I. Организационный момент. Ты проверь себя, дружок
Долгожданный звонок –
Начинается урок.
Ты проверь себя, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручка и тетрадки?
II. Вступительное слово учителя.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и звуками. Послушайте стихотворение:
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес.
Сон в страну свою унес
Всех.
В. Лунин
– Какие звуки часто повторялись в стихотворении? (Звуки [с] или [с’].) Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня научимся писать заглавную и строчную буквы С, с.)
III. Изучение нового материала.
1. Работа в прописи. Письмо заглавной буквы С.
– Рассмотрите образец заглавной буквы С. Расскажите о направлении движения руки при ее написании. (Заглавную букву Сначинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Ведем округлую линию влево, затем вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, спускаемся вниз; чуть закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо и заканчиваем письмо на середине рабочей строки.)
– Запишите букву в воздухе.
– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–2-й строчках.
2. Работа со словами.Задание «Пары слов».
– Прочитайте слова парами. Объясните, почему они написаны с большой буквы. Запишите слова.
– Найдите и подчеркните буквы, которыми отличаются слова в парах. Разделите эти слова на слоги. Поставьте знак ударения в словах.
Работа с предложениями.
На доске записаны предложения.
– Прочитайте предложения. Выпишите на свободных строчках предложения, в которых есть имена собственные.
У носа оса. У осы усы. | У Сони роза. У Сани ананас. |
Проверка выполненной работы.
– Какие предложения вы записали?
– Почему написание слова «ананас» не вызвало у вас затруднения, ведь мы еще не научились писать строчную букву с? (Строчная буква с отличается от заглавной С только размером.)
– На последней строчке запишите имена одноклассников, начинающиеся на С.
НОЖКИ
Нарядили ножки в новые сапожки.
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте-топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
4. Работа в прописи. Письмо строчной буквы с.
– Расскажите о направлении движения руки при написании строчной буквы с. (Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх, закругляем влево, доводим до верхней линии рабочей строки; ведем вниз округлую линию до нижней линии рабочей строки. Поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.)
– Прочитайте слова, записанные в правом столбике.
5. Игра «Отвечай быстро!».
Учитель называет прилагательные, обозначающие характерные свойства предмета. Ученики должны быстро назвать предмет, подходящий к этому признаку, и записать слово в тетради:
· Высокая, колючая, зеленая… (сосна).
· Русая, длинная, густая... (коса).
· Большая, вместительная… (сумка).
· Белобокая, черная, крикливая... (сорока).
– Найдите и подчеркните буквы, которыми отличаются слова в парах. Как изменилось значение слова с заменой буквы? (Слово стало обозначать много предметов.)
– Прочитайте и самостоятельно запишите предложение.
6. Игра «Буква потерялась».
На доске записаны слова.
– Напишите слова на последней строчке.
о_ина на_о_ _ани но_ы
IV. Итог урока.
– Что было на уроке интересным? Какое задание было трудным?
Урок 51
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ З, з – С, с
Цели:учить дифференцировать буквы и звуки, составлять связный текст по опорным словам; развивать фонематический слух, речь, внимание; расширять кругозор; воспитывать любовь к окружающему миру, аккуратность, усидчивость.
Ход урока