Классификация методов в исторической литературе
Задачи: 1) создание логически-последовательной, научно-обоснованной классификации; 2) проявление взаимосвязи преподавания и учения.
1. Логическое основание – образавательно-воспитательные задачи преподавания истории (в практике школы не использовался). А.И. Стражев выделил 6 задач обучения истории >>> 6 групп методов: 1) методы изучения исторических фактов; 2) методы изучения хронологии; 3) методы изучения локальности исторических событий; 4) методы изучения формирования основный исторических понятий; 5) изучение причинно-следственных связей; 6) методы изучения раскрытия закономерностей исторического развития.
«+» - 1. Классификация логически последовательна. 2. Исходит из задач обучения истории >>> ориентирует на специализацию исторического знания.
«-» - Характеристика методов делится с т.з. преподавателя, т.е. учителя.
2. Основа – источник знаний учащихся. 3 источника знаний >>> группы методов: 1) живое слово учителя >>> словесные методы; 2) наглядность >>> наглядные методы; 3) печатное слово >>> методы работы с текстом.
«-» - Характеризует в основном методы как способы работы учителя (самостоятельное обучение не до конца разработано).
Гора П.В.: 4 источника знаний >>> 4 группы методов: 1) словесные; 2) наглядные; 3) работа с текстом; 4) методы практического обучения >>> новый источник знаний – самостоятельная работа учащегося. НО! Это делает классификацию непоследовательной, т.к. организация практического метода невозможна без одного из первых трёх источников, а также, словесные, текстовые и наглядные методы рассматриваются на 2-х уровнях: самостоятельном и учительском >>> 4-й метод входит в первые три.
3. Основание – уровень познавательной деятельности учащихся. Карцов В.Г.: 1) методы создания конкретных и образных исторических представлений; 2) методы формирования общих понятий; 3) методы раскрытия диалектики исторического развития во времени и пространстве; 4) методы установления связи истории с современностью, применение исторических знаний к современности.
«-» - Уравнивает процесс познания и процесс организации познания в школе, т.е. механическое применение логической теории к учебному процессу.
4. Лернер – Скаткин: 4 ступени образования учащихся >>> 4 группы методов.
1. Репродуктивный (воспроизводимый) метод. Учитель является для учащихся источником знаний, ученик должен понять то, что даёт учитель, выучить это и воспроизвести.
2. Проблемный метод. Учитель не только даёт учащимся сумму знаний, но и формулирует проблему, в связи с которой показывает, как эту проблему решить. В ходе такой работы с историческим знанием учитель показывает, а ученик воспринимает знания и метод работы и применение его на практике.
3. Частично-поисковый метод. Организация поиска при работе с материалом при определении доли самостоятельности учащихся в овладевании информацией.
4. Исследовательский. Учащиеся сами постигают проблемы работы с исторической литературой и сами её реализуют (овладевают знаниями).
Все эти классификации одинаковы, т.к. в их основе одно логическое обоснование.
70-е годы – тенденция в литературе к использованию не одномерной, а двух-трёх мерной классификации.
Двухмерная модель: 1) по источнику знаний – 4 группы методов и их соотношение на конкретном уровне; 2) по уровню познавательной деятельности учащихся – 4 группы.
- Понятие «методические приёмы». Схема разбора.
Группы методов универсальны, т.е. используются в преподавании почти всех школьных предметов. Но в практике группы методов реализуются через совокупность приёмов (составных частей методов).
Приёмы обучения: 1) такие способы работы учителя с учащимися, которые могут быть выражены в перечня действий; 2) методические приёмы должны быть адекватны историческому материалу. >>> приёмы отличаются от методов по этим двум признакам.
Приём обучения определяется непроизвольно, т.к. каждый урок единичен и неповторим.
Для определения приёма необходим анализ исторического материала.
Схема выбора приёмов
- Исторический материал >>> 2 компонента (факты и теория);
- Из фактов выделяются две группы: главные факты (типично повторяющиеся явления и динамичные факты), неглавные факты (динамичные события и типичные явления).
Факты сами по себе обладают особой ценностью в истории и служат для анализа и построения теоретических схем и выводов. Неглавные факты выстраивают целостную картину, но не обязательны для запоминания учащимися.
Признаки главных фактов: 1. Методические критерии (воспитательно-развивающие возможности материала, уровень и особенности усвоения исторического материала (главные факты усваиваются в образной форме, второстепенные – в словесной, не образной форме, на эмпирическом уровне)). 2. Развитие теории – 4 компонента: понятия … широты обобщения, причинно-следственные связи, закономерности исторического развития, мировоззренческие выводы. Первые два компонента – через факты, вторые два компонента усваиваются самостоятельно. 3. Из главного факта выделяют отдельные элементы (природные условия, люди, эпизода события, оружие). Существуют три группы приёмов выделения элементов из факта: приёмы формирования образных представлений о главных исторических фактах (единичные события и типичные явления, о выдающихся исторических личностях), приёмы формирования не образного знания не главных исторических фактов (единичные и типичные), приёмы теоретического изучения исторического материала.
Понятияделятся на три группы по широте обобщения:
1.Частноисторические (конкретноисторические). Эти понятия усваиваются вместе с фактами. Они создают массив для словарной работы на уроке. Они обобщают конкретные явления, отражают конкретные хронологические события в узких рамках (Египет, терем, рыцарский турнир).
2.Общеисторические. Они обобщают и отражают явления конкретно по хронологическим рамкам явления (понятия формаций: раб – рабовладелец, крестьянин – феодал).
3.Социологические. Они имеют самый высокий уровень обобщения, отражают общие связи и закономерности исторического процесса: экономика, внутри-внешнеполитические события, культура, религия (класс, государство, производительные силы, цивилизация).