I. Перечень вопросов для подготовки к экзамену

Институт управления и стратегического развития организациями

Кафедра истории

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой ___________(Бодрова Е.В,)

(подпись, фамилия и инициалы)

«1» сентября 2016г.

Только для студентов по направлениям подготовки 01.03.04, 09.03.01, 09.03.02, 09.03.03,09.03.04, 10.03.01, 12.03.01, 12.03.02, 12.03.04, 15.03.01, 15.03.02, 22.03.01, 27.03.01, 28.03.01, 29.03.04, 38.03.01, 38.03.02, 38.03.03, 38.03.04, 38.03.05, 54.03.01

ПЕРЕЧЕНЬ

Контрольных вопросов

И методические рекомендации

Для подготовки к экзамену

по дисциплине 80302 «История»

Обсужден на заседании кафедры

(предметно-методической секции)

«1» сентября 2016г.

Протокол № 1

МГУПИ – 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ:

I. Перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. История как наука. Методы и методология изучения истории.

2. Исторические источники

3. Русская историческая школа.

4. Великое Переселение народов в III – VI веках.

5. Происхождение и становление Киевской Руси.

6. Особенности социально-политического строя Киевской Руси.

7. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

8. Значение принятия Русью христианства в православном варианте.

9. Политическая раздробленность на Руси, ее оценка в исторической науке.

10. Монголо-татарское иго, его влияние на экономическое и политическое развитие страны.

1. Социально-экономические и политические предпосылки формирования единого Российского государства.

2. Причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении Северо-восточных русских земель. Отличие российской централизации от аналогичных процессов в Западной Европе.

3. Московское государство. Общественный и политический строй. Особенности феодализма.

11. Царствование Ивана IV (Грозного). Реформы и опричнина. Точки зрения на правление Ивана Грозного.

12. Смутное время в России: историческая обусловленность и значение для пробуждения национального самосознания. Проблема исторического выбора путей развития.

13. Итоги Смутного времени. Усиление централизации государства.

14. Экономические и социально-политические предпосылки преобразования традиционного общества в России.

15. Россия при Петре I: социально-экономическая политика, реформа органов управления и суда, формирование новой армии и создание флота, ломка старых традиций и зарождение новой культуры.

16. Внешнеполитическая доктрина Петра I: от решения национальных задач к формированию имперской политики.

17. Отличие российского самодержавия от европейского абсолютизма: характер власти, социальная структура, вид собственности, общественное сознание.

18. Значение реформ Петра I для исторического развития Российского государства.

19. Эпоха дворцовых переворотов.

20. Правление Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» в России: его характерные черты, особенности и противоречия.

21. Рост внешнеполитического и военного могущества России в ХVIII в. Российская имперская модель государственности.

22. Промышленный переворот в России. Особенности развития капиталистических отношений, формирования общероссийского рынка и третьего сословия.

23. Правление Александра I «время упущенных возможностей»?

24. Консервативная модернизация Николая I.

25. Общественно-политическая мысль в России в первой половине XIX в.

26. Буржуазные реформы Александра II в контексте общемирового развития.

27. Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора во второй половине XIX в.

28. Реформы и контрреформы в правление Александра III.

29. Социально-политические и экономические предпосылки индустриальной модернизации России.

30. С.Ю. Витте и его план форсированной индустриализации.

31. Аграрная реформа П.А. Столыпина: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.

32. Революция 1905 – 1907 гг. Изменения в политической системе. Опыт думского «парламентаризма» в России.

33. Политические партии в России начала ХХ века: генезис, классификация, программы, тактика.

34. Роль России в системе международных отношений в начале ХХ века. Первая мировая война: причины, ход, итог, последствия.

35. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и ее противоречия.

36. Общенациональный кризис в России в 1916 – 1917 гг., его истоки.

37. Февральская революция 1917 года. Двоевластие: причины возникновения и сущность.

38. Классы и партии от Февраля к Октябрю 1917 г. Кризисы власти.

39. Октябрьское вооруженное восстание 1917 года. Феномен большевизма.

40. Причины, основные этапы, итоги гражданской войны.

41. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.

42. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы.

43. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.

44. СССР в системе международных отношений накануне и 1-й период Второй мировой войны.

45. Великая Отечественная война, характер, этапы, основные события. Истоки Победы.

46. Роль антигитлеровской коалиции в разгроме фашизма.

47. Послевоенное устройство и поляризация послевоенного мира. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений и передел мира.

48. Научно-техническая революция и формирование нового облика мира.

49. СССР в мировом балансе сил. «Холодная война», причины, основные этапы, предварительные итоги.

50. «Оттепель», стагнация, перестройка, кризис: алгоритмы развития СССР в послевоенный период.

51. Распад СССР. Причины и последствия.

52. Смена модели общественного развития в 90-е гг. ХХ столетия. Итоги либеральной концепции российских реформ.

53. Современная Россия на новом этапе модернизации. 2000 г. – по настоящее время.

II. Перечень учебной литературы (руководств, пособий) для подготовки к экзамену:

а) основная литература:

1. Зуев М.Н. История России: Рек. Минобрнауки РФ в кач. Учебного пособия. М. Юрайт. 2013.

2. История Россия: Учебник / А. С. Орлов [и др.]. — М.: Проспект, 2013. — 528 с.

3. Кузнецов, И.Н. История: Учебник для бакалавров. [Электронный ресурс]: Учебники — Электрон. дан. — М.: Дашков и К, 2015. — 576 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/61077 — Загл. с экрана.

4. Кириллов В.В. История России: Рек. Минобрнауки РФ и УМО: электронный учебник. М. Юрайт. 2014

5. Беспятова Е.Б., Бодрова Е.В., Даноян В.Л. Захаров В.Ю. и др. История: Электронное издание МГУПИ: Конспект лекций. М. МГУПИ. 2015.

б) дополнительная литература:

1. История России: учебник для вузов / А.С. Орлов [и др.]. — М.: Проспект, 2015. — 528 с

2. История России для технических вузов: Учебник для бакалавров / А. А. Чернобаев [и др.]; под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. — М.: Юрайт, 2014. — 639 с.

3. Новейшая история России. 1914-2010: Учеб. пособие для бакалавров / М. В. Ходяков [и др.]; под ред. М. В. Ходякова. — М.: Юрайт, 2012. — 538 с.

4. Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов. М.: Проспект, 2008, 2009. 317 с.

5. История России в схемах: Учеб. пособие для вузов / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т. А. М.: Проспект, 2009. 303 с.

6. История России с древнейших времен до наших дней: В 2-х тт.: Учебник для вузов/Сахаров А.Н., ред. М.: Проспект. Т.1. 2009. 540 с. Т.2. 2009. 718 с.

7. История России: Рек. УМО в кач. учебно-практич. пособия для бакалавров/Е.И.Нестеренко, Н.Е.Петухова, Я.А.Пляйс. -М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. -295 с.

8. Ушаков А.В. Отечественная история ХХ- начало ХХI веков: Рек. Минобрнауки РФ в кач. Учебного пособия для вузов. М. ФОРУМ: ИНФРА- М. 2014

9. Михайлова Н.В. Отечественная история: Доп. Минобрнауки РФ в кач. учеб. пособия для вузов/Н.В.Михайлова. -М.: Кнорус, 2010. -190 с.

10. Моряков В.И. История России IX- XVIII вв.: Учебник для вузов / -М.: АСТ: СЛОВО; Владимир: ВКТ, 2010. -447 с.

11. Новейшая история России. 1914-2008: Рек. УМО в кач. учеб. пособия для вузов / Ходяков М.В., ред.-3-е изд., испр. и доп. -М.: Высш. образование, 2010. -526 с. -(Университеты России).

12. Отечественная история IX-XIX вв.: Рек. УМО в кач. учебника для вузов / Федулин А.А., ред. -М.: Кнорус, 2011. -604 с.

13. Аврех А.Я. Столыпин и судьба реформ в России.М.,1991.

14. Анисимов Е. Императрица Екатерина Великая. СПб.: Арка, 2007.

15. Апальков B.C., Миняева И.М. История Отечества: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2008.

16. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1938-2002: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.

17. Бердяев Н.И. Духовные основы русской революции. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: АСТ, 2006.

18. Блок М. Ремесло историка. М., 1986

19. Бодрова Е.В. Распад СССР: споры о будущем. М., 2016.

20. Бодрова Е.В., Гусарова М.Н., Калинов В.В. Эволюция государственной промышленной политики СССР и РФ. М., 2014.

21. Бодрова Е.В., Гусарова М.Н., Калинов В.В. Государственная научно-техническая политика в модернизационной стратегии России: монография. М., 2013.

22. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Эволюция государственной экономической политики: спорные проблемы. М., 2016.

23. Бондаренко В. Борьба за власть: Троцкий, Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 238 с.

24. Борисов Н. Иван III. Изд. 2-е испр. М.: Молодая гвардия, 2003.

25. Бородин А.П. Столыпин. Реформы во имя России. М.: Вече, 2004.

26. Брикнер А.Г. Смерть Павла I. М.: СТД, 2008.

27. Бусловский В. Н. Подвиг духа. М.: Планета, 2015.

28. Бутурлин Д.П. История Смутного времени в России в начале XVII века.

29. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. М., 1994Вернадский Г.В. Русская история. Учебник. М.: АГРАФ, 2002.

30. Вдовин А.И. История СССР от Ленина до Горбачева М. Вече. 2014

31. Взгляд на историю как на науку: Первая половина XIX века. Сост. Р.А. Киреева, К.Б. Умбрашко. М., 2009.

32. Война и общество. 1941-1945 / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов. М.: Наука, 2004. Кн.1.-2.

33. Герберштейн С. Московия / Пер. с нем.; Коммент. З. Ножниковой. М.: ACT, Астрель, 2007.

34. Горский А.А. Русь: От славянского расселения до Московского царства, М.: Языки славян, культуры,2004.

35. Гражданская война в России: перекресток мнений / Под ред. Полякова Ю.А. -М.: Наука, 1994.

36. Гумилёв Л. История Евразии. М., 2009.

37. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. Конец и вновь начало. От Руси до России / Сост. науч. ред. Р.В. Грищенков. СПб.: СЗКЭО, Кристалл; М.: Оникс, 2003.

38. Гусляров Е. Екатерина II в жизни: Систематизированный свод воспоминаний современников, документов эпохи, версий историков. М.: ОЛМА-Пресс, Звездный мир, 2004.

39. Данилов А.А. История инакомыслия в России: советский период.М.,1997.

40. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Крушение власти и армии. Февраль-сентябрь 1917.М.,1991.

41. Диккут В. Реставрация капитализма в СССР/Пер. с нем. М.: Слово; СПб.: Победа, 2004.

42. Еремина М.В. Царствование Александра III. М.: Мир книги, 2007.

43. Жуков Ю. Иной Сталин: Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг. М.: ВАГРИУС, 2003.

44. Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. М.: Проспект, 2009

45. Зарезин М. Последние Рюриковичи и закат Московской Руси. М.: Вече, 2004.

46. Зимин А.А. Опричнина.М., 2001.

47. Иловайский Д. Собиратели Руси. М.: АСТ, Астрель, 2004.

48. Иловайский Д. Царская Русь. М.: АСТ, Астрель, 2004.

49. Император Петр I Великий: Энциклопедия / Под ред. М.Л. Вольпе. М.: Зебра Е, ACT, 2007.

50. Ионов И.Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: Проблемы взаимодействия. М.: Наука, 2007.

51. История Европы. В 5-ти тт. М., 1996

52. История Нового времени: 1600-1799 годы: учебное пособие для студентов вузов/Под ред. П.Ю. Уварова. М.: Академия, 2007

53. История Отечества с древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Зотовой. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004

54. История России в схемах: Учеб. пособие / А.С.Орлов и др. М.: Проспект, ТК Велби, 2008.

55. История России для технических вузов: учебник для вузов (под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева). 3-е изд., перераб., доп. М., 2009.

56. История России: IX - XXI века: От Рюрика до Путина: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Я.А. Переходов. 4-е изд. М., Ростов н/Д.: МарТ, 2007.

57. История России: Учеб. -метод. пособие к семинарским занятиям для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. М., Ростов н/Д.: МарТ, 2007.

58. История средних веков: Учебник для вузов [В 2 т.]/Ред. С.П. Карпов. – М., 1998

59. Источниковедение. Учебник для ВУЗов. М.: РГГУ, 1996

60. Карамзин Н. История Государства Российского: В 12 т.: В 3 кн. М.: АСТ, Ермак, 2004.

61. Ключевский В.О. Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей. М.: Олма-Пресс. Образование, 2004.

62. Козляков В. Михаил Федорович. М.: Молодая гвардия, 2004.

63. Костомаров Н.И. Господство дома Романовых Рус. история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: М.: СТД, 2007. Кн. 1.543 с. Кн. 2.

64. Костомаров Н.И. Господство дома Св. Владимира: Рус. история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: СТД, 2007. 711 с.

65. Костомаров Н.И. История Руси Великой: В 12т./ Сост., примеч. С.Д. Ошевского. М.: Мир книги, 2004.

66. Курс отечественной истории IX-XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Ольштынского. – 2-е изд., испр. и доп. – М., ИТРК, 2005

67. Ломоносов М.В. Записки по русской истории. М.: Эксмо, 2007. 735 с.

68. Мир в XX веке/под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: Наука, 2001

69. Мировые войны в ХХ веке. В 4 тт. Отв. ред. О.А.Ржешевский. – М., Наука, 2002.

70. Морозова Л.Е. Смута на Руси: Выбор пути. М.: ACT, 2007. 270 с.

71. Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. 2-е изд., испр. и доп. М.: ВЛАДОС, 2002.

72. Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / Отв. ред. С.П. Пожарская. М.: ИВИ РАН, 2007.

73. Отечественная история новейшего времени: 1985-2008: Учебник для вузов / А.Б. Безбородов и др. М.: РГГУ, 2009

74. Павленко Н.И. Екатерина Великая. 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 2003.

75. Павленко Н.И. История Петра Великого. М.: Вече, 2006.

76. Платонов С.Ф. Полный курс лекции по русской истории. М.: АСТ, 2006.

77. Политические партии в российских революциях в начале ХХ века /Под ред. Г.Н. Севостьянова. - М.: Наука, 2005.

78. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время: Учебник. М.: Проспект, 2009.

79. Россия. Хроника основных событий. IX-XX вв. М., 2002.

80. Рудаков Г.П., Балашов А.И. История Великой Отечественной войны. - СПб.: Изд. дом «Питер», 2005.

81. Салов О.А. Земство - первый реальный институт местного самоуправления в России. М.: Экономика, 2004.

82. Скрынников Р.Г. Иван Грозный и его время.М.,1991.

83. Соколов Б. Красный колосс: Почему победила Красная Армия? М.: Яуза. Эксмо, 2007.

84. Соколов Б. Тухачевский. М.: Молодая гвардия, 2008.

85. Соловьев С.М. Древняя Россия. М.: Высшая школа, 2004.

86. Стариков Н. Россия. Крым. История. СПб.: Питер, 2015.

87. Философия истории и отечественная историография / Под ред. Р.Г. Пихои. – М., 2006

88. Фроянов И. Загадка крещения Руси. М.: Алгоритм, 2007.

89. Шамбаров В. Белогвардейщина. М.: Алгоритм, 2007.

90. Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России: Эпоха Александра I и Николая I. СПб.: Искусство-СПБ, 2007.

91. Широкорад А. Казачество в великой Смуте: От Гришки Отрепьева до Михаила Романова. М.: Яуза, Эксмо, 2007.

92. Эйдельман Н. Твой XVIII век. Твой XIX век. М.: ВАГРИУС, 2008.

93. Юсупов Ф. Конец Распутина: Воспоминания. М.: Эксмо, 2007.

в) программное обеспечение

Видеопрограммы

1. BBC: Великие географические открытия. DVD, Союз-Видео. 2007.

2. Великий полководец Георгий Жуков VHS, Энио-Фильм, 1997.

3. Видеохрестоматия России. XX век: Первые годы советской власти. Площадь революции. Выпуск 1 Риск, VHS, TEN – Video.

4. Иван Грозный (2 кассеты) ЦОКС, VHS, Восток В, 2001.

5. Иллюстрированная история Российского государства. DVD, Россия, 2007.780 минут

6. История Второй Мировой войны. DVD, Россия, Кварт, 2007, 145 минут

7. История государства Российского X-XIV вв. DVD, Россия, Кварт, 2007, 135 мин.

8. История России в кинодокументах. Романовы: Он всех простил / К.Р. / Поминание Киноцентр, VHS, Крупный План, 1997.

9. Обыкновенный фашизм Мосфильм, VHS, Крупный План, 1999

10. Первая русская революция. /История России ХХ века. Фильмы 6-8. Новое время, Россия, 2008. 78 мин.

11. Первая русская революция/Россия ХХ век. В 2-х частях. DVD. Кварт, 2007.

12. Россия. Забытые годы: История гражданской войны Крупный План, Castle Communications, Eastern Light, VHS, Крупный План, 1998.

13. Сталинград: подлинная история. DVD, БРОДВЬЮ ТВ. Германия, Нидерланды, Финляндия, Дания, Россия. 2007. 133 мин.

14. Февральская революция. 1917 г. От Февраля к Октябрю. / Россия. ХХ век. Выпуск 12.DVD. Пимен-ТВ, Россия, 2007.

15. Февральская революция/История России ХХ века. DVD. Фильмы 25-26. Новое время, Россия, 2008. 52 мин.

16. Февральская революция/История России ХХ века. DVD. Фильмы 27-28. Новое время, Россия, 2008. 52 мин.

8.2. базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. «Мир истории» (Российский электронный журнал) - http://www.historia.ru/

2. «Россия – XXI» (Общественно-политический журнал) - http://www.ecc.ru/XXI/RUS_21/rus_21.htm

3. Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам - http://humanities.edu.ru /

4. Каталог образовательных интернет-ресурсов - http://catalog.vlgmuk.ru/index.pl

5. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова - http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

6. Карамзин Н.М. История государства Российского - http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/karahist.htm

7. История России (Р.Г. Скрынников. У истоков самодержавия; А. Янов. В ее земле закопанные клады; А. Векслер, А. Мельникова. Монеты «господарей всея Руси» – великих князей Московских Ивана III и Василия III; Е.В. Пчелов, В.Т. Чумаков. Иван III Васильевич Великий; Г.В. Вернадский. Внешняя политика Ивана III Внутренняя политика Ивана III; В.С. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...») - http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm

8. Учебник истории для вузов под ред. И.Я. Фроянова «История России от древнейших времен до начала ΧΧ века – http://www.anriintern.com/history/rushist2/rushistory.htm

9. Воронин А.В. История Российской Государственности - http://www.lants.tellur.ru/history/voronin/index.htm

10. Интернет-проект «1812 г.» - http://www.museum.ru/museum/1812/index.html

11. Библиотека «Музея декабристов» - http://decemb.hobby.ru/

12. Вторая мировая война 1939 – 1945 - http://1939-1945.net/main.shtml

13. Победители – солдаты Великой войны -http://www.pobediteli.ru/

14. http://rushistory.stsland.ru/index.html Российская история. История России с древнейших времён до наших дней. Отечественная история

15. http://www.istorya.ru/ История России и Всемирная история

16. http://www.gumer.info/ представление различных, полярных точек зрения на исторические, культурные, религиозные события

17. http://www.rusempire.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=178

Российская империя. История государства российского. Сайт по истории России с древнейших времен по наши дни

18. http://www.polithistory.ru/ Официальный сайт государственного музея политической истории России

19. http://www.sovr.ru/ Официальный сайт Государственного Центрального Музея Современной Истории России

20. http://www.hrono.ru/index.html ХРОНОС – всемирная история в Интернете. Главным структурообразующим элементом ХРОНОСа стали хронологические таблицы и система указателей (биографических, предметных, географических, этнографических, религиоведческих и пр.).

21. http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/russia.html Атлас всемирной истории (Atlas of World History).

III. Порядок выставления оценки за экзамен – оценочные и диагностические средства:

В процессе изучения дисциплины «История» студент должен:

Знать закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России; основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории.

Уметь критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений.

Владеть навыками анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; места человека в историческом процессе и политической организации общества; навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России; навыками толерантного восприятия социально-культурные различий.

Экзамен по учебной дисциплине «История» проводится в форме собеседования по вопросам, выданным студентам заранее. Вопросы к зачету по учебной дисциплине «История» прошли обсуждение на заседании предметно-методического семинара кафедры и утверждены на заседании кафедры (обсуждение и утверждение внесено в протокол заседания кафедры).

На экзамене студент выбирает билет, состоящий из 2 вопросов из тематического перечня. Перед ответом ему предоставляется время для подготовки, обычно 30 минут. Студент отвечает на вопросы устно, но при этом им должен быть также подготовлен письменный вариант ответа. Все вопросы преподавателя студент записывает и кратко в письменном виде отвечает.

После того, как студент ответил на основные вопросы, преподаватель имеет право задать дополнительные и уточняющие вопросы, которые должны быть связаны с тематикой основных вопросов. Эти вопросы также заносятся в лист ответов.

При этом ответы студента оцениваются следующим образом:

Неуд. Не имеет необходимых представлений о проверяемом материале
Удовл. или неуд. (по усмотрению преподавателя)   Знать на уровне ориентирования, представлений. Субъект учения знает основные признаки или термины изучаемого элемента содержания, их отнесенность к определенной науке, отрасли или объектам, узнает их в текстах, изображениях или схемах и знает, к каким источникам нужно обращаться для более детального его усвоения.
Удовл. Знать и уметь на репродуктивном уровне. Субъект учения знает изученный элемент содержания репродуктивно: произвольно воспроизводит свои знания устно, письменно или в демонстрируемых действиях.
Хор. Знать, уметь, владеть на аналитическомуровне. Зная на репродуктивном уровне, указывать на особенности и взаимосвязи изученных объектов, на их достоинства, ограничения, историю и перспективы развития и особенности для разных объектов усвоения.
Отл. Знать, уметь, владеть на системном уровне. Субъект учения знает изученный элемент содержания системно, произвольно и доказательно воспроизводит свои знания устно, письменно или в демонстрируемых действиях, учитывая и указывая связи и зависимости между этим элементом и другими элементами содержания учебной дисциплины, его значимость в содержании учебной дисциплины.

Процедуры и средства оценивания элементов компетенций по дисциплине

«История»

Процедура проведения Средство оценивания
Текущий контроль Промежуточный контроль
Выполнение устных заданий Выполнение письменных заданий Выполнение практических заданий Защита лабораторных работ Защита реферата Зачет Экзамен
Продолжительность контроля По усмотрению преподавателя По усмотрению преподавателя нет нет В соответствии с принятыми нормами времени нет В соответствии с принятыми нормами времени
Форма проведения контроля Устный опрос Письменный опрос нет нет В устной форме нет В устной форме
Вид проверочного задания Устные вопросы Письменные задания нет нет задание на реферат нет Экзаменационный билет
Форма отчета Устные ответы Ответы в письменной форме нет нет Защита реферата нет Устное собеседование
Раздаточный материал Нет Справочная литература нет нет Справочная литература нет Справочная литература

Разработчик

доцент Даноян В.Л.

___________

«____»____________2016г.

Наши рекомендации