VII. Подведение итогов урока.
— Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы вы ответили на вопросы: «Что правда, а что неправда»-? Что сказано «шутки ради, а что в наставленье»?
Домашнее задание
Полистать первую часть учебника, вспомнить прочитанные произведения. Принести иллюстрации к особенно понравившемуся произведению и само произведение.
Урок 6 8. Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части учебника)
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно.
Оборудование: КИМыдля каждого учащегося.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольная работа за I полугодие
Вариант 1
— Прочитайте текст, выполните задания к нему.
* * *
Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.
Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.
Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкающих лужах.
У чибиса необыкновенный полет, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.
Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что эта самая птица, которая только что кувыркалась над лужами, валяла дурака. Сидящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомысленный хохолок у него на голове.
Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу. Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплет. Один чибис все кувыркался перед ее носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придется. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.
Ю. Коваль
Вопросы и задания
1. Где происходит действие? Подчеркните.
а) на реке;
б) в лесу;
в) на заливном поле.
2. Как бы вы озаглавили текст?
3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.
а) повесть; в) сказка;
б) рассказ; г) пьеса.
4. Разделите текст на три части. Озаглавьте их.
5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать чибисов? (апишите.
6. Сформулируй главную мысль текста.
7. Объясните значение выражений.
Яростно машут — ... (сильно, быстро).
Валять дурака — ... (дурачиться, резвиться).
Попасть в переплет — ... (попасть в затруднительное положение, в трудную ситуацию).
Вариант 2
— Прочитайте текст, выполните задания к нему.
* * *
Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.
Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.
Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слышно далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!».
Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?
Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.
Темно скоро будет. Пора домой.
Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.
— Ага, — думаю, — значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина.
Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.
Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.
Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.
Г. Снегирев
Вопросы и задания
1. Где происходит действие? Подчеркните.
а) в лесу;
б) в поле;
в) на болоте.
2. Как бы вы озаглавили текст?
3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.
а) повесть; в) сказка;
б) рассказ; г) пьеса.
4. Разделите текст на части. Озаглавьте их.
5. Сформулируйте главную мысль текста.
6. Найдите сравнение в описании лягушки. Запишите. (Брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.)
7. Объясните значение выражений. Притаился — ... (спрятался, затих). Солнце уже зашло — ... (скрылось).
КВН
(Дети делятся на 2 команды: вытягивают жетоны двух цветов.)
— Выберите капитана и название команды.
Конкурс 1. «Литературная викторина»
— Согласны ли вы с тем, что...
1. Лев Николаевич Толстой являлся автором «Аленушкиных сказок»? (Нет. ЭтоД.Н. Мамин-Сибиряк.)
2. Стихотворение «Детство» написал Иван Захарович Суриков? (Да. Это его стихотворение.)
3. Братец Иванушка превратился в козленочка, перекинувшись три раза через голову. (Нет. Так он превратился обратно в мальчика. А в козленочка превратился, выпив воды из козьего копытца.)
4. Ленивица — героиня русской народной сказки? (Нет. Это героиня литературной сказки «Мороз Иванович». Написал Одоевский.)
5. Произведение Гаршина «Лягушка-путешественница» — это сказка о животных? (Да. Это верно.)
6. Одоевский написал сказку «Морозко»? (Нет. Это русская народная сказка. А Одоевский написал сказку «Мороз Иванович».)
— Кому из сказочных героев принадлежат эти слова?
1. Я заехала к вам посмотреть, как вы живете... Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила. (Это Лягушка-путешественница.)
2. Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я... я... я... (Заяц —Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост.)
3. Дайте мне лукошко, я хоть в лес пойду — грибов наберу! (Иванушка-дурачок.)
4. Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо... (Корабельщики.)
Конкурс 2. «Узнайте пословицу по ее началу»
• Книга мала, а... (ума придала.)
• Выбирай книгу, как... (выбираешь друга.)
• Книга — твой друг, без нее... (как безрук.)
• Книга не самолет, а за... (тридевять земель унесет.)
— Какие еще пословицы и поговорки о книге знаете?
Конкурс 3. «Из истории книг на Руси»
— Отправимся в прошлое. Какие книги были в Древней Руси? (Рукописные книги.)
— Кто писал рукописные книги? (Ученые монахи.)
— Как называется повесть об истории Руси? («Повесть временных лет».)
— Кто написал «Повесть временных лет»? (Нестор, монах Киеве- Печерского монастыря.)
— Как звали первопечатника? (Иван Федоров.)
— Кто из царей приказал строить государев печатный двор? (Царь Иван Васильевич Грозный.)
Конкурс 4. «Инсценирование»
— Выберите любое прочитанное произведение из этого учебника, приготовьте инсценировку. Другая команда должна узнать его.
(На подготовку дается 5 минут.)
Конкурс 5. «Кроссворд»
— Явам даю 4 минуты, чтобы разгадать кроссворд, данный в учебнике на с. 213. Начинайте работу по моей команде.
(После команды «Стоп» дети сдают кроссворд. Проверка. Ответы: 1. Бабариха. 2. Ртуть. 3. Владычица. 4. Волк. 5. Журчит. 6. Студенец. 7. Присказка. 8. Прутик.)
— Попробуйте объяснить, почему авторов художественных произведений еще называют... (по вертикали получилось слово «художник») художниками слова. (Ответы детей.)