль скоро Химена вполне могла сообщить свое решение Эльвире, а не только Инфанте, мы считаем, что в появлении последней не было никакой надобности.

/…/ Вторая и третья сцены (5-е действие – Т.К.) грешат общим для них недостатком – наличием ненужных эпизодов с Инфантой, которые затягивают театральное представление, никак не способствуя развитию основной интриги. Однако же не станем отрицать. Что сцены сии не лишены красот, и будь в них хоть какая-нибудь надобность, их можно было бы признать весьма удачными.

/…/ В заключение скажем, что хотя сюжет Сида и неудачен, хотя развязка его страдает погрешностями, хотя он перегружен лишними эпизодами и во многих местах несогласен с благопристойностью, равно как и с законами театра, хотя в нем много грубых стихов и низких выражений, однако же непосредственность и живость чувств, сила и изящество некоторых суждений, необъяснимая приятность, скрадывающая любые недостатки, доставили пьесе видное место среди поэм этого жанра, когда-либо вызывавших восхищение.

Литература

Корнель П. Сид (любое издание)

Большаков В.П. Корнель. М., 2001

Жирмунская Н.А. Пьер Корнель // Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму СПб., 2001

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм М., 1968

Тема 2. Принцип симметрии во французской классицистической трагедии. Пьер Корнель «Гораций».

Консультация

Написанная в Руане, трагедия была поставлена в Париже в начале 1640 года на сцене театра «Бургундский отель». Споры о «Сиде» не могли не сказаться на новой драме Корнеля. «Гораций» - первая трагедия, отвечающая всем правилам классицизма: пунктуальное соблюдение правила трех единств, строгий слог, чеканный александрийский стих. На этот раз Корнель обращается к римской истории, но идет по пути концентрации и упрощения действия. Им владеет Идея Порядка - одна из основополагающих идей во французской культуре ХУ11 века. Каждое произведение должно быть строго продумано, композиция логически выстроена, части – соразмерны, стиль – ясен, язык лаконичен и точен. Понятие меры, пропорции, симметрии присуще не только литературе, но и всей художественной культуре классицизма.

Прочитайте фрагменты из Книги 1 «Истории Рима» Тита Ливия (см. Материалы), в которых говорится о столкновении Рима и Альба-Лонги, и сопоставьте с текстом трагедии. Какие возможности предоставляет источник сюжета и как распорядился историческим материалом драматург? Какие дополнительные действующие лица им введены, как проявляет себя принцип симметрии в отборе и расстановке персонажей? Почему не нашлось места в системе персонажей Гаю Клуилию – властителю Альба-Лонги?

Действующие лица

ТУЛЛ

римский царь

СТАРЫЙ ГОРАЦИЙ

благородный римлянин

ГОРАЦИЙ

его сын

КУРИАЦИЙ

альбанский дворянин, возлюбленный Камиллы

ВАЛЕРИЙ

благородный римлянин, влюбленный в Камиллу

САБИНА

жена Горация и сестра Куриация

КАМИЛЛА

возлюбленная Куриация и сестра Горация

ЮЛИЯ

Благородная римлянка, наперсница Сабины и Камиллы

ФЛАВИАН

альбанский воин

ПРОКУЛ

римский воин

СТРАЖА

Рассмотрите, как соотносятся между собой сценические эпизоды. Можно ли говорить о специфическом ритме, о симметрии в связи с организацией сценического действия?

Заслуживает особого внимания стиховая организация поэтической речи. Проследите, как принцип симметрии проникает в структуру стиха, определяет соотношение синтаксических конструкций и лексических единиц.

Материалы

Тит Ливий

Наши рекомендации