Алгоритм написания курсовой работы: что делать и с чего начать
Обычно алгоритм написания курсовой работы включает в себя:
· Выбор темы.
· Составление плана.
· Сбор материала.
· Анализ источников и научной литературы.
· Написание предварительного варианта текста.
· Внесение необходимых дополнений и изменений.
· Оформление текста.
Начать, безусловно, нужно с выбора темы. При этом следует руководствоваться некоторыми правилами:
Тема должна быть по возможности интересной лично для вас.Работа над абсолютно неинтересной темой превращается в подневольный труд и в результате не приносит никакой пользы. Для выбора темы можно пользоваться примерной тематикой курсовых работ, имеющейся на любой кафедре. В последнее время, пытаясь решить проблему повального «скачивания» или покупки готовых курсовых работ, некоторые преподаватели дают студентам темы в собственной формулировке или конкретные проблемы для исследования. В этом нет ничего страшного, т.к. среди таких тем и вопросов всегда найдется то, что интересует вас в большей степени. В конце концов, в послевузовской жизни вам постоянно придется делать то, что нужно, а не то, что хочется.
По избранной теме должно иметься достаточное количество литературы и опубликованных источников. Поэтому лучше всего, вначале определить несколько привлекательных для вас тем, а затем, ознакомившись с библиотечными каталогами или информацией из Интернета, окончательно выбрать одну из них.
Имеющаяся по интересующей теме литература должна быть достаточно понятной для вас, то есть она должна быть написана не слишком сложным языком с обильным использованием специальной терминологии. Впрочем, здесь все зависит от ваших интеллектуальных способностей, а умение читать сложные тексты не возникает на ровном месте – оно формируется именно в попытках в таких текстах самостоятельно разобраться.
Поставленная задача должна быть для вас посильной. Формулируя тему, вы тем самым делаете заявку на определенный результат. Если вам не удастся наполнить содержание нужной «начинкой», ваша работа окажется совершенно напрасной.
Таким образом, при написании курсовой работы важно избегать как слишком широких, так и слишком узких тем. В первом случае вы берете на себя непосильную задачу, рискуя не уложиться в положенные сроки и стандартные объемы текста, а во втором – вам, скорее всего, не удастся найти нужного количества публикаций (в списке использованной литературы их должно быть не менее десяти). Однако более узкая формулировка темы все же предпочтительнее широкой, потому что качество содержания курсовой работы ценится значительно выше, чем количествозаполненных текстом страниц.
Есть еще один важный момент. Многие выбирают темы курсовых работ таким образом, чтобы на выпускном курсе получить фактически готовый текст, который нуждается в чисто «косметической» доработке. У такого подхода есть свои плюсы и минусы. Плюсы очевидны: без особого труда подготовить выпускную квалификационную работу – большое дело для студента-старшекурсника, как правило, обремененного если не семьей, то работой. Но здесь вас могут подстерегать некоторые ловушки. Во-первых, нет гарантий, что вам удастся написать все курсовые и выпускную работу под руководством одного и того же преподавателя. Это означает, что каждая часть будет написана в соответствии с пониманием и требованиями конкретного человека, и эти части могут оказаться совершенно несовместимыми. Во-вторых, вам может просто надоесть тема, выбранная на первом курсе, или она утратит для вас практическую значимость. Выбирая для написания курсовых работ разные темы, вы можете неожиданно для себя увлечься чем-то иным, что впоследствии сыграет решающую роль в вашей научной или профессиональной карьере. Именно поэтому, как уже говорилось, не стоит сопротивляться, если научный руководитель сам дает вам тему или предлагает решить конкретную исследовательскую задачу.
Следующим важнейшим пунктом выполнения курсовой работы является составление плана. Продуманный и четкий план избавит вас от лишней работы, удерживая от попыток включить в текст абсолютно все, что вы найдете по вашей проблеме, и даже сверх того. Кроме того, он позволит вам спланировать график написания работы. В идеале, которому следуют очень немногие студенты, если защита курсовых работ запланирована на апрель-май (как это обычно делается), встретиться с научным руководителем и обсудить с ним возможную тему вашей работы следует уже в сентябре-октябре.
После этого можно без лишней спешки ознакомиться с литературой (пока лишь поверхностно) и, уточнив формулировку темы, составить приблизительный план курсовой работы. Этот план в дальнейшем можно скорректировать и даже изменить, но в любом случае он послужит вам хорошим ориентиром. В реальной жизни все описанные события происходят в значительно более сжатые сроки, что создает множество проблем и снижает качество подготовленных к защите текстов.
План курсовой работы по сути дела является кратким описанием ее логической структуры, включающей основные и второстепенные вопросы, различные классификации и т.д. Поэтому в нем должны быть четко выделены основные разделы и подразделы, которые, в свою очередь, могут делиться на более мелкие части. Лучше всего пронумеровать их. Этих цифр очень удобно придерживаться во время работы с литературой, отмечая ими соответствующие выписки или ксерокопированные тексты.
В соответствии со стандартными требованиями курсовая работа должна включать введение, центральную (аналитическую) часть и заключение.
Во введениинеобходимо:
· показать актуальность выбранной темы и степень ее научной разработанности,
· объяснить, почему вы выбрали именно эту тему,
· сформулировать цели и задачи исследования,
· кратко охарактеризовать основные источники и историографию проблемы, сгруппировав источники и составив примерную периодизацию научного изучения исследуемой темы,
· раскрыть основные методы и методические приемы исследования.
При этом важно помнить, что формулировка цели исследования должна быть адекватна названию темы работы, а формулировка задач – соотноситься с названиями соответствующих разделов и подразделов.
Центральная часть курсовой работы представляет собой развернутое изложение полученных результатов. Обычно она включает 2-4 раздела (главы), которые, в свою очередь, могут делиться на необходимое количество подразделов (параграфов). Важно помнить, что в готовом виде полный текст курсовой работы должен составлять 20-40 страниц, напечатанных 14-м размером шрифта (как правило, Times New Roman) с полуторным межстрочным интервалом, следовательно, разделы работы должны быть соразмерны.
При составлении плана основной части курсовой работы следует руководствоваться правилами:
· Каждый последующий раздел должен быть логически увязан с предыдущим, как по названию, так и по содержанию.
· Содержание данного раздела должно полностью соответствовать его названию. Нельзя допускать совпадения названий разделов и подразделов друг с другом и с темой курсовой работы.
· Названия разделов и подразделов должны состоять из одного предложения.
В заключении следует кратко изложить основные выводы по работе. Они должны наглядно продемонстрировать ваше умение строить итоговые умозаключения. Удобнее всего компоновать заключение из готовых выводов, которые вы сформулировали, завершая соответствующие разделы работы. Этот подход поможет вам выработать навыки аналитического обобщения, необходимые при подготовке дипломной работы.
С учетом того, что при публичной защите курсовой работы на выступление вам дадут совсем немного времени (5-7 минут), целесообразно в своем устном докладе ограничиться озвучиванием основных моментов введения и заключения. Следует также учесть, что, за исключением вашего научного руководителя и рецензента, ни один из членов комиссии по защите курсовых работ не успеет прочитать ее полностью, но вполне сможет быстро пробежать глазами введение, заключение и список литературы. От полученного им впечатления во многом будет зависеть ваша итоговая оценка. Все это говорит о том, что тексты введения и заключения должны быть отшлифованы до максимально возможного совершенства. Практика показывает, что введение и заключение целесообразно писать в окончательной редакции, когда основной текст работы полностью готов.
Имея план работы, можно приступить к сбору материалов.
Если же у вас сформировалось только смутное представление о выбранной теме, вначале вам следует ознакомиться со списком обязательной и дополнительной литературы, предложенной преподавателем учебной дисциплины, по которой вы собираетесь писать работу. На кафедрах имеются программы всех учебных дисциплин с указанием соответствующей литературы. Можно также попросить научного руководителя указать вам важнейшие источники.
Тем, кто предпочитает искать литературу самостоятельно, можно посоветовать начать свой поиск с энциклопедических изданий, в которых обычно после статьи о том или ином явлении, событии, персоналии всегда приводится список базовой литературы по данному вопросу.
Затем следует обратиться к библиотечному каталогу. Если вам известны фамилии авторов интересующих вас работ, то их можно найти в алфавитном каталоге. Если же вы пренебрегли предыдущими советами, то поиск нужно начать с систематического каталога. Получив на руки заказанную литературу, вы обнаружите там ссылки на другие научные труды, которыми вам тоже следует воспользоваться.
По некоторым проблемам исторической науки существуют различные библиографические справочники и указатели, которые могут оказать существенную помощь в поиске нужной литературы.
Делая выписки или ксерокопии, не забывайте указывать точные библиографические сведения об источнике. Это пригодится вам для правильного оформления списка литературы.
Задача поиска нужных материалов значительно упрощается, если вы используете Интернет. Вам не нужно ехать в библиотеку, часами ждать заказанные книги (не будучи уверенным в том, что они действительно пригодятся), подолгу сидеть в читальных залах и стоять в очередях на ксерокопирование. Достаточно воспользоваться одной из известных поисковых систем и ввести ключевое слово, чтобы на вас обрушились потоки информации, из которых вы должны научиться вылавливать то, что вам действительно нужно.
Материалы, позаимствованные из Интернета, тоже необходимо указывать в списке литературы, правила оформления подобных ссылок приведены в пособии далее.
При работе с Интернетом необходимо избегать соблазна легкого и простого использования информации. Избегайте «скачивания» готовых курсовых работ или рефератов. Как показывает преподавательский опыт, в Интернет и на компьютерные диски с множеством «готовых», «лучших» или «оригинальных» работ попадают далеко не шедевры, и хорошее курсовое исследование на их основе не сделаешь. Кроме того, многие из этих материалов уже настолько примелькались преподавателям, что установить их происхождение не составляет проблемы. Поэтому немного потрудитесь и постарайтесь написать что-то самостоятельно. Помните и об эффективной и общедоступной программе «Антиплагиат», проверка вашего текста в которой является обязательным этапом подготовки курсовой работы к защите.
Не компонуйте механически «куски» из разных источников: их авторы могут использовать разную терминологию и разные подходы. Не говоря уже о возможности принести научному руководителю несколько абсолютно одинаковых текстов – это его, безусловно, развеселит.
Когда сбор материала закончен, прочитайте все, что у вас есть. Если вам что-то непонятно, обратитесь к научному руководителю. После этого приступайте к написанию текста.
Речь идет именно о написании, а не о бездумном копировании с помощью всех известных средств современной техники или просто путем механического переписывания. Вы никогда не научитесь адекватно выражать свои мысли, если не будете пытаться это делать совершенно самостоятельно.
Начните с того, чтобы при сборе материалов научится фиксировать дословно только самые важные положения известных ученых, которые вы потом включите в текст своей работы в качестве цитат. Все остальное можно и нужно конспектировать своими словами, не забывая, конечно же, помечать, где вы списывали дословно, а где – в той или иной степени перефразируя. Это позволит вам впоследствии избежать ошибок при цитировании.
Работу рекомендуется сначала писать на черновике, на одной стороне листа с полями слева, чтобы при необходимости можно было делать текстовые вставки на полях или на оборотной стороне листа. Автору нужно следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию главы или параграфа.
Написав черновую рукопись, нужно отредактировать весь написанный текст. Приступать к редактированию работы лучше спустя 2-3 дня. Взглянув на написанный текст свежим взглядом, легче увидеть свои ошибки и выбрать путь для улучшения содержания работы. Черновой вариант рукописи должен быть переписан набело, хотя лучше всего набрать его на компьютере.
Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается, если же они необходимы, то требуется составление специального Списка использованных сокращений, который размещается после Списка использованных источников и литературы. Исключения составляют общеизвестные сокращения и аббревиатуры. Позиция автора работы должна быть непредвзятой, объективно отстраненной и беспристрастной. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Необходимо объяснить все термины, которые являются ключевыми понятиямидля конкретной темы вашего исследования, за исключением общеизвестных понятий.
В то же время следует избегать чрезмерной наукообразности. Научной терминологией необходимо пользоваться умеренно и избегать неоправданного употребления сложных, непонятных или малоиспользуемых терминов, а в случае их применения – объяснять значение терминов в скобках или в сноске.
В научных исследованиях и докладах, в отличие от публицистики, приняты косвенные формулировки авторской позиции: «Как представляется...», «Думается, что...», «На наш взгляд...». Не принято изложение от первого лица. Например, вместо «Я уверен, что...» лучше применять такие обороты как «автор считает», «по мнению автора», «нет сомнения в том, что...» и т. д.
Что касается стиля изложения, то здесь полезны такие общие рекомендации:
Избегайте слишком длинных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Они неудобоваримы не только в устной, но и в письменной речи. Если предложения все равно получаются слишком длинными, попытайтесь разделить их позже.
Используйте деление на абзацы часто, не забывая, однако, о том, что в них должно быть больше одного предложения, хотя это правило не является обязательным.
Существует несколько правил цитирования:
1. Выдержки, которые вы собираетесь подробно разобрать, по объему не должны превышать половину страницы. Если текст кажется вам исключительно важным, но его объем больше указанного, его лучше поместить в приложение. Например, если вы анализируете небольшой по объёму источник, то целесообразно полный его текст дать в приложении, а в содержательную часть вашей работы включить только несколько важнейших цитат.
2. Выдержки из научной литературы нужны только тогда, когда они подтверждают вашу точку зрения или формулируют новые положения, которые не нуждаются в перефразировании. Иногда цитата необходима, потому, что в ней отражена неповторимая авторская индивидуальность.
3.Если цитата слишком длинная и содержит некоторые второстепенные фрагменты, их можно опустить, заменяя пропущенные места многоточиями. Впрочем, этим не стоит злоупотреблять, иначе вы рискуете полностью исказить смысл высказывания.
4. Если вы не согласны с цитируемым автором, вы должны оговорить это до или после приведенного высказывания. Это хороший опыт самостоятельного рассуждения, способствующий выработке умения убедительно излагать собственную точку зрения.
5. Цитирование должно быть соответствующим образом оформлено, чтобы не оставалось сомнений в том, кто является автором высказывания, и в каком месте цитируемого источника можно найти этот фрагмент текста. Иначе говоря, при дословном (отграниченном кавычками) цитировании обязательна ссылка на источник.
6. Цитаты следует выделять кавычками. Важно при этом проследить, чтобы кавычки были не только открыты, но и закрыты в соответствующем месте. Очень многие авторы забывают это сделать – и тогда остается непонятным, где заканчивается чужая и начинается их собственная мысль. Очень важно не путать кавычки цитируемого автора и ваши собственные, ибо зачастую авторские кавычки несут личностные оценки (иронию, сарказм, уничижительность и т.п.)
7. В некоторых книгах и статьях цитаты оформляются в виде втяжки, т.е. печатаются более мелким шрифтом в виде отдельного абзаца. Однако в курсовых и прочих студенческих работах это делать пока не принято.
8. Текст цитаты должен полностью совпадать с источником, из которого она взята. В идеале все цитаты, даже те, которые вы позаимствовали у других авторов, следует перепроверить по первоисточникам.
Если вам хочется выделить какое-то важное место, то вы можете это сделать, указав в скобках, что подчеркивание или курсив не автора, а ваши. То же касается и комментариев или уточнений: их можно поместить тут же, не забыв взять в квадратные скобки.
Если цитируемый вами автор допускает кажущуюся или действительную ошибку, например, неверно указывает дату исторического события или публикации книги, его высказывание нужно привести дословно, но после сомнительного слова или цифры поставить в квадратных скобках латинское слово sic, что будет означать «именно так».
Оформление курсовой работы практически полностью совпадает с требованиями к оформлению выпускной квалификационной работы и рассмотрено в следующих разделах пособия детально.
Защита курсовой работы
Окончательная оценка за курсовую работу складывается на основе трех критериев: качества ее содержания, оформления и результатов защиты. Очень часто неумение отстоять свою точку зрения и неубедительность выступления на защите перечеркивают многие иные достоинства работы. Поэтому к защите необходимо тщательно подготовиться.
Вопрос о допуске курсовой работы к защите решает научный руководитель. В идеале черновой вариант работы должен быть представлен руководителю не менее чем за месяц до защиты, чтобы у студента было время внести необходимые изменения и дополнения. Если этого не происходит, улучшать работу некогда, и это может повлиять на итоговую оценку.
Проверка готового текста курсовой работы в системе «Антиплагиат» должна быть осуществлена не позднее, чем за две недели до даты защиты. Требования к процентному содержанию оригинального (уникального) текста в курсовой работе определяются решениями соответствующих подразделений Казанского университета.
На основании многолетней практики считается, что готовый текст (с учетом изменений и дополнений) должен быть представлен руководителю не позднее, чем за неделю до защиты, чтобы он смог спокойно и внимательно прочитать и оценить работу. Однако очень часто курсовые работы приносят, чуть ли не за день до защиты, что ставит научного руководителя в трудное положение, и поэтому он вправе не допустить их авторов до защиты. С учетом того, что обычно преподаватель руководит не одной, а несколькими курсовыми работами, можете себе представить, что бывает, когда все его студенты приносят свои работы в последний день.
Защита курсовых работ происходит в присутствии комиссии, состоящей из 2-3 преподавателей, и студентов-однокурсников, защищающих работы вместе с вами (обычно 6-10 студентов). Каждому выступающему предоставляется 5-7 минут для краткого изложения полученных результатов.
В выступлении должны быть показаны актуальность темы и степень ее изученности, аргументирован ваш интерес к данной теме, сформулированы цели и задачи вашей работы, а также кратко изложены ваши основные выводы. По сути дела, все это говорится во введении и в заключении, которые и нужно положить в основу вашего выступления.
Ни в коем случае не стремитесь пересказать все содержание работы. Наоборот, сосредоточьтесь на самых интересных и важных положениях, которые попытайтесь представить в наиболее выигрышном свете. Вы можете использовать заранее заготовленные иллюстративные материалы, а также изобразить важную с вашей точки зрения схему на доске. В случае использования при защите технологии компьютерной презентации необходимо согласовать с научным руководителем время и место защиты курсовой работы в учебной аудитории, оснащённой соответствующим оборудованием.
Чтобы ваше выступление прошло эффективно, целесообразно подготовить его конспект или полный текст. Поскольку долго говорить вам не позволят, имеет смысл проговорить заготовленный текст дома, чтобы в случае необходимости сократить его до нужного размера. Если у вас нет опыта публичных выступлений или вы от природы стеснительный человек, стоит потренироваться еще более серьезно.
Но главным в защите курсовой работы является не ваше заранее подготовленное выступление, а умение быстро и точно отвечать на вопросы членов комиссии и замечания, высказанные рецензентом. Если вы писали работу сами и хорошо знаете ее содержание, вам нечего бояться. Отвечайте с максимальной уверенностью, но не ведите себя агрессивно. Если вы не знаете правильного ответа на вопрос, лучше сразу в этом признаться. К сожалению, часто очень хорошие по содержанию работы получают относительно низкую оценку, потому что их авторы оказались не в состоянии ответить на элементарные вопросы.
Важным элементом подготовки к публичной защите курсовой работы является создание нормального психологического и эмоционального настроя, а это исключает лихорадочное написание текста работы или бессонную ночь перед защитой.