IV. Закрепление изученного. Учитель. Что такое животноводство?
Учитель. Что такое животноводство? Какие отрасли животноводства вы узнали?
Учитель предлагает отгадать загадки про животных и назвать отрасль животноводства.
1. Он в мундире ярком,
Шпоры – для красы.
Днем он забияка,
Поутру – часы.
(Петух, птицеводство.)
2. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, а не корова,
С пухом, а не птица.
Лыко дерет,
А лаптей не плетет.
(Коза, разведение мелкого рогатого скота.)
3. Пятак есть,
А ничего не купит.
(Свинья, свиноводство.)
4. Посреди двора
Стоит копна.
Спереди – вилы,
Сзади – метла.
(Корова, разведение крупного рогатого скота.)
5. По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан.
(Овца, разведение мелкого рогатого скота.)
6. С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица.
(Рыба, рыболовство.)
7. Явился в желтой шубке:
– Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок, птицеводство.)
8. Деловитая хозяйка
Пролетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела, пчеловодство.)
9. В воде купался, а сух остался.
(Гусь, птицеводство.)
10. Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Кролик, кролиководство.)
11. Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
(Конь, коневодство.)
12. Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я?
(Олень, оленеводство.)
Далее учитель проводит игру «Узнай по описанию».
К доске выходит ученик, описывает животное. Учащиеся должны угадать животное, назвать отрасль животноводства.
V. Итоги урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 222 учебника.
Домашнее задание.
С. 214–222. Ответы на вопросы «Проверь себя».
У р о к 34
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА
«Я ЗНАЮ РОДНОЙ КРАЙ»
Цели:
1. Обобщить и проверить знания детей по изученному разделу «Родной край – часть большой страны».
2. Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности.
О б о р у д о в а н и е:запись музыки, рисунки и фотографии с изображением животных и растений.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Интересная игра сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
II. Вступительное слово учащихся.
1-й ученик.Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
2-й ученик.Поле, речка и трава.
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Все(хором). Так давайте сбережем
Наш земной природный дом.
III. Контрольная работа по теме «Родной край – часть большой страны».
I вариант
№ 1. Подчеркните, о какой почве идет речь.
Очень богата перегноем. Имеет темный или черный цвет. Преобладает в степях.
а) черноземная; б) подзолистая.
№ 2. Напишите, кто это.
Бройлер – это ________________________________________
Крупная белая – это ___________________________________
Белый амур – это _____________________________________
№ 3. Напишите названия природных сообществ, к которым принадлежат эти организмы.
№ 4. Выберите полевые культуры.
Обведите в кружок их номера.
1. Капуста. 4. рожь.
2. Пшеница. 5. Кукуруза.
3. Тюльпан. 6. Крыжовник.
№ 5. Пронумеруйте в порядке смены ярусов снизу вверх.
№ 6. Верны ли утверждения. Обведите ответы «Да» или «Нет».
1. Колорадский жук встречается только в штате Колорадо (США).
Да. Нет.
2. Божьи коровки – хищные жуки, поедающие тлей.
Да. Нет.
3. Ядохимикаты, накапливаясь в растениях, могут попасть в продукты питания человека.
Да. Нет.
4. Яблонная плодожорка – это маленький червь.
Да. Нет.
II вариант
№ 1. Подчеркните, о какой почве идет речь.
Не очень богата перегноем. Имеет сероватый цвет. Преобладает в тайге и смешанных лесах.
а) черноземная; б) подзолистая.
№ 2. Напишите, кто это.
Толстолобик – это ____________________________________
Тонкорунная – это ____________________________________
Кемеровская – это ____________________________________
№ 3. Напишите названия природных сообществ, к которым принадлежат эти организмы.
№ 4. Выберите овощные культуры.
Обведите в кружок их номера.
1. Лук. 4. Гречиха.
2. Овес. 5. Кабачок.
3. Баклажан. 6. Смородина.
№ 5. Подпишите части гриба.
№ 6. Верны ли утверждения. Обведите ответы «Да» или «Нет».
1. Из каждых 100 видов насекомых 99 приносят человеку ущерб.
Да. Нет.
2. Пустельга и канюк – хищные птицы, поедающие грызунов.
Да. Нет.
3. Одна пара скворцов приносит птенцам столько насекомых, что ими можно было бы заполнить три скворечника.
Да. Нет.
4. Жуки-жужелицы портят растения.
Да. Нет.
III. Игра «Я знаю родной край».
Класс делится на три команды. В каждой команде выбирается капитан.
Гейм «Дальше, дальше…»
Каждая команда получает листок с вопросами и дает письменный ответ.
№ п/п | Вопросы | Ответы |
«Живые фильтры» водоема | (двустворчатые моллюски) | |
Детеныши лягушки | (головастики) | |
Санитары водоема | (раки, беззубки) | |
Враги колорадского жука | (жужелица) | |
Овраги, заросшие травой | (балки) | |
Свойство глины | (пластичность) | |
Самые плодородные почвы | (черноземы) | |
Основные обитатели луга | (насекомые) | |
Водяной строитель | (бобр) | |
Где разводят крошечных лошадей | (в Аргентине) | |
Враг тли | (златоглазка, божья коровка) | |
Целебная ягода болота | (клюква ) | |
Место, где река берет свое начало | (исток) | |
Самое теплое море России | (Черное) | |
Нижняя часть горы и холма | (подошва) |
Жюри оценивает работу. Учитывает время и правильность. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Гейм «Заморочки из бочки»
Капитаны каждой команды по очереди вытаскивают из бочонка номер вопроса. За каждый правильный ответ присуждается 2 очка. В случае неправильного ответа может ответить другая команда.
№ п/п | Вопросы | Ответы |
Птица названа «бегающей» неспроста. Летает она неважно, зато бегает на «пятерку». Обитает в зоне степей. Записана в Красную книгу России | (Дрофа) |
Продолжение табл.
Хищная рыба с удлиненным (иногда до 1,5 м) телом, большой остроносой головой, с мощной нижней челюстью. И зубы у нее страшные, острейшие – вся пасть в зубах, даже на языке и нёбе | (Щука) | |
К концу лета поспевает у нас на бахче огромная ягода. В переводе с одного из тюркских наречий (диалектов) это слово переводится весело – «ослиный огурец». Наверное, когда-то эти дикие ягоды были пищей для животных, возможно, любимым лакомством ослов | (Арбуз) | |
Это растение – пришелец из Южной Америки. Во второй половине лета начинает цвести. Свое имя оно получило за сходство листьев с… клинком грозного оружия. Название цветка происходит от латинского «меч, шпага». У нас это слово вошло в обиход в 30-е годы ХХ века. А до этого прекрасный цветок назывался просто шпажник | (Гладиолус) | |
Название растения произошло от особенности его листьев, светлых снизу и темно-зеленых сверху. Если потрогать нижнюю его сторону, опушенную волосками, мягкую, то появляется ощущение теплоты, ласки. Верхняя же сторона листа гладкая, жесткая, как бы холодная | (Мать-и-мачеха) | |
Это птица насекомоядная. Очень живая, веселая, с хорошим слухом и музыкальной памятью. Она является хорошим подражателем: подражает чужим голосам, песням и даже человеческой речи. А своя музыка очень проста | (Скворец) | |
Этот овощ появился в Европе не так давно. Его привезли в Италию из Южной Америки в середине XVI века. Заморская диковина росла под землей и очень напоминала хорошо знакомый европейцам гриб – трюфель. В Россию овощ попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали незнакомый овощ и назвали его «чертово яблоко». | (Картофель) |
Окончание табл.
Первое прядильное растение, которое узнал человек. Этой культуре около 9 тысяч лет. Из Индии это растение перешло в Ассирию и Вавилон, а затем в Египет. Древние египтяне стали запеленывать мумии узкими полосками ткани из этого растения. Но больше всего эта культура прижилась в России | (Лён) | |
«Счастливый случай» (2 очка прибавляется без вопроса, команда имеет право достать другой бочонок с номером) | ||
Каша из зерен этой культуры дает организму в 5 раз больше энергии, чем картофель. Плоды похожи на трехгранные орешки и могут размалываться на муку, как пшеница. | (Гречиха) |
Жюри подводит итоги этого гейма.
Гейм «Темная лошадка»
В качестве «темной лошадки» приглашается сказочный Лесовичок – хранитель леса.
дуб ель микроорганизмы клевер зерна растений мотыль водоросли комар | шелкопряд полевка короед мухомор цветочная мука карась лягушка головастик | трясогузка лось дрозд пустельга дятел утка щука цапля |
За 5 минут команды должны составить как можно больше цепей питания. За каждую верно составленную цепь питания команда получает 1 балл.
О т в е т ы:
дуб ® шелкопряд ® дрозд
ель ® короед ® дятел
микроорганизмы ® мухомор ® лось
клевер ® цветочная муха ® трясогузка
зерна растений ® полевка ® пустельга
мотыль ® карась ® щука
водоросли ® головастик ®утка
комар ® лягушка ® цапля
Жюри подводит итоги, объявляет количество баллов каждой команды.
Геймы «Художники» и «Капитаны» проводятся одновременно.
Гейм «Художники»
(оцениваются работы по 5-балльной системе)
2 человека от каждой команды должны придумать и нарисовать экологический знак. Капитаны вытаскивают карточку с заданием из мешочка.
Задания:
1. Нельзя ловить бабочек и стрекоз.
2. Умеренно использовать удобрения и ядохимикаты.
3. Нельзя мыть в водоемах транспортные средства.
Гейм «Капитаны»
Капитаны команд по очереди называют растения и животных, занесенных в Красную книгу России.
Выигрывает капитан, назвавший большее количество растений и животных. Победившая команда получает 5 баллов.
Гейм «Мой край»
Каждая команда получает карточку, в которой надо дополнить предложения:
1. Мой край расположен на…
2. Наши соседи…
3. На территории края текут реки…
4. У нас есть города…
5. Главный город края …
6. Добывают полезные ископаемые …
7. Почвы…
8. Развиты отрасли растениеводства…
9. Отрасли животноводства…
10. Мой край дает стране…
За каждое верное предложение команда получает 1 балл. Жюри подводит итоги.
Гейм «Гонка за лидером»
Ведущий зачитывает вопросы каждой команде по очереди. В течение
1 минуты команда отвечает.
За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы для 1-й команды:
1. Горы, созданные человеком. (Терриконы.)
2. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)
3. Верхний плодородный слой земли. (Почва.)
4. Углубление в земной поверхности, заполненное водой, естественный водоем. (Озеро.)
5. Черное золото. (Нефть.)
6. Из нее получают чугун и сталь. (Руда.)
Вопросы для 2-й команды:
1. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
2. Плодородие почвы зависит от количества… (Перегноя.)
3. Горючее полезное ископаемое болот. (Торф.)
4. Горная порода, образованная из остатков древних растений. (Уголь.)
5. Возвышенность высотой 300 метров. (Холм.)
6. Самое глубокое озеро. (Байкал.)
Вопросы для 3-й команды:
1. Самое большое по площади озеро в России. (Каспийское.)
2. Полезное ископаемое, используется в изготовлении стекла. (Песок.)
3. Возвышенности высотой более 1000 км. (Горы.)
4. Газообразное полезное ископаемое. (Газ.)
5. Какое дерево цветет последним? (Липа.)
6. «Перегной» другим словом. (Гумус.)
V. Жюри подводит итоги.
Командам вручаются почетные грамоты.
Учитель. Дорогие друзья! Я рада, что вы все приняли участие в этой игре. Есть у нас победители, но и проигравших нет. Вы все много знаете о природе и поняли, как важно бережно относиться к ней. До новых встреч!
У р о к 35