VII. Подведение итогов урока. €

— Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы вы ответили на вопросы: «Что правда, а что неправда»-? Что сказано «шутки ради, а что в наставленье»?

Домашнее задание

Полистать первую часть учебника, вспомнить прочитанные произведения. Принести иллюстрации к особенно понравивше­муся произведению и само произведение.

Урок 6 8. Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по I части учебника)

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и ана­лизировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся отвечать на по­ставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно.

Оборудование: КИМыдля каждого учащегося.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Контрольная работа за I полугодие

Вариант 1

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

* * *

Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.

Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.

Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкаю­щих лужах.

У чибиса необыкновенный полет, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.

Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что эта самая птица, которая только что кувыркалась над лужами, валяла дурака. Си­дящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомыс­ленный хохолок у него на голове.

Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу. Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплет. Один чибис все кувыр­кался перед ее носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придется. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.

Ю. Коваль

Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Подчеркните.

а) на реке;

б) в лесу;

в) на заливном поле.

2. Как бы вы озаглавили текст?

3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.

а) повесть; в) сказка;

б) рассказ; г) пьеса.

4. Разделите текст на три части. Озаглавьте их.

5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать чибисов? (апишите.

6. Сформулируй главную мысль текста.

7. Объясните значение выражений.

Яростно машут — ... (сильно, быстро).

Валять дурака — ... (дурачиться, резвиться).

Попасть в переплет — ... (попасть в затруднительное положение, в трудную ситуацию).

Вариант 2

— Прочитайте текст, выполните задания к нему.

* * *

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низ­ко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.

Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.

Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слыш­но далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!».

Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.

Темно скоро будет. Пора домой.

Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

— Ага, — думаю, — значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина.

Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.

Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.

Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.

Г. Снегирев

Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Подчеркните.

а) в лесу;

б) в поле;

в) на болоте.

2. Как бы вы озаглавили текст?

3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.

а) повесть; в) сказка;

б) рассказ; г) пьеса.

4. Разделите текст на части. Озаглавьте их.

5. Сформулируйте главную мысль текста.

6. Найдите сравнение в описании лягушки. Запишите. (Брюш­ко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.)

7. Объясните значение выражений. Притаился — ... (спрятался, затих). Солнце уже зашло — ... (скрылось).

КВН

(Дети делятся на 2 команды: вытягивают жетоны двух цветов.)

— Выберите капитана и название команды.

Конкурс 1. «Литературная викторина»

— Согласны ли вы с тем, что...

1. Лев Николаевич Толстой являлся автором «Аленушкиных сказок»? (Нет. ЭтоД.Н. Мамин-Сибиряк.)

2. Стихотворение «Детство» написал Иван Захарович Сури­ков? (Да. Это его стихотворение.)

3. Братец Иванушка превратился в козленочка, перекинув­шись три раза через голову. (Нет. Так он превратился об­ратно в мальчика. А в козленочка превратился, выпив воды из козьего копытца.)

4. Ленивица — героиня русской народной сказки? (Нет. Это героиня литературной сказки «Мороз Иванович». Написал Одоевский.)

5. Произведение Гаршина «Лягушка-путешественница» — это сказка о животных? (Да. Это верно.)

6. Одоевский написал сказку «Морозко»? (Нет. Это русская народная сказка. А Одоевский написал сказку «Мороз Ивано­вич».)

— Кому из сказочных героев принадлежат эти слова?

1. Я заехала к вам посмотреть, как вы живете... Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила. (Это Лягушка-путешественница.)

2. Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я... я... я... (Заяц —Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост.)

3. Дайте мне лукошко, я хоть в лес пойду — грибов наберу! (Иванушка-дурачок.)

4. Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо;

В свете ж вот какое чудо... (Корабельщики.)

Конкурс 2. «Узнайте пословицу по ее началу»

• Книга мала, а... (ума придала.)

• Выбирай книгу, как... (выбираешь друга.)

• Книга — твой друг, без нее... (как безрук.)

• Книга не самолет, а за... (тридевять земель унесет.)

— Какие еще пословицы и поговорки о книге знаете?

Конкурс 3. «Из истории книг на Руси»

— Отправимся в прошлое. Какие книги были в Древней Руси? (Рукописные книги.)

— Кто писал рукописные книги? (Ученые монахи.)

— Как называется повесть об истории Руси? («Повесть вре­менных лет».)

— Кто написал «Повесть временных лет»? (Нестор, монах Кие­ве- Печерского монастыря.)

— Как звали первопечатника? (Иван Федоров.)

— Кто из царей приказал строить государев печатный двор? (Царь Иван Васильевич Грозный.)

Конкурс 4. «Инсценирование»

— Выберите любое прочитанное произведение из этого учеб­ника, приготовьте инсценировку. Другая команда должна узнать его.

(На подготовку дается 5 минут.)

Конкурс 5. «Кроссворд»

— Явам даю 4 минуты, чтобы разгадать кроссворд, данный в учебнике на с. 213. Начинайте работу по моей команде.

(После команды «Стоп» дети сдают кроссворд. Проверка. Ответы: 1. Бабариха. 2. Ртуть. 3. Владычица. 4. Волк. 5. Журчит. 6. Студенец. 7. Присказка. 8. Прутик.)

— Попробуйте объяснить, почему авторов художественных произведений еще называют... (по вертикали получилось слово «художник») художниками слова. (Ответы детей.)

Наши рекомендации