Неопределенный артикль a (an)
Артикль a (an) произошел от слова, означающего один, и поэтому употребляется с названиями предметов, поддающихся перечислению и стоящих в единственном числе. Его общее значение один из многих некий, какой-то.
My friend is a teacher. Мой друг - учитель (один из многих).
Give me a notebook. Дайте мне (какую-нибудь) тетрадь.
There is a mistake in your translation. В вашем переводе есть (какая-то) ошибка.
I met a fried. Я встретил (одного) друга.
С существительными во множественном числе артикль a (an) не употребляется:
My friends are teachers. There are mistakes in their translations. I met friends yesterday.
Определенный артикль the
Артикль the, происшедший от слова, означающего тот, употреб-ляется с названиями предметов, о которых уже говорилось, а также с названиями предметов, единственных в своем роде. Его общее значе-ние тот, данный, этот.
They live in a new house | Они живут в новом доме |
the house is very high | (этот) дом очень высок |
the Brest Peace | Брестский мир |
the capital of Russia | столица России |
the best student in the group | лучший студент (в данной) группе |
the Sun, the Moon, The Earth | Солнце, Луна, Земля |
Артикль the употребляется перед названиями рек, морей, океанов, горных хребтов, а также перед сложными названиями стран, в которых главное слово является нарицательным существительным:
the Thames Темза, the Black Sea Черное море, the Atlantic Атлантический океан, the Alps Альпы, The United States of America (the USA) США.
Отсутствие артикля
Артикль не употребляется перед названиями абстактных понятий и названиями веществ (масс), употребленными в самом общем смысле:
life жизнь, love любовь, mathematics математика, geology геология, air воздух, water вода.
Однако при конкретизации этих понятий или ограничении количества веществ они приобретают артикль. Примеры:
history история; the history of France история Франции; grammar грамматика; the grammar of the English language грамматика английского языка; air воздух; gas газ; air is a gas воздух - это газ (газообразное вещество); the air was cold воздух (в данном месте или в данное время) был холодный.
Артикль обычно не употребляется перед названиям времен года, месяцев, дней недели, перед обращениями и званиями, пишущимися с заглавной буквы и как бы сливающимися с именем, а также названиями улиц.
I was there in spring (in December, on Monday). | Я был там весной (в декабре, в понедельник). |
Doctor White, Professor Black, President N. | Доктор Уайт, профессор Блэк, президент |
H.Tverskaja Street, Fifth Avenue. | Тверская улица. Пятая авеню. |
Артикль несовместим с указательными и притяжательными местоимениями, существительными в родительном падеже и отрицанием по. Сравните:
that teacher тот учитель your teacher ваш учитель I am a teacher my son's teacher учитель моего сына Я учитель any teacher любой учитель every teacher каждый учитель They have no new teachers. У них нет новых учителей.
Словообразование
Суффикс -ure
Суффикс -ure образует существительные, преимущественно отвлеченные Вы встретили его в словах future будущее, culture культура и figure фигура. Из двух последних примеров вы видите, что в русском языке есть аналогичный суффикс -ура. Сравните между собой также слова nature натура, literature литература. В тексте вы встретите этот суффикс в слове pressure давление от глагола to press давить.
Упражнение в чтении
Прочтите слова с суффиксом -ure:
pressure | culture | future | nature | literature |
['prexq] | ['kAlCq] | ['fju:Cq] | ['neiCq] | ['litqriCq] |
Прочтите вслух и переведите текст. Все числа читайте по-английски, добиваясь беглости:
Текст
Словарь
THE AIR
We live at the bottom of an ocean of a gas that we call air. Air is the gas which we know best, and, in discussing gases (1), we shall use it as an example. You must remember, however, that the laws that apply to air apply to all other gases.
Air has weight. We can easily show it if we weigh an incandescent lamp. Heat a spot on the lamp red not (2), using a mouth blow-pipe (3). The air pres-sure will make a hole through the glass and the lamp will fill with air (4). weigh it again and you will find that the lamp weighs more than before, because it is now full of air. fill the lamp with water and find its volume. Now you have all the figures necessary to determine the weigh of one cubic foot of air. Thus we know that the weight of a cubic foot of air at О С (5) and 76 cm (6) pressure is .081 pound, or 12 cubic feet of air weigh a pound.
Since air has weight, it must press down on the surface of the earth. At sea level the pressure of the air on the surface of the earth is about 15 pounds per square inch. We often call this pressure of 15 Ib. per sq in (7) a pressure of one atmosphere, but the figure 15 is not exact because the pressure varies with the level of the place and the height of the barometer at the time.
From Elements of Physics by Duff and Weed
Примечания
(1) in discussing gases - говоря о газах (обсуждая)
(2) red not - докраска
(3) a mouth blow-pipe - паяльная трубка. Существительное mouth рот здесь употреблено как определение (см. урок 5).
(4) will fill with air - наполнится воздухом. Заметьте употребление предлога with.
(5) at О С - 0 градусов по Цельсию. С - centigrade ['sentigreid] - сто градусный.
(6) cm = centimetre - сантиметр
(7) 15 Ib. per sq in = fifteen pounds per square inch - пятнадцать фунтов на квадратный дюйм
Сокращение Ib. происходит от латинского слова libra фунт. Запомните сокращенные написания, встречающиеся в тексте.
Анализ слов
В этом уроке вы встретили несколько слов, имеющих общие корни с другими словами этого же урока или предыдущих. Вот они:
hot горячий -heat
жара; разогретьfull полный - fill наполнить
high высокий - height высота
weigh весить - weight вес
use [ju:s] употребление - use [ju:z] употреблять
press давить - pressure давление
Среди новых слов урока есть немало слов, сходных с русскими словами по звучанию и значению. Вы без труда найдете их сами. Обратим ваше внимание на те случаи, где это сделать не так легко. Сравните to apply и аппликация; to determine детерминизм, детерминанта; example и экземпляр; necessary и несессер, т.е. набор необходимых в дороге вещей в специальном футляре. Слово square вошло в русский язык в форме сквер, но изменило свое значение и переводится не садик (на площади), а площадь, квадрат.
Для правильного определения значения слова since прочтите примеры:
Не is here since Monday. Он здесь с понедельника.
I did not see him since. С тех пор я его не видел.
Since you are here, let's work together. Раз (поскольку, так как) вы здесь, давайте работать вместе.
Обратите внимание на несколько значений слов figure, press, volume.
Слово | Транскрипция | Перевод | Звук |
again | [ q'gein ] | снова, опять | |
apply | [ q'plai ] | относится, применять(ся); обращаться, прилагать | |
atmosphere | [ 'xtmqsfiq ] | атмосфера | |
barometer | [ bq'rqmitq ] | барометр | |
blow | [ blou ] | дуть | |
blow-pipe | [ 'blou paip ] | паяльная трубка | нет |
cubic | [ 'kju:bik ] | кубический | нет |
determine | [ di'tq:min ] | определять | |
discuss | [ dis'kAs ] | обсуждать, дискутировать | |
earth | [ q:T ] | земля | |
exact | [ ig'zxkt ] | точный | |
example | [ ig'za:mpl ] | пример | нет |
figure | [ 'fige ] | число, цифра; фигура; личность | |
fill | [ fil ] | наполнять(ся) | |
foot | [ fut ] | фут (=30,48 см) | |
full | [ ful ] | полный | |
glass | [ gla:s ] | стекло | |
heat | [ hi:t ] | накревать(ся); теплота, жар, нагрев. | |
height | [ hait ] | высота | |
hot | [ hOt ] | горячий | |
if | [ if ] | если | |
incandescent | [ 'inkxn'desnt ] | накаленный | нет |
level | [ levl ] | уровень; плоский, горизонтальный | |
necessary | [ 'nesisqri ] | необходимый | |
per | [ pq: ] | за, на, в | нет |
pipe | [ paip ] | труба, трубка | |
pound | [ paund ] | фунт (453,6 г) | |
press | [ pres ] | давить; давка; пресс; пресса, печать | |
pressure | [ 'preSq ] | давление | нет |
remember | [ ri'membq ] | помнить | |
since | [ sins ] | так как, поскольку; с, после; с тех пор | |
spot | [ spOt ] | место; пятно | |
surface | [ 'sq:fis ] | поверхность | |
through | [ Tru: ] | сквозь, через; насквозь | нет |
thus | [ DAs ] | таким образом, так | |
vary | [ 'vFqri ] | менять(ся), разниться | |
volume | [ 'vOljum ] | емкость; объем; том (книги) | |
weigh | [ wei ] | взвешивать(ся); весить | |
weight | [ weit ] | вес, тяжесть | |
high | [ hai ] | высокий | |
future | [ 'fju:Cq ] | будущее | |
tomorrow | [ tq'mOrqu ] | завтра | |
second | [ 'sek(q)nd ] | второй | |
third | [ Tq:d ] | третий | нет |
zero | [ 'ziqrqu ] | нуль, ноль |
Упражнения
1. Вставьте вместо пропусков shall или will. Переведите предложения устно:
I... be a teacher. He ... buy five books. The trees... grow. They ... come to Red Square at five. I... find the exact figure. The wind ... blow. We ... discuss this example. You ... determine the height of the hill. You ... like it. They ... be busy tomorrow.
2. Проспрягайте устно глагол to discuss в Future Indefinite в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах.
3. Перепишите предложения, поставив глагол в Future Indefinite: Cold winds blow in winter. They have all the necessary figures. She sleeps well. The girl is an engineer (инженер). They remember you. Сделайте эти же предложения вопросительными с глаголом в Future Indefinite и дайте на них краткие ответы.
4. Найдите в тексте все глаголы в Future Indefinite.
5. Выпишите из новых слов урока слова, имеющие общие корни со словами русского языка:
фигура, барометр, пресса, атмосфера, кубический, вариация, дискуссия
6. Напишите словами следующие количественные числительные:
13; 45; 233; 4841; 3701; 1,405,241; 4/6; 1/3; 0.7; .8; 4.16
7. Образуйте порядковые числительные от следующих чисел:
2,10,30,87,92
8. Переведите предложения, содержащие многозначные слова:
The surface of the sea is level. What is the level of the liquid? Do you often read foreign press? Next year we shall buy two new presses. He pressed his friend's hot hand. Give me again the fifth volume of Jack London's works. Find the volume and the weight of this body. The volume of our work is now greater than it was before. Since we have all the figures, we must determine the weight of the ship. He was not here since last summer. I read the book through. You can see the sea bottom through the water.
9. Поставьте по смыслу вместо точек слова, данные ниже в алфавитном порядке, и переведите предложения:
again, full, height, hot, necessary, often, Red, remember, weight
We shall use this example ... . Do you ... the ... of the Earth? We ... go by railway. What is the ... of this hill? The box is... of apples. The water is too ... . It is... to know all the figures. The main square in Moscow is... Square.
10. Вспомните, что означают следующие распространенные слова:
how, however, hour, every; though, through, together, thought; often, open, only, other, own; too, than, thus, then; about, again, against, always, after; up, down, each, much; last, least; because, but, both; now, new, near, next; some, same; who, when, where, which, why, whose; usual, very, well, quite
11. Переведите письменно текст урока.