Сложение цветовых предпочтений
В КОСТЮМЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Внешний облик костюма народов Кавказа сформировался в рамках региона и является одним из общих признаков кавказского культурно-исторического ландшафта. Эта общность определяется одинаковым набором и покроем одежды, головных уборов и обуви, а также составом убранства. Имеющаяся вариативность не является принципиальной и определяется не столько национальными особенностями, сколько индивидуальным вкусом обладателя костюма и его социально-экономическим положением. Как правило, она выражается в качестве материала одежды и украшений.
Однако один из определяющих моментов кавказского костюма — цветовая гамма — обнаруживает тенденцию к изменению по национально-территориальному признаку. В хронологическом аспекте проследить развитие цветовой палитры кавказского костюма из-за отсутствия археологической базы данных довольно сложно. Но в итоге это развитие завершилось формированием тех цветовых предпочтений, которые видны в этнографических костюмных комплексах адыгских, тюркских, вайнахских и иранских народов Кавказа1. При этом следует учитывать тот факт, что «наличие определенной избирательности, предпочтение того или иного цвета или рисунка ткани при возможности выбора является показателем устойчивых и давних традиций» [Студенецкая, 1989, с. 213, 218].
Красильное ремесло
Кавказский костюм в разной степени вобрал в себя почти все составляющие цветового спектра. Традиционно преобладающие цвета мужской черкески — черный и коричневый — оживляли оранжевый, синий, зеленый и белый цвета деталей бешмета, ноговиц и башлыка. Более сложная цветовая гамма характерна для женского костюма. У адыгских, карачаевских и балкарских женщин в одежде преобладали красный и черный цвета. Осетинки предпочитали пастельные тона (розовый, голубой, салатный, желтый), при этом красный как бы уходил на второй план. Вайнахские женщины носили одежду из пестрых тканей, отдавая предпочтение зеленой и коричневой гамме. Зеленый, синий, фиолетовый и коричневый цвета, наряду с яркими набивными тканями, свойственны костюму дагестанок.
Вероятно, цвет не всегда играл определяющую роль в костюмном комплексе. Образцы одежды и головных уборов VII-IX вв., обнаруженные в могильниках Северного Кавказа, выполнены из холщовых неокрашенных тканей. Однако довольно скоро на сером фоне холщового платья появляются яркие цветовые пятна в виде обшлагов, нашивных украшений и отдельных деталей костюма. При этом отделка, выполненная из ярких импортных шелков, свидетельствует о полном равнодушии изготовительниц к цветовой палитре. Они не подбирали фрагменты шелка ни по цветовой гамме, ни по рисунку.
Находки шелковых одежд и головных уборов, связанные с существованием кавказской трассы Великого Шелкового пути, еще не позволяют говорить о формировании традиции цветовых предпочтений. Однако именно в этот период у местных народов уже зарождается искусство крашения, причем как собственно окрашивания тканей разными пигментами, так и узорчатой на-
1 Цвет в традиционной культуре Карачая и Балкарии рассматривается в работе ЛБ.Самариной. Основное внимание автор уделяет аргументации в пользу гипотезы о том, что традиции использования различных цветов в значительной мере обусловлены влиянием более ранних периодов в истории карачаевцев и балкарцев, в частности доисламским — языческим (аланским, хазаро-печенежским) и иудейско-христианским [Самарина, 1999, с. 275-289].
бойки, когда определенный цветной рисунок наносится на холст с помощью штампа.
В качестве пигментов для окрашивания тканей использовались растительные красители. К сожалению, не все красильные растения, произраставшие на Северном Кавказе, давали качественную окраску тканей. Зато только при помощи местной флоры можно было получить желтый, красный, синий, фиолетовый, черный, коричневый и зеленый оттенки. Наибольшее количество растений дают возможность окрасить ткань в желтый цвет; примерно половину от их числа составляют красно-красящие растения. Еще меньше существует растений, окрашивающих ткани в черный, синий, зеленый и коричневый цвета. В среднем на территориях, занимаемых разными кавказскими народами, произрастает одинаковое количество видов красящих растений: 40 окрашивают ткань в желтый цвет, 19 — в красный, 16 — в черный, 15 — в синий, 15 — в зеленый и 8 — в коричневый. Таким образом, возможности получения красителей были равными у всех народов Северного Кавказа и не могли влиять на формирование цветовых предпочтений.
Находки из могильников VII-XIV вв. в различных точках Кавказа (Нижний Архыз, Мощевая Балка, Амгата, Эшкакон, Уллу-Кол, Змейская, Рим-Гора, Дзивгис, Даргавс и др.) показывают, что уровень красильного ремесла у средневекового населения был одинаков и основывался на практическом опыте.
На основании имеющегося на сегодняшний день материала можно отметить, что среди окрашенных тканей местного производства преобладали шерстяные. Животные волокна лучше поддаются окрашиванию благодаря протеиновому составу, легко вступающему в реакцию с разнообразными пигментами. Гораздо реже окрашивались кендырные волокна, использовавшиеся для производства холста. Альдегидный характер клетчатки ограничивает способность растительных волокон к восприятию краски, и потому они окрашиваются хуже и почти всегда требуют воздействия протравы.
В качестве протравы, не только способствующей окрашиванию, но и закрепляющей пигмент на волокне, в средние века использовали различные дубильные вещества, которые широко применялись при выделке кож1. Что касается солей металлов, различных глиноземов и квасцов, тоже используемых в качестве протравы, то они, очевидно, еще не были освоены народами Кавказа.
Этнографические данные свидетельствуют, что различных тонов добивались путем смешивания отваров разных растений. Добавляя отвар щавеля в зверобой (базовый желтый краситель), получали палевые тона, тогда как отвар мяты с тем же зверобоем давал оранжево-красные оттенки. Различные технологические приемы обработки ткани позволяли, используя один и тот же краситель, добиваться разной окраски. Например, цветы сокирки без кипячения окрашивают ткань в синий цвет, а при кипячении в фиолетовый (см. [Гроссгейм, 1946]).
Можно допустить, что растительные красители для холщовых тканей использовались намного шире, чем об этом свидетельствуют археологические находки. Но в том случае, если красители применялись без использования соответствующей протравы, то пигмент постепенно разрушался и утрачивался, поэтому обнаруженные в средневековых погребениях холщовые ткани в основном серого цвета.
Однако ткани как животного, так и растительного происхождения, окрашенные импортным красителем индиго, прекрасно сохранили свой синий цвет. В отличие от других растительных пигментов индиго2 не требует протравы и во всех случаях, независимо от характера волокна, дает стойкий цвет.
«История красильного искусства учит нас, что на одежду наций известные технические удобства и преимущества оказывали очень большое влияние, — отмечал И.В.Гёте, — так, немцы часто ходят в синем, потому что это прочная краска для сукна; так же в некоторых местностях все крестьяне — в зеленом тике, потому что последний хорошо красится этой краской» [Гёте, 1957, с. 327].
1 Археологические находки свидетельствуют, что это ремесло у средневекового населения Кавказа стояло на высоком уровне.
2 Получают из растения индигофера (Indigofera tictoria).
Костюм и природная среда
Естественные цвета шерсти — черный, серый, белый, буро-коричневый — стали предпочтительными в мужской одежде Северного Кавказа. Выбор определенного приоритетного цвета в женском костюме объясняется другими причинами. Их следует искать в явлении, впервые открытом в конце XVIII в. Гёте, который предложил видеть основы гармонизации цветов в особенностях зрения человека. По его теории глаз ищет и получает удовлетворение лишь от полноты цветового спектра.
Последующие исследователи считают, что колористические предпочтения и понятия о цветовой гармонии формируются у людей под влиянием окружающей их природы и ее красок Предпочтительные цвета в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, костюме, как правило, воспроизводят либо краски той или иной местности, либо цвета, которых «не хватает» в окружающей среде, но они необходимы для достижения цветовой уравновешенности, гармонии.
Например, художник КСПетров-Водкин так описывает свои впечатления от колористических особенностей среднеазиатского пейзажа, которые оказали влияние на формирование цветовых предпочтений восточного человека: «Небо я видел во все часы суток. Днем оно невероятных размеров, от нежностей горизонта до дыры, зияющей в звезды на зените. От окружения солнца оно имеет еще новые разливы до противостоящей солнцу точки.
Этот переплет ультрамарина, сапфира, кобальта огнит почву, скалы, делая ничтожной зеленцу растительности, вконец осеребряя ее, — получается географический колорит страны в этих двух антиподах неба и почвы. Это и дает в Самаркандии ощущение зноя, жара, огня под чашей неба.
Человеку жутко между этими цветовыми полюсами, и восточное творчество разрешило аккорд, создав только здесь существующий колорит бирюзы.
Он дополнительный с точностью к огню почвы, и он же отводит основную синюю, давая ей выход к смешанности зеленых. Аральское море подсказало художникам эту бирюзу... В угадании этого цвета в мозаике и майолике и есть колористический гений Востока» [Петров-Водкин, 1982, с. 587].
Следуя теории Гёте легко объяснить это явление: «Глаз... требует собственно цельности и сам в себе замыкает цветовой круг. В фиолетовом цвете, требуемом желтым, имеется красный и синий; в оранжевом, которому соответствует синий, — желтый и красный; зеленый соединяет синий и желтый цвета и требует красного, и так во всех оттенках разнообразнейших смешений» [Гёте, 1957, с. 291].
В северокавказском костюме цветовые предпочтения формировались на эмпирическом уровне. В разных районах Предкавказья внутреннее, свойственное людям отношение к выбору цвета было различным. В костюме адыгских и тюркских народов Кавказа преобладает красный. Вайнахи предпочитают пестрые и яркие ткани однотонным.
На наш взгляд, немаловажную роль в этом процессе играл окружающий пейзаж. Центральную часть Кавказского перешейка, объединяющую Карачаево-Черкесию и горные территории Кабардино-Балкарии, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии и Дагестана, занимает Кавказская горная страна. Ландшафты очень разнообразны, но преобладают в них горно-лесные и горно-степные, лесной пояс к востоку сужается, а леса и луга постепенно сменяются сухими степями, засушливость ландшафтов увеличивается к востоку. В Прикаспийской равнинной области расположены опустыненные полынно-злаковые степи.
Доминирует в пейзаже горно-лесного и горно-степного районов зеленый цвет, который сохраняется здесь довольно долго — с конца марта по конец октября. Хвойные леса во все времена года зелены, а в смешанных лесах с вечнозеленым подлеском и зимой просвечивает зеленый оттенок (см. [Гроссгейм, 1946]).
Преобладание зеленого в окружении черкесов, карачаевцев и балкарцев, безусловно, могло повлиять на выбор красного в качестве основного цвета женского костюма При этом сочетание зеленого с красным в одном комплексе костюма не допускалось и считалось крайне безвкусным [Студенецкая, 1989, с. 218].
Пейзажи Восточного Предкавказья характеризуются более унылыми сочетаниями цветов, и лишь на короткий момент в году они взрываются разнообразием всего цветового спектра: «Характерной особенностью полупустынных
• |
районов является пестрота растительного покрова... ранней весной на общем зеленом фоне видны многочисленные разноцветные пятна (желтые, бледно-фиолетовые и т.п.), образованные массовым цветением весенних растений. С начала мая площади начинают буреть, так как весенняя растительность выгорает, и летом цвет этих площадей определяется цветом почвы — серым, желтоватым, местами» более темным. Позже развивается осенняя растительность, в общем, серо-сизого цвета (полынь) с зелеными пятнами солянок и светло-фиолетовыми пятнами цветущего кермека. В октябре-ноябре цвет становится более блеклым, более однообразным серым, и в таком виде площади уходят под снег, только пятна солянок становятся еще более темными, почти черными и нарушают общее однообразие» [Гроссгейм, 1946, с. 602].
Скорее всего, именно это природное ландшафтно-цветовое однообразие, на короткий период оживляемое многоцветием растений, способствовало тому, что население восточных районов Предкавказья предпочитает пестрые ткани однотонным. Источники акцентируют внимание на набивных многоцветных тканях, из которых сшиты платья чеченок (СГОКМ, о.ф. 27901/92, 242, 429, 430, 425 и др.). Интересно, что у других народов Северного Кавказа слово «пестрый» в применении к одежде служило синонимом безвкусицы [Студенецкая, 1989, с. 216].
Формирование предпочтения к пестрым тканям в Восточном Предкавказье, возможно, связано с непосредственным контактом со среднеазиатским культурным регионом, где использование в костюме пестрых и ярких тканей отмечается как преимущественное (см. [Смешко, 1979]). Восточные районы Предкавказья — переходная зона между Кавказом и Средней Азией, где встречаются культурно-исторические традиции разных народов. И потому использование в женском костюме пестрых тканей при сохранении типично кавказского силуэта платья является для этой территории закономерным.