Краткое жизнеописание парам санта баба саван сингха джи махарадж 5 страница

1) “У меня была привычка хвататься за гриву своей лошади и запрыгивать на нее, когда она шла рядом. Но мой слуга в мое отсутствие и без моего ведома обрезал гриву лошади. Я не заметил этого, и когда я схватился за гриву, моя рука соскользнула, я упал и сломал ногу. Перелом был, несомненно, болезненным, но намного более болезненным было то, что я не мог ни испражняться, ни мочиться. Доктора даже думали, что мне будет трудно выжить.

Мусульманин-надзиратель, принадлежавший к моему округу, пришел ко мне и сказал: “Я ваш человек, вроде члена вашей семьи. Я принадлежу к вашему месту. Скажите, как я могу помочь вам”. Я сказал: “Мои дети учатся в школе-интернате в восьми милях отсюда. Я не хочу, чтобы они знали об этом происшествии. Но я хотел бы, чтобы вы послали телеграмму Махарадж Джи (Свами Джи)”. Он послал телеграмму. И когда Свами Джи получил телеграмму, он сказал: “Ладно, если Мастер хочет забрать его, Он может, ибо он хотя бы получил Наам. Но моя духовная сестра Биби Рукко, молила за меня Баба Джи.

Обычаем Баба Джи было садиться в медитацию или уходить в медитацию, когда ожидалось какое-то важное событие, а затем собщать ту информацию, которую он получил изнутри. Он сел в медитацию в 8 часов вечера или раньше (когда информация была получена телеграммой). Около трех часов ночи он позвал Биби Рукко, и она спросила: “Я принесу вам еду сейчас?” (Он не ужинал). Баба Джи ответил: “Нет, но ты просила кое-что относительно Бхаи Саван Сингха. Теперь ты можешь информировать Саван Сингха, что он не уходит, но кармы были очень тяжелые. Ему было суждено страдать пять лет, но теперь мы устроим кармы за пять месяцев. Разве это не кое-что? Мы поедем к нему не сейчас, а после того как он выпишется из госпиталя. А пока ты можешь подтвердить получение его телеграммы”. И в тот момент, когда телеграмма Баба Джи была получена, я смог испражняться и мочиться...

Святые оказывают свою милость, но никогда не говорят о ней. Теперь, когда я пришел в такое состояние, мне пришлось страдать также и в денежном отношении. Я потерял надбавки за командование подразделением и на лошадь, а также половину моего жалования. Главный инженер был очень добр ко мне. Он сказал: “Если бы только вы могли приезжать в оффис каждый день в данди (кресло-носилки), я считал бы вас на службе”. Но я очень сомневался и боялся, что поскольку моя нога еще очень слаба, я могу поскользнуться и иметь еще один несчастный случай. Тогда главный инженер дал мне месячный отпуск. Я сомневался, буду ли я в состоянии работать через месяц. На следующее утро я встретил инженера-командующего, и он сказал: “Вы уходите только на один месяц”. Перед этим Баба Джи приехал повидать меня и сказал, что я должен буду отсутствовать на службе лишь один месяц, но мне трудно было поверить в это.

Наконец, месяц прошел, и от Баба Джи было получено письмо, гласящее: “Мы, люди, приходим в этот мир не делать свою собственную работу; мы приходим сюда по приказам Махарадж Джи (Свами Джи). Если Он захочет, Он примет работу от нас”. Невозможно описать пределы досягаемости и ли Силу Святых. Я уверен - если Гуру захочет, он может даже камни заставить выполнять его работу”.

2) “Баба Джи был очень добр ко мне, и когда бы я ни приехал посетить его, он давал мне место в своей комнате. Однажды я вышел на железнодорожной станции Беас в 12 часов, в полдень. Было очень жарко, и я сел на время под дерево. Затем я почувствовал, что я должен идти за даршаном Баба Джи, а я ищу здесь комфорта и откладываю свою встречу с Любимым. Даже мирские возлюбленные поступали намного лучше. Мысль смутила меня. Поэтому я пошел пешком от станции в Дэра (поселение). В Дэра Баба Джаймал Сингх, который был очень чувствителен к жаре, вышел и начал прохаживаться по открытому двору перед своей комнатой. Биби Рукко протестовала и просила его войти в свою комнату, уйти с палящего солнца, но он не хотел. За несколько минут до того как я пришел в Дэра, он вошел внутрь, и тогда Биби Рукко, видя, что я иду, воскликнула: “О, сейчас я вижу, почему Баба Джи ходил по палящему солнцу!” (Он сам поглотил часть этого ужасного жара, чтобы он не одолел меня по пути). Есть так много чудесных историй о Баба Джи, что если бы я продолжал рассказывать их сотню лет, невозможно было бы рассказать их все”.

Действительно, “сотни лет” было бы недостаточно, а мы еще должны как можно быстрее рассказать остаток истории о земном пребывании Баба Джи. Постоянно увеличивающееся число посетителей толпилось у его хижины в Беасе; наконец стали казаться осмысленными и его слова, сказанные Биби Рукко: “Здесь однажды поднимется постоянно растущий город, и будет построено много домов и бунгало”, и в неменьшей степени слова опьяненного Богом Кахана, над которым смеялись люди: “Я собираю эти кирпичи для города, который будет построен здесь”. Баба Джи проводил большую часть своего времени в Беасе, но часто ходил в близлежащие места и более отдаленные городки, чтобы заниматься духовными нуждами своих последователей.

Однажды, когда он был в Амбала по просьбе некоторых учеников, Хукам Сингх, друг его преданного ученика Моти Рама, портной, работавший на британский полк, находившийся там, попросил о посвящении. Баба Джи отказался удовлетворить его просьбу. Хукам Сингх попросил своего друга, который, в свою очередь, попросил Баба Джи, но бесполезно. “Он еще непригоден для пути,- ответил Мудрец, но Моти Рам не отставал. Он снова и снова умолял за своего друга.

- Я же сказал тебе раньше - его кармы не позволяют этого. Так что я могу сделать в этом деле?

- Святой, это еще одна причина пожалеть его, ибо если не Вы, то кто же?

- Моти Рам, не дави на меня больше. Я скорее посвящу четыреста других, чем твоего друга.

Святой не может долго отвергать преданного ученика и готов даже ради него пройти через огонь. Когда Моти Рам снова пристал, Баба Джи уступил, добавив: “Но как только я посвящу твоего друга, я не проведу ни мгновения здесь, а поеду прямо домой”. Верный своему слову, Баба Джи, как только наставления кончились, собрал свои скудные пожитки и уехал в Беас. Всем, кто бы ни выражал желание следовать за ним, говорилось приехать через две недели.

Добравшись до своей хижины, Баба Джи лег на кровать, и когда местные жители пришли повидать его, они были в ужасе, так как они нашли его в когтях смертельной лихорадки. Послали за докторами и лекарствами, но Баба Джи ничего не принял. Прошло около двух недель, и лихорадка спала; и когда Моти Рам получил новости, он поспешил увидеть его и попросил прощения: “Господин, если бы я только знал, что это означает для вас, я бы даже за владычество тремя мирами не давил на вас посвятить моего друга”.

Баба Джи был в разговорчивом настроении и открыл: “Кармы Хукам Сингха были так тяжелы, что только за ходатайство в последующие семь жизней он прошел бы через самые ужасные страдания и испытания”.

Моти Рам скромно поблагодарил его за неизмеримую милость, но Баба Джи, верный своей природной скромности, ответил просто: “Такова была Воля Господа”.

Милость Баба Джи излучалась на тех, кто вступал в контакт с ним, как дающее жизнь солнце. Баба Саван Сингх, как мы уже видели, был объектом его особого обожания. Годы с 1894 по 1903 были отмечены регулярными визитами в Беас Баба Саван Сингха Джи Махарадж, в ответ на которые иногда следовали ответные визиты Баба Джи. Мудрец называл своего любимого ученика именем “Бабу Джи”. Однажды он сказал Биби Рукко, что приятный правительственный офицер однажды станет его преемником.

В одном случае, будучи в необычайно милостивом настроении, он обратился к своему Гурмукху и заметил:

- Ты и я пришли сюда ради блага человечества.

Баба Саван Сингх ответил:

- Вы, конечно, пришли ради подъема человечества, но я сам - лишь заблуждающийся смертный.

Баба Джи повторил сказанное, и Саван Сингх снова дал тот же ответ. Тогда Баба Джи, подняв свои брови, сказал более громким голосом:

- Бабу Джи, я говорю тебе. Мы оба пришли сюда ради блага человечества.

Саван Сингх сидел немой и молчаливый.

В другой раз Святой из Беаса сказал своим ученикам:

- Мне пришлось трудиться очень тяжело для своего достижения, однако я держал свои сокровища скрытыми и никогда не показывал их. Однако, мои труды принесут плод, и тот, кто унаследует мою Мантию, будет известен повсюду.

Дни шли, и Беас стал сияющим центром на духовной карте мира. Тот, кто никогда не соглашался строить залы и дома, в случае своего любимого Бабу Джи, наконец, смягчился; и в его последние годы был вырыт колодец и построен зал для сатсангов. Он протестовал:

- Зачем строить здесь какие-то здания, если река может смыть их,- но Саван Сингх не был разубежден:

- Даже если вы сможете провести одну беседу, и немедленно после этого здание разрушится, я буду считать свои труды щедро вознагражденными.

Тем временем, последние дни “джат-Гуру”, как он с юмором называл себя, подходили к завершению. За шесть месяцев он сказал своим ученикам о приближающемся конце. Услышав о кончине Карам Сингха из Аттока, он заметил:

- Я встречался с ним в Дели. Действительно, великая душа! Но он должен будет родиться еще раз для полного освобождения, не практиковав Наам в этой жизни. Ну ладно, моя работа тоже приближается к завершению, и я тоже скоро уйду.

В последние дни в Беасе было полно паломников. Мудрец, который раньше проводил дни и ночи, поглощенный медитацией, теперь день и ночь находился в служении своим последователям. Баба Джаймал Сингх отдыхал едва ли три-четыре часа, проводя остальное время во встречах с теми, кто искал его, занимаясь их проблемами и побуждая их ко все большему и большему духовному усилию. Врата Божественной Милости были открыты настежь, и те, кто сидел в его комнате в дни непосредственно перед его уходом, были внутренне приподняты и поглощены самадхи.

Постройка зала для Сатсангов теперь была завершена, и все настаивали, чтобы Баба Джи провел беседу. Однако, он протестовал:

- Нет, нет, Воля Бога иная. Тот, кто будет моим преемником, обратится к вам там.

Биби Рукко тоже была непреклонна:

- Мы, конечно, послушаем его, когда его время придет, но сейчас, пока вы здесь, позвольте нам получить пользу от вашего присутствия.

Но Баба Джи настаивал:

- Воля Бога иная. Кроме того, я желаю, чтобы Бабу Джи проводил беседы сейчас, когда я здесь, чтобы не было споров после.

Но публика собралась и молила, чтобы он говорил сам. Биби Рукко просила и умоляла, и он, наконец, двинулся вперед. Но поднявшись на ступеньку или две, он остановился и повторил то, что сказал. К изумлению всех, кто вошел в зал Сатсангов, сын-Гурмукх Баба Джи, Хазур Баба Саван Сингх Джи, был виден сидящим на дэйсе (платформе).[7]

Наконец, последний день настал. Все близкие ученики стояли в тревожном ожидании. Это было 29 декабря 1903 года, холодный и пронзительный ветер дул по водам Беаса. Баба Джи, казалось, ждал и бросал нетерпеливые взгляды на дверь. Наконец, пришел полицейский офицер и попросил Посвящения. “Именно вас я и ждал”,- сказал великий Святой и сразу начал объяснять теорию и практику Сурат Шабд Йоги. Вскоре после окончания наставлений он лег и, закрыв свои глаза, сбросил этот тленный сосуд из праха.

Так скончался один из величайших современных Святых, чья жизнь была уроком смирения и любви. Он не учился ни в школах, ни в университетах, но глубоко погрузился в книгу Жизни. Ребенком он прочитал священные писания многих верований и практиковал множество садхан, или духовных практик. К возрасту восемнадцати лет, когда иные люди едва достигают умственной зрелости, он уже завоевал венец жизни, в котором было отказано большинству самых строгих йогов и самых трудолюбивых из ученых людей. И несмотря на это, остаток его дней был проведен в самом совершенном смирении; его единственным стремлением было служить своему Мастеру и нести его миссию как можно лучше. В своих последних записанных словах, как сообщается, он сказал:

- Всю свою жизнь я стремился только служить моему Мастеру, и сейчас работа, которую Он должен был совершить через эту бедную физическую конструкцию, закончена.

Самый последний его час был проведен в этом служении.

Баба Джаймал Сингх в высшей степени был тем, о чем он однажды написал своему будущему преемнику:

- Святые рождаются не для себя, а ради освобождения человечества. Он говорил от внутреннего опыта, а не из книг; и он посвятил около трех тысяч душ, а число тех, кто неосознанно был благословлен его влиянием, не поддается исчислению.

Возможно ли найти такого бескорыстного, настолько готового страдать во искупление грехов других, настолько безграничного в своей любви и безразличного к внешним различиям сект и верований? Если поискать в своей памяти, возможно, на ум с готовностью придет одно имя - Нанак. И было ли это простым совпадением, что солдат-Святой из Беаса родился в том же округе, в котором великий средневековый Святой (согласно Бхаи Бала, постоянному спутнику и биографу Нанака) пророчествовал, что он вновь появится в некотором будущем веке в доме джата? Ученики Баба Джи не преминули заметить эту схожесть еще при его жизни и однажды спросили его об этом. Мудрец таинственно улыбнулся и не ответил на вопрос. Но через несколько минут он случайно заметил:

- Если бы мы, души, рассказывали о своих воспоминаниях, кто бы позволил нам минутный отдых и кто бы пощадил наши шкуры?

ЧАСТЬ III : БАБА ДЖАЙМАЛ СИНГХ И ДУХОВНАЯ НАУКА

Представлять учение Святого прошлого, не оставившего своих собственных сочинений в стихах или прозе, во времена которого стенография и магнитофон были еще неизвестны, нелегкая задача. Однако, связка писем, которые Баба Джаймал Сингх адресовал своему любимому “Бабу” Саван Сингху Джи, сохранилась и открывает многое.

Кроме того некоторые из тех, кто общался с ним, оставили внушительные записи о беседах с ним. Но самое важное из всего то, что Хазур Саван Сингх Джи Махарадж, которому он передал духовный факел, истолковал по непосредственной памяти самую сущность миссии своего великого Гуру. Соединив все это вместе, мы можем составить ясную концепцию природы и сферы учения Баба Джи.

Творение

Абсолютная Реальность в Своем первичном состоянии была Ниранкар, Ниргун и Анами - Лишенный Формы, Без Атрибутов и Без Имени - и могла быть выражена только отрицаниями: ни свет, ни тьма; ни Звук, ни тишина, и т.д. Она была непостижима, невыразима, бесконечна и неописуема. Именно эта Высшая Реальность ответственна за все остальное. Когда Она спроецировала Себя в форму, Она привела к возникновению чисто духовных планов (их названия сообщаются при Посвящении), а также Света и Звука, появившихся как Ее первичные Атрибуты. Оттуда, спускаясь вниз, Она создала материальный поток, или Каль, который все более преобладает по мере опускания вниз.

Бесчисленные области, которые были созданы ниже чисто духовных планов Сат Деш, могут быть разделены на три больших отдела: Брахманд, Анд (или Унд) и Пинд, то есть причинный, астральный и физический, или духовно-материальный, материально-духовный и материальный.

Пока человек живет на плане относительного, он запутан в паутине Майи. За одним желанием следует другое, а за удовольствием следует страдание. Там не может быть ни длительного покоя, ни длительной радости. Наполняя чашу человека земными благословениями, Бог не включил в них “счастье” и “удовлетворенность”, дабы гарантировать, чтобы Его создание не полностью забыло своего Создателя. Единственный способ достигнуть блаженства состоит в том, чтобы подняться над царством относительности и достигнуть областей чистого духа, где душа сливается с Абсолютом, исчезая в Океане Всесознания, освобожденная ото всех слабостей и желаний.

Путь освобождения

Как достигнуть этого восхождения? Как Кабир, Гуру Нанак и Свами Джи, Баба Джи неоднократно утверждал, что внешние обряды не приносят большой пользы. Чтение священных писаний может пробудить интерес к духовности, но само по себе оно не может обеспечить освобождения. Мистическая литература и религиозный ритуал во многом полезны: Они позволяют человечеству узнать о более глубокой Реальности, чем та, к которой оно привыкло в своей повседневной жизни. Но приближаться к этой Реальности нужно практическими способами, а увлечение интеллектуальными проблемами и спорами только отвлекает энергии человека от его истинного Пути.

Кхасам на чинае баври, ка карат бараи,

Батан бхагат на хохингаи, чхоадо чатураи.

О человек! Если ты не познал Всемогущего,

Зачем ты хвастаешь своим величием?

Оставь свои интеллектуальные тонкости.

Кабир

Сакаи Шабд Сандеш парх мат бхуло бхаи,

Сант Мата кучх аур хаи, кходжа со паи.

Не обманывайся, ограничиваясь просто чтением и перепиской

Священных писаний. Путь Мастеров иной.

Кто будет искренне стремиться к Нему, получит Его.

Кабир

Цитировать священные писания может и дьявол; и Баба Джи утверждал, что “религиозная борьба и споры, гордость кастой, Варнашрамом, молитвой, паломничествами, простая декламация священных писаний, поклонение тем, кто был в прошлом и ушел, и другие подобные действия и практики” - все это “великий обман” и ловушка, поставленная Калем, чтобы держать душу в рабстве царств относительности.

Подобным же образом, внешние крия, или практики традиционной йоги - пранаяма, различные мудры и асаны, неэффективны для того, чтобы привести нас к нашей истинной Цели. Баба Джи, как обильно подтверждается его жизнью, очень уважал святых людей всех верований, но никогда не терял из вида высший идеал человека и жил пониманием, выраженным Кабиром:

Все Святые достойны почитания,

Но я поклоняюсь только тому, кто овладел Словом.

В раннем возрасте Баба Джи экспериментировал со многими йоговскими методами, и когда бы он ни говорил на эту тему, он говорил не на основе академической учености, а как тот, кто сам практически пережил то, о чем он говорит. Его слова несли в себе убежденность, потому что в том, что он говорил, не было и следа предрассудка. Он просто объяснял, что он сам изучил все методы и обнаружил, что путь Сант Мат, или Сурат Шабд Йоги - наивысший.

Много приходилось ему говорить о чудесных способностях, которых можно достичь йоговскими садханами, но его единственный критерий был таким: дают ли они человеку господство над своим разумом, освобождая его от тирании желаний? Если да, то против них нечего сказать; но если нет (как бывает обычно), то вряд ли от них есть какая-нибудь польза. В 1894 году в Мурри, в ответ на множество вопросов, заданных ему Баба Саван Сингхом Джи, он уделил большое внимание теме сравнительной йоги и показал, как Кабир и Нанак вобрали все лучшее от своих предшественников, как они проникли намного выше по Мистическому Пути и как они достигли успеха в развитии метода слияния с Лишенным Формы Абсолютом, который находится в пределах досягаемости всх.

Он часто цитировал Мастеров прошлого, чтобы подкрепить свою точку зрения, и, в частности, он цитировал слова своего великого Гуру (Свами Джи), который говорил:

Сант Мата саб се бара йех нисхе кар джан

Суфи аур Веданти донон нихе ман,

Сант Дивали нит карен Сат Лок ке махин

Аур мате саб Каль ке йун хе дхур ураин.

Путь Мастеров намного выше всех остальных,

Поверьте в это полностью.

Суфизм и Ведантизм могут довести вас до определенного

Предела, но не могут довести вас до конечной Цели.

Святые всегда живут в великолепии Высшего.

Все остальные веры и ордена не могут подняться над

Царством относительности.

Сар Бачан (Поэзия)

Что же такое Наука Сурат Шабд Йоги, представляющей собой вершину мистического достижения? Это - путь, говорил Баба Джи, самый экономный по усилию и дающий больше всего для возвращения к Первичному Источнику всей жизни и Света. Ее секрет состоит в понимании того, что если душа должна вернуться в точку, из которой она вышла, то Путь восхождения должен быть идентичен Пути нисхождения. Когда Не Имеющий Имени принял Имя и Форму, Он спроецировал Себя в Шабд, Наам, Кальма или Слово. Именно этот Духовный Поток, чьими первичными атрибутами являются Мелодия и Сияние, ответственен за все творение. В письме от 21 апреля 1903 года Баба Джи писал:

Именно через Шабд все пришло в проявление - Ишвар

(Бог как хранитель мира), Джива (индивидуальная душа),

Майя (грубая и тонкая материя), Брахманд (физический,

астральный и причинный планы) - все пришло в бытие

Его движением.

Все Мудрецы своими собственными различными путями подтверждали работу Слова, или Силы Наама:

Кун кае кехнае сае хува алам бапа.

Через произнесение Слова все вещи пришли в бытие.

И снова:

В начале было Слово, и Слово было с Богом,

И Слово было Бог.

Иоанн, 1:1

То, что Мастера Сурат Шабд Йоги говорили об этом, не было чем-то новым; отличающимся был их акцент на идее, что если все, даже Джива Атман, пришло в проявление через посредство Шабда, или Слова, тогда Шабд - это лучшее и единственное средство возвращения в наш Пункт Отправления: Ниранкар, Ниргун, Анами и Абсолют. Музыка и сияние Слова, или Шабда, распространяются сквозь все творение и пронизывают наше существо. Если бы только Атман (душа) мог контактировать с Ним, он мог бы использовать эту “веревку от Господа, Не Имеющего Имени”, чтобы достигнуть Его Двери.

Но душа в своем нисхождении потеряла Связь и забыла свою истинную природу. Приобретя грубые покровы тела и разума, она потеряла из вида свой родной Дом и отождествила себя со своей тюрьмой. В своем письме от 15 мая 1900 года Баба Джи писал:

С тех пор как Джива Атман отделился от Сач Кханда (Истинной Обители) и от Шабд Дхун, он потерял веру в Сат Пуруша (Истинного) и в Шабд Дхун. Но Шабд всегда следит за Джива Атманом, хотя тот не знает этого, так как он глубоко упал в своей любви к Разуму, Майе, объектам Майи и чувствам, которые так обманчивы. Он настолько любит их, что не может понять, что это ему во зло, считая полезным то, что фактически вредно. Любовь к Разуму анестезирует его, и сам Разум становится бесчувственным перед удовольствиями чувств, и в конце концов Майя так зачаровывает его, что он может никогда не очнуться от своего обморока.

СОВЕРШЕННЫЙ МАСТЕР

Наши духовные способности так затуманены и так скрыты под грубыми покровами разума и Майи, что несмотря на то что Шабд всегда реверберирует внутри и вокруг нас, мы не можем слышать Его Музыку и видеть Его Сияние:

Нанак сае анкхрийян бае-ан джини дисиндо мапири.

Иные те глаза, которыми виден мой Любимый.

Раг Вадхана, 577

Как можно разорвать эту цепь? Как может человек снова восстановить эту Связь со своим Творцом? Для этого, утверждал Баба Джи, нужна обязательно помощь компетентного Мастера!

Дхур Касмае ка хукам пайя

Вин Сатгуру чаитья на джаи.

Такова Воля Господа -

Он не может быть познан кроме как через живого Сатгуру.

Вар Бихагра, 556

Без Его оживляющего касания душа не может пробудиться от своей спячки и настроиться на Наам. Джива Атман слишком погряз в грубой материи, чтобы самому контактировать с Шабдом. Кроме того, внутренний путь нелегок; и даже если душа может подняться над физическим сознанием и войти во внутренние царства, она не может продвинуться очень далеко сама. Области Анд и Брахманд почти бесконечны, и без духовного руководителя она теряется в их чудесах. Кроме того, на мистическом пути есть пункты, особенно между одним планом и другим, которые так трудны, что без Адепта душа навсегда застрянет там.[8]

Баба Джи неутомимо подчеркивал необходимость живого Мастера для успеха в этой области. Святые прошлого смогли изучить все тайны мистических царств и даже смогли оставить отчеты о своих опытах. Но внутренние миры неописуемы в терминах человеческого языка, и, в лучшем случае, они могли говорить только намеками или притчами. Так как это были намеки и притчи о царстве опыта, лежащего полностью за пределами обычного человеческого опыта, их нельзя было понять полностью кроме как с помощью Того, Кто сам имеет доступ к опытам, описанным ими. Таким образом, чтобы даже понять истинное послание прошлых Мастеров, нужен живой Мастер; и только когда Баба Джи встретил Свами Джи, он понял полный смысл Грантх Сахиб, писаний Кабира и других Святых.

Духовный путь - не дело интеллектуального исследования. Это вопрос практического восхождения. Даже в академическом знании книга не может заменить руководство восприимчивого учителя. Тогда насколько же это более верно в случае духовной области? Джива Атман так погряз в Майе, что согласно Баба Джи, он не может сам вступить в контакт с чистым Шабд Дхун. Только акт милосердия может привести его в контакт с внутренним Светом и Музыкой, и эта милость есть дар живущего Мастера:

Радхасвами, Владыка Души, полный жалости и сострадания,

Сам сходит с Небес в форме Святого,

Давая нам ключи к Духовным Областям

И показывая нам Путь к достижению Сач Кханд (Истинного Дома)

С помощью Шабд Дхун.

Святые прошлого достойны почитания. Их жизни были светящимися маяками, всегда зовущими нас в Божественный Дом. Но таков закон природы, что живой импульс может прийти только от живого; и задача, выполненная ими в своем веке, должна быть выполнена Тем, Кто живет среди нас и овладел Путем, которым овладели они. Фактически, их писания, изученные критически, являются бесконечным подтверждением необходимости живого Мастера.

Кто такой компетентный живой Мастер? И как Его можно узнать? Баба Джи знал, что существуют бесчисленные волки в овечьих шкурах, и так как все зависит от того, найден ли истинный Руководитель, он особо подчеркивал необходительность бдительности и проницательности. Его первые опыты очень хорошо показали редкость таких великих Душ - может быть, один в столетие, иногда больше (Нанак и Кабир, Маулана Руми и Шамас Табриз, Тулси Сахиб и Свами Джи, которые были современниками), но их, увы, всегда слишком мало; и действительно, благословен человек, если он смог встретить Такого.

Записи Святых прошлого можно использовать как критерий, как делал Баба Джи во время своего поиска. Если человек является истинным Мастером и, кроме того, мистиком высшего порядка, все неясности и противоречия, которые озадачивали при чтении священных писаний, исчезнут при соприкосновении с ним. Он сможет эффективно объяснить писания не одной только школы мистиков, а всех, ибо он имеет доступ во все внутренние планы, а не только в один. Юношей Баба Джи встречался со многими садху, но пока он не сел у ног Свами Джи, он не начал ценить все сокровища, накопленные в Грантх Сахиб. Мистики более низкого порядка могут истолковывать записи только тех опытов, к которым они имеют доступ; но Тот, кто поднялся до наибольших высот, может объяснить все - это полностью выявила встреча Баба Джи с четырьмя пандитами.

Другая черта истинного Святого - его изумительное смирение. Один из высших парадоксов человеческой жизни в том, что называющие себя святыми не являются ими, а те, кто ими является, никогда не объявляют себя таковыми. Нанак сам заявлял, что он - не более чем раб слуг Святых, а Свами Джи сохранял нетронутым одеяние своего смирения. Человек узнается не по тому, что он заявляет, а по тому, что он делает; о дереве судят не по названию, а по его плоду; и Святой узнается по своему совершенству как человека - его свободе от мирских желаний, его любви и доброте, его скромности, его заботе о благе других и безразличию к имени и славе. Он раздает свои духовные дары свободно, как и любые другие из благословений природы, и живет своими собственными трудам:

Гур, Пир садаи манган джаяе

Та ке мул на лагие пайяе.

Не склоняйся перед тем, кто называет себя гуру,

Но полагается на благотворительность других.

Саранг Вар, 1245

Если на человеческом уровне именно его совершенство как человека выделяет истинного Святого из остальных, то на духовном уровне он должен узнаваться по внутреннему опыту и руководству, которые он может дать. Баба Джи настаивал, что способность истинного Святого дать своим ученикам во время Посвящения некоторый личный духовный опыт, как бы мал он ни был, является для него окончательным испытанием. Он не обещает достижения в какой-то будущей жизни после смерти. Он дает вкусить его здесь и сейчас. Он связывает душу с внутренним Светом и Звуком, и задача ученика - питать и лелеять это Семя до полного расцвета и зрелости. Дар Наама - единственная привилегия Сатгуру, и его ведущая рука простирается везде, на внутренних планах не менее, чем во внешнем мире. Его любовь и защита так велики, что никакие земные отношения не могут даже надеяться сравниться с ними. Его Сияющая Форма сопровождает душу после ее выхода из тела и ведет ее с плана на план в ее Небесный Дом; восприимчивый ученик может видеть его милость действующей на каждом шагу. Он действительно может творить чудеса, будучи единым с Божественной Волей, но он не желает нарушать установленный План; и даже если он позволяет своей милости проявить высшую власть, он заставляет ее работать невидимо, не заявляя ничего о себе, а работая лишь от имени своего Мастера. Он не утруждает себя диспутами и спорами; его постоянный девиз: “Иди внутрь и увидь сам”, и значение всегда придается не внешним формам и ритуалам, а внутреннему опыту.

ВЕРА, ЛЮБОВЬ и САМООТДАЧА

Найти истинного Сатгуру это действительно высшее благословение. Если поиск компетентного Мастера требует от ищущего большой настойчивости и проницательности, то после того как поиск увенчался успехом, самыми нужными ему качествами являются вера, любовь и полная самоотдача. Только после того как король Джанака отрекся от тела, разума и богатства (Тан, Ман и Дхан), он достиг просветления. Встретить истинного Мастера - значит понять свои ограничения и свою благословенность быть принятым у его ног. Нужно также знать, что его любовь и мудрость безмерны и бесконечны. Если желаешь лучше всего использовать свой шанс, то такое понимание должно сопровождаться смирением, верой и принятием Его Воли как высшей. В своих беседах и не менее в своих письмах Баба Джаймал Сингх снова и снова провозглашал необходимость любви и веры со стороны ученика. В письме Баба Саван Сингху от 16 мая 1901 года он сказал:

Наши рекомендации