Алгоритм написания курсовой работы: что делать и с чего начать

Обычно алгоритм написания курсовой работы включает в себя:

· Выбор темы.

· Составление плана.

· Сбор материала.

· Анализ источников и научной литературы.

· Написание предварительного варианта текста.

· Внесение необходимых дополнений и изменений.

· Оформление текста.

Начать, безусловно, нужно с выбора темы. При этом следует руково­дство­ваться не­которыми правилами:

Тема должна быть по возможности интересной лично для вас.Работа над аб­солютно неинтересной темой превращается в подневольный труд и в результате не приносит никакой пользы. Для выбора темы можно пользо­ваться примерной тема­тикой курсо­вых работ, имеющейся на любой кафедре. В последнее время, пытаясь решить про­блему повального «скачивания» или покупки готовых курсовых работ, неко­торые преподаватели дают сту­дентам темы в собственной формулировке или кон­кретные проблемы для ис­следования. В этом нет ничего страшного, т.к. среди таких тем и вопросов всегда найдется то, что интересует вас в большей сте­пени. В конце концов, в послевузовской жизни вам постоянно придется делать то, что нужно, а не то, что хочется.

По избранной теме должно иметься достаточное количество литера­туры и опубликованных источников. По­этому лучше всего, вначале определить несколько привлекательных для вас тем, а затем, ознако­мившись с библиотечными каталогами или информа­цией из Интернета, окон­ча­тельно выбрать одну из них.

Имеющаяся по интересующей теме литература должна быть достаточно по­нятной для вас, то есть она должна быть написана не слишком сложным языком с обильным использованием специальной терминологии. Впрочем, здесь все зависит от ваших интеллектуальных спо­собностей, а умение чи­тать слож­ные тексты не возникает на ровном месте – оно формируется именно в по­пытках в таких текстах самостоятельно разо­браться.

Поставленная задача должна быть для вас посильной. Формулируя тему, вы тем са­мым делаете заявку на определенный результат. Если вам не удастся напол­нить со­держание нужной «начинкой», ваша работа окажется совершенно напрасной.

Таким образом, при написании курсовой работы важно избегать как слишком широ­ких, так и слишком узких тем. В первом случае вы берете на себя непосильную за­дачу, рискуя не уложиться в положенные сроки и стан­дартные объемы текста, а во втором – вам, скорее всего, не удастся найти нужного количества публикаций (в спи­ске использованной литературы их должно быть не менее десяти). Однако более узкая формулировка темы все же предпочтительнее широкой, потому что качество содержания курсовой работы ценится значительно выше, чем количествозаполненных текстом страниц.

Есть еще один важный момент. Многие выбирают темы курсовых работ та­ким обра­зом, чтобы на выпускном курсе получить фактически готовый текст, кото­рый нуж­дается в чисто «косметической» доработке. У такого под­хода есть свои плюсы и ми­нусы. Плюсы очевидны: без особого труда подго­товить выпускную квалификационную ра­боту – боль­шое дело для студента-старшекурсника, как правило, обремененного если не семьей, то работой. Но здесь вас могут под­стерегать некоторые ловушки. Во-первых, нет га­рантий, что вам удастся на­писать все курсовые и выпускную ра­боту под руково­дством од­ного и того же преподавателя. Это означает, что каждая часть будет на­писана в соответствии с пониманием и требованиями конкретного че­ловека, и эти части могут оказаться совершенно несовместимыми. Во-вторых, вам может про­сто надоесть тема, выбранная на первом курсе, или она утратит для вас практическую значимость. Выбирая для написания курсовых работ разные темы, вы можете неожиданно для себя увлечься чем-то иным, что впоследст­вии сыграет ре­шающую роль в вашей научной или профессиональной карь­ере. Именно поэтому, как уже говорилось, не стоит сопротивляться, если на­учный руко­водитель сам дает вам тему или предлагает решить конкретную исследовательскую задачу.

Следующим важнейшим пунктом выполнения курсовой работы явля­ется со­ставле­ние плана. Продуманный и четкий план избавит вас от лишней работы, удерживая от попыток включить в текст абсолютно все, что вы най­дете по вашей проблеме, и даже сверх того. Кроме того, он позволит вам спланировать график на­писания работы. В идеале, которому следуют очень немногие студенты, если защита курсовых работ запланирована на апрель-май (как это обычно делается), встретиться с научным ру­ководителем и обсу­дить с ним возможную тему вашей работы следует уже в сен­тябре-октябре.

После этого можно без лишней спешки ознакомиться с ли­тературой (пока лишь поверхностно) и, уточнив формулировку темы, составить при­близи­тельный план курсовой работы. Этот план в дальнейшем можно скорректиро­вать и даже из­менить, но в любом случае он послужит вам хорошим ориенти­ром. В реальной жизни все описанные события происходят в значительно бо­лее сжатые сроки, что создает множество проблем и снижает качество подго­товленных к защите текстов.

План курсовой работы по сути дела является кратким описанием ее ло­гиче­ской структуры, включающей основные и второстепенные вопросы, раз­личные клас­сифи­кации и т.д. Поэтому в нем должны быть четко выделены основные разделы и под­разделы, которые, в свою очередь, могут делиться на более мелкие части. Лучше всего пронумеровать их. Этих цифр очень удобно придерживаться во время работы с литературой, отмечая ими со­ответ­ствую­щие выписки или ксерокопированные тексты.

В соответствии со стандартными требованиями курсовая работа должна включать введение, центральную (аналитическую) часть и заключение.

Во введениинеобходимо:

· показать актуальность выбранной темы и степень ее научной разработан­но­сти,

· объяснить, почему вы выбрали именно эту тему,

· сформулировать цели и задачи исследования,

· кратко охарактеризовать основные источники и историографию проблемы, сгруппи­ровав источники и составив примерную периодизацию научного изучения исследуемой темы,

· раскрыть основные методы и методические приемы ис­следования.

При этом важно помнить, что формулировка цели исследования должна быть адекватна названию темы работы, а формулировка задач – соотноситься с назва­ниями соответствующих разделов и подразделов.

Центральная часть курсовой работы представляет собой развернутое из­ложение полу­ченных результатов. Обычно она включает 2-4 раздела (главы), которые, в свою очередь, могут делиться на необходимое количество подразделов (параграфов). Важно помнить, что в готовом виде полный текст курсовой ра­боты должен составлять 20-40 страниц, напеча­танных 14-м размером шрифта (как правило, Times New Roman) с полуторным межстрочным интер­валом, следовательно, разделы работы должны быть соразмерны.

При составлении плана основной части курсовой работы следует руко­во­дствоваться правилами:

· Каждый последующий раздел должен быть логически увязан с предыдущим, как по названию, так и по содержанию.

· Содержание данного раздела должно полностью соответствовать его на­зва­нию. Нельзя допускать совпадения названий разделов и подразде­лов друг с другом и с темой курсовой работы.

· Названия разделов и подразделов должны состоять из одного предложе­ния.

В заключении следует кратко изложить основные выводы по работе. Они должны наглядно продемонстрировать ваше умение строить итоговые умозаключе­ния. Удобнее всего компоновать заключение из готовых выводов, которые вы сфор­мулировали, завершая соответст­вующие разделы работы. Этот подход поможет вам выработать навыки аналитического обобщения, необходимые при подготовке дипломной работы.

С учетом того, что при публичной защите курсовой работы на выступление вам дадут совсем немного времени (5-7 минут), целесообразно в своем устном докладе ограни­читься озвучи­ванием основных моментов введения и за­ключения. Следует также учесть, что, за исключе­нием вашего научного ру­ководителя и рецензента, ни один из членов комиссии по защите курсовых работ не успеет прочитать ее полностью, но вполне сможет быстро пробежать глазами введе­ние, заключение и список литературы. От полученного им впе­чатления во многом будет зависеть ваша итоговая оценка. Все это говорит о том, что тексты введения и заключения должны быть отшлифованы до максимально возможного со­вершенства. Практика показывает, что введение и заключение целесообразно писать в окончательной редакции, когда основной текст ра­боты полностью готов.

Имея план работы, можно приступить к сбору материалов.

Если же у вас сформировалось только смутное представление о выбранной теме, вначале вам сле­дует ознакомиться со списком обязательной и дополнитель­ной литературы, предло­женной преподавателем учебной дисциплины, по ко­торой вы собираетесь пи­сать ра­боту. На кафедрах имеются программы всех учебных дисциплин с указанием соот­ветствующей литературы. Можно также попросить научного руководителя ука­зать вам важнейшие источники.

Тем, кто предпочитает искать литературу самостоятельно, можно посо­вето­вать на­чать свой поиск с энциклопедических изданий, в которых обычно после статьи о том или ином яв­лении, событии, персоналии всегда приводится список базовой литературы по данному во­просу.

Затем следует обратиться к библиотечному каталогу. Если вам из­вестны фа­милии авторов интересующих вас работ, то их можно найти в ал­фавитном ката­логе. Если же вы пренебрегли предыдущими советами, то поиск нужно начать с систематиче­ского каталога. Получив на руки зака­занную литературу, вы обнару­жите там ссылки на другие научные труды, ко­торыми вам тоже следует воспользо­ваться.

По некоторым проблемам исторической науки существуют различные биб­лиографические справочники и указатели, которые могут оказать сущест­венную по­мощь в поиске нужной литера­туры.

Делая выписки или ксерокопии, не забывайте указывать точные биб­лиогра­фические сведения об источнике. Это пригодится вам для правильного оформления списка ли­тературы.

Задача поиска нужных материалов значительно упрощается, если вы исполь­зуете Интернет. Вам не нужно ехать в библиотеку, часами ждать за­ка­занные книги (не будучи уверенным в том, что они действительно приго­дятся), подолгу си­деть в читальных залах и стоять в очередях на ксерокопиро­вание. Достаточно вос­пользоваться одной из известных поисковых систем и ввести ключевое слово, чтобы на вас обру­шились потоки информации, из ко­торых вы должны научиться вылавли­вать то, что вам действительно нужно.

Материалы, позаимствованные из Интернета, тоже необходимо указы­вать в списке литературы, правила оформления подобных ссылок приведены в пособии далее.

При работе с Интернетом необходимо избегать соблазна легкого и простого использования информации. Избегайте «скачивания» готовых курсовых работ или рефератов. Как показы­вает преподавательский опыт, в Интернет и на компьютерные диски с множеством «готовых», «лучших» или «оригинальных» работ попадают далеко не шедевры, и хо­рошее курсовое исследование на их основе не сделаешь. Кроме того, многие из этих материалов уже настолько примелькались преподавателям, что уста­новить их происхождение не со­ставляет проблемы. Поэтому не­много потрудитесь и постарайтесь написать что-то самостоятельно. Помните и об эффективной и общедоступной программе «Антиплагиат», проверка вашего текста в которой является обязательным этапом подготовки курсовой работы к защите.

Не компонуйте механически «куски» из разных источников: их авторы могут ис­пользовать разную терминологию и разные подходы. Не говоря уже о возможно­сти принести научному руководителю несколько абсолютно оди­на­ковых текстов – это его, безусловно, развеселит.

Когда сбор материала закончен, прочитайте все, что у вас есть. Если вам что-то не­понятно, обратитесь к научному руководителю. После этого приступайте к на­писа­нию текста.

Речь идет именно о написании, а не о бездумном копировании с помощью всех известных средств современной техники или просто путем механиче­ского пе­реписывания. Вы никогда не научитесь адек­ватно выражать свои мысли, если не бу­дете пытаться это делать совершенно самостоятельно.

Начните с того, чтобы при сборе материалов научится фиксировать дословно только самые важные положения известных ученых, которые вы потом вклю­чите в текст своей ра­боты в качестве цитат. Все остальное можно и нужно конспектировать своими сло­вами, не забывая, конечно же, помечать, где вы списывали дословно, а где – в той или иной степени перефразируя. Это по­зволит вам впоследствии избе­жать ошибок при цитировании.

Работу рекомендуется сначала писать на черновике, на одной стороне листа с полями слева, чтобы при необходимости можно было делать текстовые вставки на полях или на оборотной стороне листа. Ав­тору нужно следить за тем, чтобы изложение материала точно соот­ветствовало цели и названию главы или параграфа.

Написав черновую рукопись, нужно отредактировать весь написанный текст. Приступать к редактированию работы лучше спустя 2-3 дня. Взглянув на написан­ный текст свежим взглядом, легче увидеть свои ошибки и выбрать путь для улучше­ния содержания работы. Черновой вариант рукописи должен быть переписан набело, хотя лучше всего набрать его на компьютере.

Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Со­кращение слов в тексте не допускается, если же они необходимы, то требуется составление специального Списка использованных сокращений, который размещается после Списка использованных источников и литературы. Исключения со­ставляют общеизвест­ные сокращения и аббревиатуры. Позиция автора работы должна быть не­предвзятой, объективно отстраненной и беспристрастной. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляе­мые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссыл­кой на автора. Необходимо объяс­нить все термины, которые являются ключевыми понятиямидля конкретной темы вашего исследо­вания, за исключением общеизвестных понятий.

В то же время следует избегать чрезмерной наукообразности. Науч­ной терминологией необходимо пользоваться умеренно и избегать неоправдан­ного употребления сложных, непонятных или малоиспользуемых терминов, а в случае их применения – объяс­нять значение терминов в скобках или в сноске.

В научных исследованиях и докладах, в отличие от публицистики, при­няты косвенные формулировки авторской позиции: «Как представляется...», «Думается, что...», «На наш взгляд...». Не принято изложение от первого лица. Например, вместо «Я уверен, что...» лучше применять такие обороты как «ав­тор считает», «по мнению автора», «нет сомнения в том, что...» и т. д.

Что касается стиля изложения, то здесь полезны такие общие рекомен­дации:

Избегайте слишком длинных сложносочиненных и сложноподчинен­ных предложе­ний. Они неудобоваримы не только в устной, но и в письмен­ной речи. Если предло­жения все равно получаются слишком длинными, по­пытайтесь разделить их позже.

Используйте деление на абзацы часто, не забывая, однако, о том, что в них должно быть больше одного предложения, хотя это правило не является обязательным.

Существует несколько правил цитирования:

1. Выдержки, которые вы собираетесь подробно разобрать, по объему не должны превышать половину страницы. Если текст кажется вам исключи­тельно важным, но его объем больше указанного, его лучше поместить в при­ложение. На­пример, если вы анализируете небольшой по объёму источник, то целе­сообразно полный его текст дать в приложе­нии, а в содержательную часть вашей работы включить только не­сколько важнейших цитат.

2. Выдержки из научной литературы нужны только тогда, когда они под­твер­ждают вашу точку зрения или формулируют новые положения, кото­рые не нужда­ются в пе­рефразировании. Иногда цитата необходима, потому, что в ней отражена неповтори­мая авторская индивидуальность.

3.Если цитата слишком длинная и содержит некоторые второстепен­ные фрагменты, их можно опустить, заменяя пропущенные места многото­чиями. Впро­чем, этим не стоит злоупотреблять, иначе вы рискуете полностью исказить смысл высказывания.

4. Если вы не согласны с цитируемым автором, вы должны оговорить это до или по­сле приведенного высказывания. Это хороший опыт самостоя­тельного рассуждения, способствующий выработке умения убедительно излагать собственную точку зрения.

5. Цитирование должно быть соответствующим образом оформлено, чтобы не ос­та­валось сомнений в том, кто является автором высказывания, и в каком месте ци­ти­руемого источника можно найти этот фрагмент текста. Иначе говоря, при дословном (отграниченном кавычками) цитиро­ва­нии обязательна ссылка на источник.

6. Цитаты следует выделять кавычками. Важно при этом проследить, чтобы ка­вычки были не только открыты, но и закрыты в соответствующем месте. Очень мно­гие авторы забывают это сде­лать – и тогда остается непо­нятным, где заканчивается чужая и начинается их собственная мысль. Очень важно не путать кавычки цитируемого автора и ваши собственные, ибо зачастую авторские кавычки несут личностные оценки (иронию, сарказм, уничижительность и т.п.)

7. В некоторых книгах и статьях цитаты оформляются в виде втяжки, т.е. пе­чатаются более мелким шрифтом в виде отдельного абзаца. Однако в курсовых и прочих сту­денческих работах это делать пока не принято.

8. Текст цитаты должен полностью совпадать с источником, из кото­рого она взята. В идеале все цитаты, даже те, которые вы позаимствовали у других авторов, следует перепроверить по первоисточникам.

Если вам хочется выделить какое-то важное ме­сто, то вы можете это сделать, указав в скобках, что подчеркивание или курсив не автора, а ваши. То же касается и комментариев или уточнений: их можно поместить тут же, не забыв взять в квадратные скобки.

Если цитируемый вами автор допускает кажущуюся или действитель­ную ошибку, например, неверно указывает дату истори­ческого события или публикации книги, его высказывание нужно при­вести до­словно, но после со­мнительного слова или цифры поставить в квадратных скобках латинское слово sic, что будет означать «именно так».

Оформление курсовой работы практически полностью совпадает с требова­ниями к оформлению выпускной квалификационной работы и рассмотрено в сле­дующих разделах пособия детально.

Защита курсовой работы

Окончательная оценка за курсовую работу складывается на основе трех кри­териев: качества ее содержания, оформления и результа­тов защиты. Очень часто не­умение отстоять свою точку зрения и неубедительность выступления на защите пе­речеркивают многие иные достоинства работы. Поэтому к защите необходимо тща­тельно подготовиться.

Вопрос о допуске курсовой работы к защите решает научный руководи­тель. В идеале черновой вариант работы должен быть представлен руководи­телю не менее чем за месяц до защиты, чтобы у студента было время внести необходимые измене­ния и дополнения. Если этого не происходит, улучшать работу некогда, и это может повлиять на итоговую оценку.

Проверка готового текста курсовой работы в системе «Антиплагиат» должна быть осуществлена не позднее, чем за две недели до даты защиты. Требования к процентному содержанию оригинального (уникального) текста в курсовой работе определяются решениями соответствующих подразделений Казанского университета.

На основании многолетней практики считается, что го­товый текст (с учетом изменений и дополнений) должен быть представлен руководителю не позднее, чем за неделю до защиты, чтобы он смог спокойно и внимательно прочитать и оценить работу. Однако очень часто курсовые работы приносят, чуть ли не за день до защиты, что ставит научного руководителя в трудное положение, и поэтому он вправе не допустить их авторов до защиты. С учетом того, что обычно преподаватель руководит не одной, а несколь­кими курсовыми работами, можете себе представить, что бывает, когда все его сту­денты приносят свои работы в последний день.

Защита курсовых работ происходит в присутствии комиссии, состоя­щей из 2-3 пре­подавателей, и студентов-однокурсников, защищающих работы вместе с вами (обычно 6-10 студентов). Каждому выступающему предоставляется 5-7 минут для краткого из­ложения по­лученных результатов.

В выступлении должны быть показаны актуальность темы и степень ее изу­ченности, аргументирован ваш интерес к данной теме, сформулиро­ваны цели и за­дачи вашей работы, а также кратко изложены ваши основные вы­воды. По сути дела, все это говорится во введении и в заключении, которые и нужно по­ложить в основу вашего выступления.

Ни в коем случае не стреми­тесь пересказать все содержание работы. Наобо­рот, сосредоточьтесь на самых инте­ресных и важных положениях, ко­торые попытай­тесь представить в наиболее выиг­рышном свете. Вы можете использовать заранее заготовленные иллюстративные материалы, а также изобразить важную с вашей точки зрения схему на доске. В случае использования при защите технологии компьютерной презентации необходимо согласовать с научным руководителем время и место защиты курсовой работы в учебной аудитории, оснащённой соответствующим оборудованием.

Чтобы ваше выступление прошло эффективно, целесообразно подготовить его конспект или полный текст. Поскольку долго говорить вам не позволят, имеет смысл прогово­рить заготовленный текст дома, чтобы в случае необхо­димости сократить его до нужного размера. Если у вас нет опыта публичных выступлений или вы от природы стеснительный человек, стоит потрениро­ваться еще более серьезно.

Но главным в защите курсовой работы является не ваше заранее подго­тов­ленное вы­ступление, а умение быстро и точно отвечать на вопросы членов комис­сии и замечания, высказанные рецензентом. Если вы писали работу сами и хорошо знаете ее содержание, вам нечего бо­яться. Отвечайте с максимальной уверенностью, но не ведите себя агрессивно. Если вы не знаете пра­вильного ответа на вопрос, лучше сразу в этом признаться. К сожалению, часто очень хорошие по содержанию работы получают относи­тельно низкую оценку, потому что их авторы оказались не в состоянии ответить на элемен­тарные вопросы.

Важным элементом подготовки к публичной защите курсовой работы является создание нормального психологического и эмоционального настроя, а это исключает лихорадочное написание текста работы или бессонную ночь перед защитой.

Наши рекомендации