Правописание one после шипящих. 2 страница

запищала и вырвалась из ладоней.

Ребята потерянно оглядывались, а взлохмаченная

с.ница перепархивала с куста на куст. Ищи ветра в

поле.

(По В. Я. Лакшину)

Правописание one после шипящих.

1. В к о р н я х с л о в .

31. К данным словам подберите однокоренные или другие

формы этих слов, в которых на месте ударяемого

звука был бы неударный (или ударяемое е).

Образец: жёлудь — желудей, учёба — учебный.

Дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлтый, жёрнов, кошёлка,

печёнка, пощёчина, пчёлка, пшёнка, пшённик,

расчёска, решётка, сажёнки, учёт, чёлка, чёлн,

чёрный, чёрствый, чёрт, чёрточка, чечётка, шёпот,

щёголь, шёлк.

17

32. Составьте предложения с приводимыми словами

(в каждой паре первое слово — глагол, второе — имя

существительное).

Ожёг — ожог, пережёг — пережог, поджёг — поджог,

прожёг — прожог.

33. Перепишите, подбирая группы однокоренных слов.

Шов, шоры, крыжовник, трещотка, чокаться,

шок, шорник, обжора, чопорность, трущоба, шорох,

бесшовный, шомпол, чоканье, прожорливый, шорный,

шоковый, чопорный, чащоба, чокнуться, шомпольный,

шорничать, крыжовенный, трещоточный,

трущобный.

34. Составьте предложения с заимствованными словами,

в которых после шипящих в безударном положении

пишется о.

Жокей, жонглер, шовинизм, шокировать, шоколад,

шоссе, шотландский, шофер.

2.В о к о н ч а н и я х .

35. Напишите данные существительные в форме творительного

падежа единственного числа.

1. Блиндаж, вожжа, гараж, душа, каланча, камыш,

клещ, ковш, левша, листаж, литраж, лихач,

ловкач, малыш, метраж, монтаж, паж, паралич, парча,

плащ, свеча, сургуч, тираж, трубач, тягач, фураж,

ханжа, чертеж, чиж, шалаш, этаж.

2. Баржа, биржа, дача, инструктаж, массаж, мираж,

ноша, пейзаж, плач, продажа, пропажа, стужа,

тоннаж, туча, юноша.

3. В с у ф ф и к с а х .

36. Образуйте от данных слов имена существительные

с помощью суффиксов:

-ок: борщ, долг, друг, жук, крюк, луг, мужик, петух,

пятак, рог, сундук, сук;

-онок: верблюд, волк, медведь, мышь, пастух;

18

^ м ^ ^ ^ ^ ^ ^ н ^ в а ^ в ^ ^ н ш н н ш н в н

•онк-а: бумага, душа, кляча, книга, нога, одежда,

река, рука, рубаха, собака, старуха.

Для справок. После шипящих под ударением пишется

е (ё), хотя произносится [о], в следующих случаях:

1) в окончаниях глаголов: жжёшь, ржёт, печём, течёт;

2) в глагольном суффиксе -ёвыва-: выкорчёвывать,

затушёвывать, размежёвывать;

3) в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-;

корчёвка, размежёвка;

4) в суффиксе существительных -ёр-: ретушёр, стажёр;

5) в суффиксе страдательных причастий -ённ- (-ён):

запряжённый, завершённый, сокращённый (запряжён,

завершён, сокращён), отглагольных прилагательных:

жжёный, копчёный, а также в производных словах:

копчёности, тушёнка, упрощённость;

6) в предложном падеже местоимения что: в чём, на

чём, а также в словах нипочём, почём, причём.

37. Образуйте от данных существительных имена прилагательные

с суффиксами -ое- или -ее-.

Вече, вещь, грош, груша, гуж, еж, ерш, камыш,

ковш, ключ, кумач, межа, морж, нож, парча, плечо,

плющ, саржа, сторож, холст.

38. Объясните различие в написаниях.

Грушовка — дешёвка, деньжонки — сажёнки, душонка

— пшёнка, ключом — причём, ковшовый — дешёвый,

лучом — печём, ножовка — размежёвка, но-

жон — жён, обжоры — стажёры, плечом — нипочём,

рубашонка — тушёнка, смешон — лишён, собачонка

— печёнка, стрижом (птица) — стрижём, трещотка

— щётка, шоры — ретушёры, этажом — бережём.

39. Перепишите, вставляя пропущенные буквы после

шипящих в корнях слов.

1. Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка.

Я гладил все его. Как ш..лковая, ш..рстка (Гр.).

19

2. Сижу за реш..ткой в темнице сырой (П.). 3. Мне

жаль его холодного ч..рствого сердца (Гонч.).

4. Ш..пот перешел в связную речь (Т.). 5. Бирюк молча

взял лошадь за ч..лку левой рукой (Т.). 6. С ним

сделалась, как говорили доктора, ж..лчная горячка

(Л. Т.). 7. Тема прильнул к щ..лке ворот и с завистью

следил за резвой толпой ребят (Г.М.). 8. Ж..лкли

листья на деревьях, встречая осень (Сераф.). 9. В сенях

был слышен осторожный ш..рох (М. Г.). 10. Но

гость отказался и от поч..сывания пяток (Г.).

11. Учитель выходит, пож..вывая какую-то лепешечку

(Купр.). 12. С плеч его свисал ж..ваный чесучовый

пиджак {Фед.). 13. Взлетают ракеты, сегодня почему-

то ж..лтые (Некр.). 14. Плясал он, как и пел, страстно:

бешеная чеч..тка сменялась вихрем присядки

(Степ.). 15. Он, видать, такой же ш..фер, как и твой

папанька (Шол.). 16. Добрый ж..рнов все смелет

(посл.).

40. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Белка песенку поет, золотой орех грызет, изум-

рудец вынимает и в меш..чек опускает (П.). 2. Пи-

рож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила (П.).

3. Дорожный сел проворно на облуч..к (П.). 4. Не

шепчутся листья с гремучим ключ..м (Л.). 5. В ее

вершине обнаж..нной зеленый лист не шелестит

(Ник.). 6. Выше пояса замочена одеж..нка лесника

(Ч.). 7. Дядя и Егорушка шли по мощ..ным улицам

(Ч.). 8. Солдат был одет в красную кумач..вую

рубаху (М. Г.). 9. Григорий остановился в одной

небольшой деревушке на ноч..вку (Шол.). 10. Рядом

с дверью стояла кадушка с моч..ными яблоками

(Шол.). 11. Мише кажется, что едут груж..ные обозы

и идет корч..вка старых пней (Зайц.). 12. Он вспомнит

меня, снег за окном и шесть пакетиков в вощ..-

ной бумаге, шесть неиспользованных липких комков

(Буле.). 13. Оттуда пахнуло снегом и неосвещ..нной

тишиной (Паст.). 14. Ш..рох стеблей, еле слышно

шуршащих, ч..ткое в чащах чириканье птиц

(Бальм.). 15. Скрипит лощ..ное берёсто у лаптевяза

под рукой (Кл.). 16. Береж..ного коня зверь не берет

(посл.). 17. Сеюсь, как из сита, но не порош..к, залезаю

в жито, но не червяч..к (загадка).

41 (повторение). Перепишите, вставляя пропущенные

буквы. Объясните написания.

1.Две ж..рдочки положены через поток (П.).

2. Архип открыл фонарь, Дубровский заж..г лучину

(П.). 3. Плешивый щ..голь, враг труда ... над нами

царствовал тогда (П.). 4. Как слог твой ч..порен и бледен!

(П.). 5. Красивая гусеница этой прекрасной бабочки

живет преимущественно на крыж..внике

(Акс). 6. Становой велел посадить в холодную Кукушкина

за пощ..чину лавочнику (М. Г.). 7. Наутро

болела голова, мучила изж..га, лицо было бледное,

скучное (М. Г.). 8. Шлак стекал по наклонному ж..лобу

в котлы (Купр.). 9. Артист одинаково хорошо ж..нглировал,

работал на трапеции и на турнике (Купр.).

10. Ш..ПОТ Дерсу вывел меня из задумчивости (Аре).'

11. Тут возле двери должен был лежать ж..рнов, знакомый

с детства (Кат.). 12. Просто у этих разбойников

в печ..нках такое, чтоб разорить все на свете (По-

лев.). 13. Закачай меня, звездный ч..лн (Цв.). 14. Точно

два мы брата, спаянные меч..м (Цв.). 15. Пускать

змеев с трещ..тками — это дивно (Зайц.). 16. Покинув

темь трущ..б, бредет опушкой лось (Кл.). 17. Сороки

кружили над кустами, громко трещали, перещ..лкивались

(Б. В.).

§ 6. Гласные после ц.

42. Объясните различие в написаниях окончаний и суффиксов.

Поставьте знак ударения.

Бойцом — первопроходцем, борцов — пехотинцев,

лицо — креслице, перцовый — глянцевый, вытанцовывать

— танцевать, концом — танцем, огурцов —

21

ранцев, пальтецо —платьице, торцовый — ситцевый,

окольцовывать — окольцевать.

43. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните

выбор написания.

1. Джигиты ловко гарц..вали на своих породистых

конях. 2. Детские годы мальчик провел в отц..веком

доме. 3. Флотилия пробивалась сквозь льды Баренцева

моря. 4. Дети пытались поймать куц..го жеребенка.

5. За последнее время медиц..на добилась больших

успехов в профилактике ряда болезней благодаря

применению вакц..н. 6. Бывшие окраины Москвы

Цариц..но и Кунц..во славятся своими старинными

парками. 7. Доносились позывные отдаленных ра-

ц..й.

Для справок.

1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением

пишется о, без ударения — е. Ср.: венцом — ранцем,

концов — пальцев, кольцо — креслице, дворцовый —

глянцевый, перелицовывать — перелицевать.

2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы,

а не и, например: круглолицый, сестрицын.

44. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите

суффиксы прилагательных и глаголов.

1. И на приветливы лисиц..ны слова ворона каркнула

во все воронье горло (Кр.). 2. Так деревц.. свои

листы меняет с каждою весной (27.). 3. Берега и дно

реки усыпаны кварц..м (М.-П.). 4. Молодых чаек

удобно кольц..вать в большом количестве и таким образом

узнавать воздушные пути перелетных птиц

(Пришв.). 5. Низкое солнце из-под глянц..вой листвы

пробивалось между корявыми стволами (А. Н. Т.).

6. Она готовилась впервые танц..вать Золушку (Па-

уст.). 7. По стволу, на равном расстоянии друг от друга,

до самой вершины правильными Кольц..выми вырезами

в два сантиметра глубиной была снята древесина

(Аре). 8. Мы стояли, прижимаясь к входу в

трубу туннеля, облиц..ванного снаружи плитами ди-

кого камня (Кат.). 9. Ему — отц..вское наследство, а

ей — пожизненная крепость (Манд.).

45 (повторение). Перепишите, вставляя пропущенные

буквы в соответствии с правилами написания гласных

после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях.

1. Я опустил ц..новку, закутался в шубу и задремал

(П.). 2. Англичане всюду умеют внести свою

ч..порность (Гонч.). 3. Она начинает переделывать несколько

мою прич..ску и заставляет подойти к зеркалу

(Черн.). 4. Ч..рт знает на что расходовался ум воспитанника

(Пом.). 5. Писарь, маленький, куц..й человек

с красным носиком и в ж..кейском картузе,

входит в толпу (Ч.). 6. У дверей в зал раскачивался

Лютов в парч..вом кафтане (М. Г.). 7. Наконец лодка

с ш..рохом скользнула по песчаному дну (А. Н. Т.).

8. Нижние бревна у мельницы подгнили, и ж..лоб, в

который теч..т из трубы вода на колесо, подгнил и накренился

(Телеш.). 9. Все время тонкими струйками

из пулевых пробоин в ц..стерне сочится керосин

(Некр.). 10. У вузовц..в была горячая пора: они сдавали

зач..ты (Эренб.). 11. Сережа яростно шоркал суконкой

и щ..лкал затвором (Фад.). 12. Во время моих

скитаний по трущ..бам я часто встречался с Рудниковым

(Гил.). 13. Бойц.. расположились на отдых вдоль

дороги, на примятой траве, под акац..ями (Некр.).

14. Мигали приглушенными огоньками ц..гарок

(Некр.). 15. Спустился вниз — под скалой Комелько-

ва волосы расчесывает (Б. В.). 16. За речушкой прямо

от воды ш..л лес — непролазная темь осинников, бурелома,

еловых чащ..б (Б. В.).

Правописание согласных.

§ 7. Звонкие и глухие согласные в корне.

46. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите,

написание каких слов проверяется в словарном

порядке.

1. Книги лежали впереме..ку с тетрадями, что создавало

большой беспорядок. 2. За окнами поезда

мелькали расстилавшиеся впереме..ку поля и луга.

3. Состоялась очередная встреча на первенство страны

по фу..болу. 4. Собравшиеся на во..зале приветствовали

ветеранов. 5. Высоко летел, размахивая

крыльями, ко..чик. 6. Винтовая ле..тница вела наверх.

7. Необходимо было заделать отвер..тие в стене.

8. К завтраку были поданы копчу..ки. 9. На плите лежало

несколько ко..форок. 10. А..бест употребляется

в качестве огнеупорного материала. 11. Началось время

ко..ьбы. 12. Двери зала украшены художественной

ре..ьбой.

47. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Можно

ли проверить их написание?

1. Извилистая сте..ка пересекала большое свекловичное

поле (Купр.). 2. Он опирался на трость с большим

костяным набалда..ником (Гарш.). 3. Парень делает

из большой, угловатой деревя..ки ложку (Ч.).

4. Илья всегда приносил с собой чего-нибудь вкусного:

баранок, мятных пряников, медовой коври..ки

(М. Г.). 5. Дождь утратил постоянство и шел порывами,

переходя то в ливень, то в изморо..ь (Арс). 6. Бу-

раго пожевал мун..штук папиросы, щурясь от дыма

(Леон.). 7. Теле..ка моя подана у крыльца (Зайц.).

8. Прячут измор...ь седин под кокошниками ели

(Кл.). 9. Моро..ки в лесу было мало (Абр.). 10. Отвори

мне, стра.. заоблачный, голубые двери дня (Ес).

§ 8. Приставки на з и приставка с-.

48. Объясните различие в написаниях приставок.

Безграничный — бесконечный, взлететь — встряхнуть,

издать — истратить, разварить — расфасовать,

безжизненный — бесшумный, раззадорить — рассердить,

низложить — нисходить, чрезмерный — чересполосный.

49. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание

приставок.

Бе..вкусная пища, бе..болезненная операция, бе..грамотное

изложение, бе..дарный писатель, безжалостное

обращение, бе..предельное пространство,

бе..мятежное спокойствие, бе..характерный человек,

бе..церемонные манеры, бе..вредное средство, бе..связный

рассказ, бе..доказательное утверждение, бе..заветная

преданность, бе..тактный поступок, бе..численное

множество, бе..форменная глыба, бе..страшный

наездник, бе..жизненный взгляд, бе..людная улица,

бе..шовный рукав, бе..ропотное существо, бе..следное

исчезновение, бе..хитростные слова.

50. Раскройте скобки, образуя слова с приведенными

приставками:

воз- — вое- (препятствовать, славить, требовать,

дать, хвалить, гордиться, жечь, стать, создать, делать,

ходить, кликнуть, звать);

из ис- (жить, зябнуть, сохнуть, чахнуть, лить,

царапать, жарить, сушить, пробовать, щипать, ведать,

бить);

раз рас- (думать, звонить, колоть, пороть, спросить,

цвести, жечь, копать, чесать, хватать, формировать,

дать, шевелить).

51. Вставьте пропущенные буквы з или с; выделите корни

в словах.

Ра..шить, НИ..ШИЙ, ..дача, ..дание, ..делать, ..летний,

со..дать, ..доба, ..доровье, ..гибать, не видно ни

..ги, ..дать, ..дружиться, ..дравствовать, ..жечь,

„жать, ра..жать, ..двоить, ра..двоить.

52. Объясните написание двойных согласных.

1. Беззаботный, беззаветный, беззастенчивый, беззащитный,

беззвездный, беззвучный, беззлобный;

бессвязный, бессемейный, бессмысленный, бессчетный.

25

2. Воззвание, воззрение; воссесть, восславить, воссоединить,

воссоздать, восстановить, восстать.

3. Иззеленить, иззябнуть; исследовать, иссохнуть,

исстрадаться, иссушить, иссякнуть.

4. Раззадорить, раззвонить, раззнакомиться, раззолотить;

рассадить, рассверлить, рассветать, рассвирепеть,

расседлать, рассердить, рассесться, расследовать,

рассмешить, расстегнуть, расступиться, рассчитать.

53 (повторение). Перепишите, вставляя пропущенные

буквы. Разберите по составу слова беспощадно, близкой,

расспрашивал.

1. Ни..ходит сонное молчанье на табор кочевой

(П.). 2. Я бе..пощадно погонял измученного коня (Л.).

3. В феврале чуткий нос уж чувствует в воздухе мягкое

веянье бли..кой весны (Г.). 4. Наступила весна,

все зазеленело, ра..пустилось, ра..цвело (Акс).

5. В бе..людной улице за версту слышно, как ра..говаривают

двое-трое между собой (Гонч.). 6. Хорь не все

ра..казывал, он сам меня о многом ра..прашивал (Г.).

7. Касьян мне показался ра..удительным человеком

(Г.). 8. ..жатые губы Илюши не шевелились, ..двинутые

брови не расходились (Г.). 9. Компаньонка держалась

у барыни единственно на случай бе..онницы

и, как ночной и..возчик, спала днем (Т.). 10. Ни..кие

б..конечные камыши тянулись до самых гор (Л. Т.).

54. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите

по составу слова рассчитал, беззвучно, бессмертие.

1. Поглядев на звезды, Хаджи-Мурат ра..читал,

что было уже далеко за полночь (Л. Г.). 2. В продолжение

утра и середины дня Оленин весь был погружен

в арифметические ра..четы (Л. Т.). 3. Волчата,

все трое, крепко спали, ..бившись в кучу (Ч.).

4. Пламя колебалось, дрожало, точно бе..вучно

ра..казывало о чем-то (М. Г.). 5. Во сне даже сильный

человек кажется бе..защитным и бе..помощным

(М. Г.). 6. В бе..мысленных бе..цветных глазах стояли

светлые слезинки (Бун.). 7. В ра..даточную завтрак

привезли (Лакш.). 8. Траншеи, придуманные

Ширяевым, не трусость. Это прием. Он ..берег бы людей...

Я ..читаю, нельзя таким людям командовать

(Некр.). 9. У храбрых есть только бе..мертие — смерти

у храбрых нет (Сим.). 10. Мы ра..читывали на артподготовку

(Некр.).

55. Объясните написание выделенных слов (сформулируйте

правило правописания приставок на з). Озаглавьте

текст.

Водолаз медленно шел по чересчур мягкому морскому

дну. Здесь все выглядело особенно таинственно.

Вокруг бесшумно плавали диковинные обитатели

северных морей.

Вдруг нога водолаза наткнулась на что-то твер-

дое. Человек присмотрелся и невольно отступил.

На дне моря он с трудом разглядел снаряды, бомбы,

детонаторные трубки. Их было бесчисленное множество.

Когда наверху водолаз рассказал о виденном, старожилы

Архангельска вспомнили, что во время первой

мировой войны в порту случилась страшная катастрофа.

Разгружался крупный военный транспорт.

В его почти бездонных трюмах находились боеприпасы

и сотни тонн динамита. Внезапно раздался сильный

взрыв. Парохода и причала не стало. Близлежащий

поселок превратился в груду развалин. При таких

же загадочных обстоятельствах исчезло в пучине

и другое гигантское военное судно. Не успевшие взорваться

остатки груза этих кораблей и были теперь обнаружены.

Подводные запасы боеприпасов представляли

огромную опасность. Обезвредить их взялись несколько

бесстрашных водолазов. Несколько месяцев,

рискуя жизнью, разбирают они боеприпасы, на руках

выносят снаряды и бомбы на поверхность. Число

извлеченных снарядов составляет многие тысячи. Во-

долазы расчищают развалины для строительства новых

причалов.

(Из газет)

1. Найдите в тексте сложные слова.

2. Запомните написание слов исчезнуть, чересчур (приставки

в них не выделяются).

3. Выделите суффиксы в словах таинственно, диковинный,

бездонный.

§ 9. Непроизносимые согласные.

56. К каждому из приводимых ниже слов подберите то,

от которого образовано данное, или найдите однокорен-

ное слово, в котором за корнем следует гласный звук.

Образец: устный — уста, искусный — искусен.

Агентство, безвестный, безгласный, вкусный,

властный, гигантский, гнусный, горестный, громоздкий,

грустный, девственный, дилетантский, доблестный,

захолустный, интересный, комендантский, косный,

костный, местный, ненастный, объездчик,

окрестность, опасный, послать, постлать, праздный,

прекрасный, прелестный, пристрастный, сверстник,

свиснуть, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник,

ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть,

целостный, чествовать, чудесный, шествовать, шефствовать,

явственный, яростный, яства.

57. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные

буквы.

1. В числе восьми детей был один ровесник мне

(Герц.). 2. Безденежье меня приковывало к ненавис..

ной мне деревне (Т.). 3. Звук равномерно усиливался

и, дойдя до совершенной явственности, так же

равномерно стал ослабевать (Л. Т.). 4. Все мое семейство

здра..ствует и шлет вам поклон (Ч.). 5. Осень

в этом году была поз..няя (Кор.). 6. Было уже совсем

темно, поезд подбирался к какой-то захолус..ной

станции (Пришв.). 7. Еще двести шагов — и мы в без-

опас.. ности (Арс). 8. Уча..твовал он и в славной Бородинской

битве, покрыл себя неувядаемой славой

(Купр.). 9. Пахло пересохшей горячей глиной и близким

пас.бищем, с которого недавно угнали скот

(Фед.). 10. Эскадра че..твовала своих героев (Степ.).

11. От избытка счастья Саня сладос..но вздохнул —

так хорошо было, так светло и покойно и в себе и в

мире этом, о бесконечной, ярое..ной благодати которого

он даже не подозревал, а только предчу..ствовал

(Расп.). 12. Иван ахнул, глянул вдаль и увидел ненавистного

неизвесного (Булг.).

58. Объясните написание выделенных слов (сформулируйте

правило правописания слов с непроизносимыми

согласными). Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Русский Север. Поморье. Или еще — Двинское За-

волочье, как его в старину называли новгоро..цы,

первые русские насельники ..дешних мест. Край гигантских

просторов, раздолья и воли (Север никогда

не знал ни монголо-татарского ига, ни крепостного

права), край ре..кого богатства и ре..кой красоты.

Бе..предельные леса, многоводные реки и озера,

серебряные от плещущейся рыбы. Но Север — не

ска..ка, Север — это бе..конечная ненастная зима с

непролазными снегами и лютыми морозами. И удивительно

ли, что именно на этой земле выр..сло особое

племя русских людей — поморов, людей великого мужества,

выносливости и терпения, людей предпр..имчивых.

Ведь именно они, поморы, еще четыре века

назад бе..страшно и дер..ко бороздили на своих немудреных

суденышках опасный Ледовитый океан.

Отсюда, из Поморья, началось то грандиозное, полное

ужасных приключений, движение русского народа в

Сибирь, на Восток, которое известно под завораживающим

названием ≪встречь Солнцу≫.

(По Ф. А. Абрамову)

1. Укажите состав слов известно, суденышки, насельники.

29

2. Составьте план к тексту.

3. Укажите, к какому типу относится последнее предложение

текста, составьте его схему.

§ 10. Двойные согласные.

59. Выпишите из орфографического словаря слова, од-

нокоренные с приводимыми ниже.

Агрессия, аккуратный, апелляция, аппетит, ассистент,

грамматика, грипп, дискуссия, дифференциация,

иллюзия, иллюминация, иллюстрация, интеллигенция,

касса, класс, коллегия, коллектив, колосс,

комиссия, комментарий, корреспонденты, кристалл,

масса, металл, оппозиция, параллель, пассажир, пассив,

пессимизм, прогресс, профессия, территория, эффект.

60. Составьте предложения со словами вожжи, дрожжи,

жжет, жужжать, ссора, ссуда.

61. От основ данных существительных образуйте:

1) уменьшительные с у щ е с т в и т е л ь н ы е с суффиксом

-к-: группа, диаграмма, программа, телеграмма;

2) пр и л а г а т е л ь н ы е: галл, класс, киловатт,

компромисс, металл, можжевельник, прогресс, целлюлоза;

3) г л а г о л ы: с суффиксами -ова-ть, -ирова-ть: апелляция,

ассоциация, аттестат, баллотировка, дистилляция,

дифференциация, иллюстрация, комментарий,

корректор, оккупация, оппонент, режиссёр, сумма.

62. Сравните написания слов с одной и той же основой.

Колонна — колонка, кристалл — кристальный,

оперетта — оперетка, тонна — пятитонка, финн —

финский.

63. Образуйте сложносокращенные слова из данных

словосочетаний.

Образец: граммофонная пластинка — грампластинка

(без двойной согласной); корреспондентский

пункт — корпункт.

Граммофонная запись, групповой организатор,

конная армия, коллективный договор, прессованный

порошок.

64. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В случае

затруднений справляйтесь в орфографическом словаре.

1.1. По предложению одной из сторон договор был

эмулирован. 2. Демонстранты стали возводить ба..и-

кады. 3. Учебные классы расположены по обеим

сторонам ко..идора. 4. В цирке показаны новые а..-

ракционы. 5. Производится монтаж нового а..регата.

6. Доставленные с юга растения еще не а..лиматизиро-

вались. 7. Ученик обладал ка..играфическим почерком.

8. Картинная га..ерея пополнилась новыми экспонатами.

9. Мебель была расставлена си..етрично.

10. В Средней Азии широко применяется и..игацон-ная

система. 11. В журнале помещен ряд удачных

ка..икатур. 12. Гостям на де..ерт было предложено мороженое.

13. В период работы конференции публиковались

информационные бю..етени. 14. Многие изделия

вырабатываются из а..юминия. 15. Коэ..ициент

полезного действия оказался очень высоким. 16. Открыто

движение тро..ейбусов по новой линии.

Наши рекомендации