Если же у нас нет сожалений и наше поведение продолжает причинять вред другим, то мы наверняка начнем пить. Это не теоретические рассуждения. Это факты из нашего прошлого опыта
Нам говорят, если я своим поведением продолжаю причинять вред другим, то я обязательно напьюсь!
Подведем итоги всего сказанного о сексе. Мы искренне молимся, чтобы обрести правильный идеал, чтобы нами управляла Высшая Сила во всех сложных ситуациях, чтобы обрести здравомыслие и поступать правильно. Если проблемы секс нас сильно тревожит, значит, мы с еще большим рвением должны помогать другим. Мы думаем об их нуждах и что-то делаем для них. Это выводит нас за пределы собственного “ я”. Это умеряет страстность желания там, где подчинение ему могло бы вызвать душевную боль.
Если у меня действительно сексуальные проблемы, как всегда у нас лекарство одно и тоже - интенсивная работа с другими алкоголиками. Я с ними встречаюсь, езжу в реаб. центры, работаю по шагам. Тогда я перестаю думать о себе, я думаю о других людях и помогаю другим.
----------------------------------
Следующий параграф состоит из вопросов, которые помогают посмотреть сделал ли я 4-ый шаг или что-то пропустил.
Если мы были доскональные в нашей личной инвентаризации, то мы много написали.
Вопрос: Ты много написал в 4-ом шаге? … Ответ: Да
Мы записали и проанализировали наше недовольство, злобу и обиду.
Вопрос: Ты записал свои злобы и обиды и посмотрели на них? … Ответ: Да
Мы пришли к пониманию ее бессмысленности и разрушительности.
Вопрос: Ты пришел к пониманию, что злоба и обида бессмысленна и разрушает тебя? … Ответ: Да
Мы начали учиться быть терпимыми, понимающими и добрыми даже по отношению к нашим врагам, которых мы считаем просто больными людьми.
Вопрос: Ты начал учится относиться к людям, когда они неправильно поступают, как к больным людям? … Ответ: Да
Мы записали имена людей, которых мы обидели своим поведением, и выразили готовность возместить причиненный им ущерб, если это возможно.
Это мы написали 4 колонку инвентаризации по злобе и обиде и 4 колонку сексуальной инвентаризации. А также выразили готовность возместить причиненный ущерб, это мы будем делать в 8 и 9 шаге.
В этой книге мы будем без конца повторять, что вера сделала для нас то, что мы не могли сделать сами для себя. Мы надеемся, что убедили вас в том, что Бог может устранить своеволие, которое отторгает нас от Него. Если вы приняли решение и составили перечень основных ваших недостатков, то это хорошее начало. Из этого вытекает, что вы сумели понять изрядную долю правды о себе. Мы проглотили и переварили большие куски правды о себе.
Стр. 69
Поздравить спонсируемого с успешным окончанием 4-го шага J
Домашнее задание:
После окончания 4-го шага, дать домашнее задание спонсоренку читать 5 шаг стр. 70, 71, 72, 73-первый параграф за несколько дней до 5 шага.
Попросить спонсируемого подчеркнуть, «почему так важно делать 5-й шаг».
I. Занятие по программе
Перед тем, как начать делать 5-й шаг прочитать со спонсируемым, «почему так важно делать 5-й шаг». (Смотри объяснения ниже).
Стр. 70
Пятый шаг
ГЛАВА 6
ЗА РАБОТУ!
Что же следует делать после того, как мы оценили себя и свою жизнь с нравственных позиций? Мы пытались взглянуть по-новому на нашу ситуацию, установить новые взаимоотношения с Творцом и понять, что же мешает нам в этом. Мы признали некоторые из своих недостатков, мы в общем и целом поняли суть и причины наших жизненных неудач и выявили слабые пункты в нашем характере. Теперь нужно избавиться от наших недостатков. Это потребует от нас действий, выполнение которых будет означать, что мы признали перед Богом, перед самими собой и перед другими людьми истинную природу наших недостатков. Это подводит нас к Пятому шагупрограммы выздоровления, о которой шла речь в предыдущей главе.
Возможно, кому-то это покажется сложным, особенно обсуждение своих недостатков с другими. Мы считаем, что уже добились немалого, признав свои изъяны перед собой. Однако же в этом можно и усомниться. Наш опыт убеждает нас в том, что этого недостаточно. Многие из нас считают, что нужно идти дальше. Обсуждая эти проблемы с кем-либо другим, мы в большей мере сможем достичь внутреннего примирения, особенно если у нас есть веские причины для такого обсуждения. Сначала назовем самую вескую причину: если мы не пройдем этот важный этап, то не сможем бросить пить.
Очень простое объяснение, если не делать 5-ый шаг, то шансов на успех практически нет. (Читаем дальше…)
Время от времени новички пытались не раскрывать некоторые факты своей жизни. Пытаясь избежать унизительной необходимости исповедаться перед другими, они использовали более простые методы. Почти неизбежно они в конце концов напивались.
Стр. 71
Рассказывать нужно всё. Или как мы уже говорили раньше, «Полумеры ничем не помогли нам».
Тщательно выполняя другие требования нашей программы, они удивлялись, почему она не приносит положительных результатов. Мы считаем, что дело заключалось в том, что они как бы не завершили полностью уборки в своем доме. Они провели инвентаризацию, но не выбросили со склада самые негодные вещи. Им только казалось, что они утратили эгоизм и страх, а обрели смирение. Но в действительности они не познали в достаточной мере смирение, бесстрашие и честность, пока не рассказали кому-нибудь историю всейсвоей жизни.
Больше, чем кто бы то ни было, алкоголик ведет двойную жизнь. Он прекрасный актер. Окружающим людям он постоянно преподносит свой сценический образ. Он хочет, чтобы люди видели его именно таким. Он хочет иметь определенную репутацию, но в глубине души понимает, что не заслуживает ее.
Это несоответствие становится еще более очевидным, когда он начинает “выступать” во время запоев. Отрезвев, он испытывает отвращение, когда смутно вспоминает некоторые эпизоды. Эти воспоминания превращаются в кошмар. Он с ужасом думает, что кто-то мог быть свидетелем его выходок. Он быстро прячет эти воспоминания в глубине души. Он надеется, что они никогда и никому не станут известны. Он живет в постоянном напряжении и страхе, что заставляет его пить еще больше.
Психологи в целом согласны с нами. Мы тратили тысячи долларов на обследования. В очень немногих случаях мы вели себя так, что психологи могли помочь нам. Мы редко говорили им всю правду и редко следовали их советам. Не желая быть откровенными с этими, относившимися к нам по-доброму людьми, мы не были откровенны и с другими. Неудивительно, что медики бывают, как правило, весьма невысокого мнения об алкоголиках и считают, что их шансы на излечение ничтожны.
Если мы хотим жить долго или быть счастливыми в этом мире, нам следует быть совершенно честными перед кем-нибудь.
Если хочешь жить, то нужно быть «совершенно честным перед кем-нибудь».
Дальше описывается с кем делать 5-ый шаг.
Вполне понятно, что мы обдуманно выбираем человека или людей, с которыми можем говорить о самом интимном. Те из нас, чья религия требует исповеди, обратятся в первую очередь к тем духовным лицам, которые согласно своему сану обязаны их принять и выслушать. Те из нас, кто не принадлежит ни к какой религии, могут тоже обратиться к духовному лицу. Часто такие люди способны легко вникнуть в суть наших проблем и помочь в их решении. Но, конечно же, встречаются и люди, не понимающие алкоголиков.
Если мы не можем или не хотим вступать в контакт со служителями религии, то пытаемся найти понимающего человека среди наших знакомых, умеющего хранить тайны. Таким человеком может стать наш врач или психолог. Это может быть член нашей семьи, но мы не должны раскрываться перед женой или перед родителями, потому что это причинит им боль и страдания. Нельзя спасать свою шкуру за счет других. Мы можем рассказать все человеку, который поймет нас, но сам не пострадает от этого. Правило заключается в том, что мы должны быть требовательными к себе, но внимательными к другим.
Правил в АА мало, но они есть. Вот это одно из них.
Несмотря на потребность в том, чтобы обсудить с кем-либо свои дела, может случиться так, что рядом не окажется нужного человека. В такой ситуации можно отложить беседу до более удобного случая, но важно, чтобы мы сознавали необходимость такого шага и были готовы совершить его, как только представится возможность. Мы так говорим потому, что совершенно необходимо, чтобы для беседы был выбран правильный человек. Тот человек, который нам нужен, должен быть способен сохранить все в тайне, он должен понимать нас и одобрять наши цели, он не должен пытаться отговорить нас от выполнения нашего плана. Однако нам не следует использовать отсутствие такого человека как повод для проволочек.
Стр. 73
Решив, кому довериться, мы не должны затягивать с этим делом. У нас есть наш список, и мы готовы к длинному разговору. Мы должны объяснить нашему собеседнику, что нам нужно и для чего. Он должен понять, что речь идет о нашей жизни и смерти.
5-ый шаг, это вопрос жизни или смерти для меня, как алкоголика.
В большинстве случаев, если объяснить это человеку, то он будет польщен нашим доверием и рад оказать помощь.
Шаги
(все три шага делаются в один день)
5 шаг должен проходить в тишине и чтобы никто вам не помешал:
- Телефоны все отключены!!!
- Есть что попить
- Салфетки чтобы слезы вытирать (если человек заплачет не останавливай, пусть выплачется)
- Сигареты и зажигалка (делать перерыв на перекур, как минимум раз в час)
Планировать примерно от 5 до 7 часов:
- Планируй от 3 до 5 часов на первую часть 5 шага
- 1 час на раздумья (вторая часть 5 шага)
- 30 минут на 6-ой и 7-ой шаг
Первая часть 5-ого шага.
Молитвы:
- Спонсор - попросить Бога сделать тебя совершенным на время 5 шага ради спонсируемого.
(прочитай, сам себе, стр. 13, второй параграф - если мы просим Бога во имя других, то он нам обязательно даёт сполна)
- Спонсируемый - попросить спонсорёнка чтобы он попросил Бога, «Боже, направь мои мысли, дай ясность мыслей, мужество все сказать, и помоги найти в себе то что нужно исповедать (рассказать).»
- Вовремя 5 шага молишься за спонсируемого
(я обычно посылаю Божью любовь, использую часть молитвы Франциска, «… любить, а не быть любимым; утешать, а не быть утешенным; понимать, а не быть понятым…», и просто молюсь своими словами)
Просишь спонсируемого рассказать самый яркий поступок (секрет) в его жизни.
(Иногда спонсору нужно самому рассказать свой самый яркий поступок чтобы помочь спонсоренку расслабиться и начать рассказывать о своей жизни)
ПОМНИ - что не он делает 5 шаг, а МЫ делаем 5 шаг!
Но и не говори больше чем он, просто помогай ему вытащить все из внутри!
Если спонсируемый говорит о чем-то, что произошло в твоей жизни, то ты тоже об этом рассказываешь.
Можешь приводить примеры из Ската или моей жизни.
Скат и я даём на это тебе разрешение, чтобы ты мог лучше помочь спонсируемому понять, что он не так уж уникален и что другие люди в жизни тоже через это прошли.
(Ты может через что-то не прошел, поэтому мой и Ската опыт может быть полезен спонсируемому)
Потом спрашиваешь второй самый яркий проступок...
И так по нисходящей....
Когда он уже не знает, какой яркий, какой не яркий, то пусть рассказывает все подряд.
Самое интересное тут и начинается.... у каждого все идет по разному... здесь тебе нужна помощь Бога, чтобы помочь спонсируемому найти, что ему нужно рассказать.
Я иногда спрашиваю, расскажи все проступки в действиях и помыслах в отношении:
- к друзьям - воровство
- родителям - за что стыдно (в делах и мыслях)
- сотрудникам - месть
- знакомым - …
Иногда можно пойти хронологически по жизни
Но помни, мы ищем проступки и дефекты характера, а не истории из жизни.
Помогай спонсируемому сконцентрироваться на фактах!
5 шаг как исповедание, а не как рассказ о жизни (по крайней мере, по нашей духовной линии мы так делаем 5 шаг).
Когда вроде все рассказал (обычно все это занимает не более 3 часов) пусть берет 4 шаг и просмотрит его, может что-то вспомнит, что еще не рассказал.
(но 4 шаг читать не надо, а просто использовать, как напоминание)
После этого спрашиваешь:
- Причинял ли кому-то физический вред? (пусть расскажет, если еще не все рассказал)
- Причинял ли животным физический вред?
- Гомосексуальный опыт
- Секс с родственниками
- Секс с животными
- Аборт (мы не судим хорошо это или плохо, просто спрашиваем)
- Есть ли что-то такое, что он не уверен, стоит ли рассказывать?
(если есть пусть рассказывает)
- Есть ли что-то, что он решил не рассказывать?
(если есть то попробуй помочь ему рассказать, но не заставляй... это дело добровольное, но напомни, что если он все не расскажет, то шансы на трезвость у него не велики)
После этого смотришь ему в глаза и говоришь:
- Заметь, что я не скривился в лице и не выбежал с комнаты, когда ты мне рассказывал о своей жизни.
Я лично тебя за все прощаю!
- Я верю, что и Бог простил Тебя за все!
- Я верю, что к тому времени как ты будешь делать 12 шаг, ты сможешь принять прощение от Бога (простить самого себя).
(Можешь ему объяснить, что если ты, будучи алкоголиком его прощаешь, то Бог, будучи совершенным и любящим, подавно. Ты, спонсор, просто как пример Божьей любви ипрощения... очень не совершенный пример... но даже ты, будучи не совершенным, его любишь и за все прощаешь).
После этого читаешь обещания 5 шага.
Стр.73 второй параграф
Нужно смирить свою гордыню и рассказать все, не скрывая ни недостатков характера, ни самых темных уголков нашего прошлого.
Это единственное описание, как делать 5-ый шаг.
Далее идут обещания 5-го шага.
Совершив этот шаг и ничего не утаив, мы испытаем огромное внутреннее облегчение. Мы сможем честно смотреть людям в глаза. Мы ощутим покой и легкость в душе. Наши прошлые страхи улетучатся. Мы ощутим близость нашего Создателя. Раньше у нас могли быть отдельные элементы веры, теперь у нас появился духовный опыт. В это время многие чувствуют, что проблема алкоголизма исчезает сама по себе. Человек начинает ощущать себя на Широкой Дороге, по которой он движется в согласии с Духом вселенной.
Объясни, что это происходит у каждого по-разному, у кого-то сразу, но в основном постепенно.
Обязательно скажи, что идеально 5 шаг, как и все шаги сделать не возможно.
Если он что-то вспомнит, то пусть запишет и потом тебе расскажет.
И вообще теперь 5 шаг он буде делать постоянно:
- общаясь со спонсором, проговаривая все, что происходит в его жизни
- делая 5-й шаг с будущими спонсируемыми
- при повторном прохождении 5-го шага
Так что пусть не париться, если он боится, что что-то забыл. Он обязательно что-то еще вспомнит.
Вторая часть 5 шага:
Читаешь стр.73 третий параграф.
Вернувшись домой, нужно найти место, где можно час тихо поразмыслить в уединении над тем, что мы совершили. От глубины души мы благодарим Бога за то, что лучше узнали Его. Взяв с полки эту книгу, мы открываем страницу, на которой перечислены Двенадцать шагов внимательно исцеления. Перечитав первые пять рекомендаций шагов, мы спрашиваем себя, не упущено ли нами что-нибудь. Мы ведь строим арку, через которую выйдем в жизнь свободными людьми. Прочно ли мы строим? Все ли кирпичи лежат на своем месте? Не сэкономили ли мы на цементе, который пошел в фундамент? Не пытались ли мы сделать строительный раствор без песка?
Объясни что нужно делать в течении часа:
- Нужно уединиться на один час.
- Поблагодарить Бога за то, что лучше узнал Его.
- Взять книжку с полки.
- Прочитать первые пять шагов, и спросить себя, «не упущено ли мной что-нибудь?»
Перед тем, как оставить спонсируемого наедине, не забудь книжку положить на полку. J
Стр. 73
Шестой и седьмой шаги
Шаг
После часа возвращаешься и читаешь 6 шаг.
Если ответы на эти вопросы удовлетворяют нас, то мы можем перейти к Шестому шагу. Мы везде подчеркивали, что без готовности желания нам нельзя выздороветь. Готовы ли мы к тому, чтобы Бог освободил нас от всего, что мы считаем нежелательным для себя? Может ли Он освободить нас от всего этого? Если мы все еще не готовы хотим освободиться от всего плохого в нас, то просим Бога помочь нам обрести эту готовности желание.
Спрашиваешь, готов ли он разрешить Богу избавить его от ВСЕХ (100%) дефектов характера?
Акцентируй внимание, что он не должен сражаться с дефектами характера, БОГ избавляет его!
Дай спонсируемому задание
«Я не хочу, чтобы ты боролся со своими дефектами характера. Это работа Бога. Понятно? Твоя задача иметь готовность быть свободным абсолютно от всех дефектов характера.»
Если он не готов, то отправляй его домой молиться о готовности и звони своему спонсору. J
Но обычно они все готовы.
Стр. 73
Шаг
Читаешь молитву 7-го шага и объясняешь, что эта молитва значит:
Когда мы готовы, мы говорим примерно следующее: “Я готов хочу, мой Создатель, чтобы Ты принял меня со всем, что во мне есть, и хорошим, и плохим. Прошу тебя освободить меня от всех недостатков моего характера, мешающих мне быть полезным для Тебя и других. Дай мне силы, когда я выйду отсюда, чтобы выполнить Твою волю. Аминь”. Таким образом завершается Седьмой шаг.
- Готов ли он чтобы Бог принял его таким, какой он есть, со всем хорошим и плохим?
- Готов ли он просить, чтобы Бог избавил ТОЛЬКО от тех дефектов характера, которые стоят на пути его полезности Богу и другим?
Некоторые дефекты сразу не уйдут, Бог будет решать, какие и когда дефекты устранять.
(Пример: Боб страдал от тяги выпить 2.5 года в трезвости.
Билл 15-20 лет страдал от депрессий, особенно первые 1.5 года.
Единственный способ как Боб и Билл спасались, так это интенсивная работа с другими алкоголиками.
Как видишь, Бог использовал их дефекты, чтобы помочь другим.
Поэтому мы и не просим, чтобы Бог избавил нас от ВСЕХ дефектов, а чтобы Он сам решал, что с нами делать во благо других и для исполнения Его воли.
Как всегда, в каждом шаге, душится наш эгоизм! J
- Божью волю и работу мы делаем БОЖЬЕЙ силой, а не своими собственными силами.
А теперь на колени и попросить спонсируемого вслух прочитать молитву 7-го шага.
Потом обнялись, и поздравить с окончанием 5-6-7 шагов. J
Отправляешь спонсируемого домой отдыхать. Задание по 8-му шагу дашь в следующий раз.
Напомни спонсируемому, что скорее всего он вспомнит, что-то что он забыл рассказать в 5-ом шаге. Скажи, что это нормально. Пусть тебе перезвонит и расскажет, или пусть запишет и расскажет при следующей встрече.
Стр. 74
Восьмой шаг
Шаг
Теперь мы нуждаемся в поступках нам нужно больше действий, ибо вера без действий мертва. Изучим шаги Давайте посмотрим на шаги Восьмой
Перед тем, как начать мы зачитываем почему так важно делать 8 и 9 шаги:
На странице 74, 77:
Напомним себе, что для достижения опыта духовного пробуждения , мы решили пойти на любые жертвы и просили Бога дать нам силы и указать направление действий, чтобы совершить задуманное, какими бы ни были последствия этого для нас.