История Переславской узкоколейной железной дороги
Переславская узкоколейная железная дорога находится в Переславском районе Ярославской области в 150 километрах от Москвы.
История Переславской узкоколейки начинается в 1920-х годах. В это время начинаются торфоразработки недалеко от деревни Усолье.
Для того, чтобы вывозить торф, была построена узкоколейка с конной тягой. Дорога начиналась недалеко от села Купань и продолжалась 2 километра в сторону берега Плещеева озера, после этого торф перегружали на баржи и везли в Переславль.
В 1930-х годах была построена узкоколейная железная дорога от Переславля до деревни Усолье. С этого момента необходимость перевозить торф на баржах отпала. Рядом с деревней Усолье был построен поселок торфопредприятия Купанское.
В 1946 году был основан поселок Талицы. Он стал центром нового Талицко-Плещеевского торфопредприятия. Здесь работали немецкие военнопленные, а позднее заключенные. А в 1949 году была открыта узкоколейная дорога от Талиц до Купанского.
В 1950-х годах было открыто Ивановское торфопредприятие. А также построена узкоколейная дорога от него до железнодорожной магистрали Александров - Ярославль. Вместе с Талицко-Плещеевским и Купанским торфопредприятиями стали составлять единую сеть.
В 1955 году был основан поселок Кубринск, центр Батьковско-Ольховского торфопредприятия. В 1958 году поселку была также подведена узкоколейная железная дорога.
Таким образом, получилась линия Северная железная дорога-Переславль-Купанское-Талицы-Кубринск. Протяженность данной сети составила свыше 100 километров.
В 1960-х годах было построено депо в селе Купанское. Паровая тяга была заменена тепловой. Туда завозились локомотивы, вагоны, разработанные специально для узкоколейной железной дороги. На этой дороге также испытывались экспериментальные модели локомотивов (ТУ5)
В 1970-х годах протяженность сети узкоколейных дорог уже составляла более 150 километров. Торф доставлялся до 2-х станций Перегрузочная (располагалась недалеко от Северной железной дороги, оттуда торф отправлялся в Ярославль) и Торфяная (находилась в черте города , оттуда торф отправлялся на котельные нескольких населенных пунктов).
Практически на всех узкоколейных дорогах действовало пассажирское сообщение. Были такие направления: Переславль-Купанское-Мшарово, Купанское-Кубринск. В Переславле, Купанском и Кубринске были свои вокзалы.
В 1980-х годах ухудшилась экономическая ситуация в стране. Резко упали объем перевозок торфа. В связи с этим было ликвидировано Талицко-Плещеевское торфопредприятие. Были отменены пассажирские перевозки по некоторым направлениям.
В 1989 году практически всю сеть узкоколейных железных дорог выкупил ярославский предприниматель Анатолий Гусев с целью сохранения. Не в частной собственности остались лишь те участки, по которым по-прежнему вывозили торф. После этого сразу было ликвидировано Купанское торфопредприятие.
Предполагалась, что Переславская узкоколейная железная дорога будет выполнять как и регулярные пассажирские перевозки, так и туристические поездки, ведь местность, по которой пролегает маршрут очень живописен и полон достопримечательностей.
В 1990 году был создан Переславский железнодорожный музей-заповедник в деревни Талицы. Предполагалось собирать экспонаты, связанные с узкоколейными железными дорогами по всей России.
Первый экспонат – танк-паровоз Ф-028. Прибыл он из далекой Армении, города Гюмри. Этому паровозу грозила гибель после того, как на местной детской железной дороге в 1988 году произошло страшное землетрясение. Он был просто никому не нужен. Энтузиасты положили огромные усилия, чтобы этот паровоз преодолел расстояние в 3 тысячи километров.
В 1991 году состоялся первый рейс ретро-поезда, причем состав тянул паровоз.
Возобновились пассажирские перевозки по линии Переславль-Купанское-Кубринск. Многие жители этих поселков выбирали именно поезд, а не автобус, так как путь в 2 раза короче. Таким образом, поезда никогда не пустовали. Скорость движения, не смотря на ухудшившееся состояние узкоколейки, оставалась достаточно высокой.
Н, к сожалению, всех расходов от средств, полученных от продажи билетов, не хватало на содержание, которое шло за счет бюджета. Многие отрезки путей и железнодорожную технику постепенно вывозили и сдавали на металлом.
В 2001 году было прекращено пассажирское сообщение на Кубринск. В 2003 году отправился последний пассажирский поезд из Переславля в Купанское.[85]