Ше­с­тое яв­ле­ние Бо­га Ав­ра­а­му. От­кро­ве­ние Свя­той Тро­и­цы

Ше­с­тое бо­го­яв­ле­ние про­изо­ш­ло у ду­б­ра­вы Ма­м­ре (то есть при­над­ле­жав­шей Ма­м­ре амор­ре­я­ни­ну, со­юз­ни­ку Ав­ра­а­ма – Быт. 14:13), где по­се­лил­ся Ав­ра­ам по­сле раз­де­ле­ния с Ло­том.

«И явил­ся ему Гос­подь у ду­б­ра­вы Ма­м­ре, ког­да он си­дел при вхо­де в ша­тер, во вре­мя зноя днев­но­го. Он воз­вел очи свои и взгля­нул, и вот, три му­жа сто­ят про­тив не­го. Уви­дев, он по­бе­жал на­вст­ре­чу им от вхо­да в ша­тер и по­кло­нил­ся до зем­ли, и ска­зал: Вла­ды­ка! ес­ли я об­рел бла­го­во­ле­ние пред оча­ми Тво­и­ми, не прой­ди ми­мо ра­ба Тво­е­го» (Быт. 18:1-3). Во вре­мя это­го яв­ле­ния Ав­ра­ам по­лу­ча­ет под­тверж­де­ние то­го, что имен­но от Сар­ры мень­ше чем че­рез год ро­дит­ся сын.

Свя­ти­тель Ам­вро­сий Ме­ди­о­лан­ский счи­тал, что в ви­де трех ан­ге­лов яви­лись три ли­ца Свя­той Тро­и­цы, – ка­жет­ся, это един­ст­вен­ное та­кое свя­то­оте­че­с­кое мне­ние. Бла­жен­ный Ав­гу­с­тин полагал, что это бы­ли про­сто три ан­ге­ла. И, на­ко­нец, це­лый ряд от­цов – это Иу­с­тин Фи­ло­соф, Ири­ней Ли­он­ский, Свя­ти­тель Ио­анн Зла­то­уст – счи­та­ли, что это бы­ло яв­ле­ние двух ан­ге­лов и Сы­на Бо­жия. Од­ним из глав­ных ар­гу­мен­тов в поль­зу это­го мне­ния яв­ля­ет­ся то, что уже по­сле это­го Бо­го­яв­ле­ния го­во­рит­ся, что два му­жа «по­ш­ли в Со­дом; Ав­ра­ам же еще сто­ял пред ли­цем Гос­по­да» (Быт. 18:22). И еще то, что имен­но со Вто­рым Ли­цом Свя­той Тро­и­цы в Пи­са­нии и свя­зы­ва­ет­ся имя Ан­ге­ла. Мы уви­дим под­тверж­де­ние это­му в по­сле­ду­ю­щих кни­гах.

Свя­ти­тель Фи­ла­рет Мос­ков­ский го­во­рит о том, что «обык­но­ве­ние Церк­ви пред­став­лять на ико­нах тай­ну Свя­той Тро­и­цы в об­ра­зе трех ан­ге­лов, явив­ших­ся Ав­ра­а­му, по­ка­зы­ва­ет, что бла­го­че­с­ти­вая древ­ность точ­но в чис­ле этих ан­ге­лов по­ла­га­ла сим­вол Свя­той Тро­и­цы, ибо, впро­чем, в ли­цах их нель­зя ис­кать се­го сим­во­ла, пое­ли­ку Бо­га От­ца и Бо­га Ду­ха Свя­то­го ни­ког­да ни­кто не пред­став­лял в об­ра­зе ан­ге­лов» [81, ч. 2, c. 122]. Не слу­чай­но, что на из­ве­ст­ной ико­не пре­по­доб­но­го Ан­д­рея Руб­ле­ва от­ме­ча­ет­ся схо­жесть ли­ков трех ан­ге­лов, так что тол­ко­ва­те­ли ино­гда пред­ла­га­ют раз­ные изъ­яс­не­ния, ка­кой ан­гел ка­кое ли­цо Свя­той Тро­и­цы со­бой пред­став­ля­ет. Этот факт под­тверж­да­ет спра­вед­ли­вость мне­ния свя­ти­те­ля Фи­ла­ре­та.

Об­сто­я­тель­ст­ва ги­бе­ли Со­до­ма и Го­мор­ры

В свя­зи с ис­то­ри­ей ги­бе­ли Со­до­ма и Го­мор­ры хо­чет­ся сде­лать сле­ду­ю­щие за­ме­ча­ния. «И ска­зал Гос­подь: утаю ли Я от Ав­ра­а­ма, что хо­чу де­лать!» (Быт. 18:17). Эти сло­ва про­ли­ва­ют свет на тай­ну про­ро­че­с­ко­го слу­же­ния. По­че­му бы и не ута­ить? Та­ко­ва Его во­ля. «Ибо Гос­подь Бог ни­че­го не де­ла­ет, не от­крыв Сво­ей тай­ны ра­бам Сво­им, про­ро­кам» (Ам. 3:7). «Я уже не на­зы­ваю вас ра­ба­ми, ибо раб не зна­ет, что де­ла­ет гос­по­дин его; но Я на­звал вас дру­зь­я­ми, по­то­му что ска­зал вам все, что слы­шал от От­ца Мо­е­го» (Ин. 15:15). Итак, Ав­ра­ам есть друг Бо­жий.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние еще вот на ка­кое об­сто­я­тель­ст­во. Ког­да Бог со­би­ра­ет­ся по­ра­зить Со­дом и Го­мор­ру, Он про­яв­ля­ет как бы не­ко­то­рую не­ре­ши­тель­ность и не­зна­ние всех об­сто­я­тельств де­ла (Быт. 18:20,21). Нас это уже не долж­но удив­лять, по­сколь­ку по­доб­ная си­ту­а­ция уже не в пер­вый раз встре­ча­ет­ся нам на стра­ни­цах кни­ги Бы­тия (Быт. 3:9-11; 4:9). И каж­дый раз она свя­за­на с тем, что че­ло­ве­ку тем са­мым да­ет­ся ка­кая-то но­вая воз­мож­ность. В дан­ном слу­чае бла­го­да­ря этой «не­ре­ши­тель­но­с­ти» Ав­ра­ам по­лу­ча­ет воз­мож­ность вы­сту­пить хо­да­та­ем к ми­ло­сер­дию Бо­жию. Он мо­лит Гос­по­да по­ща­дить го­род, и ра­ди де­ся­ти пра­вед­ни­ков Гос­подь со­гла­сен по­ми­ло­вать Со­дом и Го­мор­ру (Быт. 18:32), но да­же и де­ся­ти там не на­хо­дит­ся, хо­тя го­ро­да, ка­за­лось бы, бы­ли боль­шие. Спас­ся от­ту­да толь­ко Лот с до­черь­ми, от ко­то­рых бе­рут на­ча­ло Мо­а­ви­тя­не и Ам­мо­ни­тя­не (Быт. 19:30-38).

На­след­ни­ки Ав­ра­а­ма

По­сле рож­де­ния Иса­а­ка «уви­де­ла Сар­ра, что сын Ага­ри Егип­тян­ки, ко­то­ро­го она ро­ди­ла Ав­ра­а­му, на­сме­ха­ет­ся. И ска­за­ла Ав­ра­а­му: вы­го­ни эту ра­бы­ню и сы­на ее, ибо не на­сле­ду­ет сын ра­бы­ни сей с сы­ном мо­им Иса­а­ком. И по­ка­за­лось это Ав­ра­а­му весь­ма не­при­ят­ным ра­ди сы­на его. Но Бог ска­зал Ав­ра­а­му: не огор­чай­ся ра­ди от­ро­ка и ра­бы­ни тво­ей; во всем, что ска­жет те­бе Сар­ра, слу­шай­ся го­ло­са ее, ибо в Иса­а­ке на­ре­чет­ся те­бе се­мя. И от сы­на ра­бы­ни Я про­из­ве­ду на­род, по­то­му что он се­мя твое» (Быт. 21:9-13). Из­ма­ил от­сы­ла­ет­ся, а на­след­ни­ком обе­то­ва­ния де­ла­ет­ся Иса­ак.

Очень назидателен при­мер тол­ко­ва­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ко­то­рый мы встре­ча­ем в бе­се­дах свя­ти­те­ля Фи­ла­ре­та от­но­си­тель­но трех по­сле­до­ва­тель­ных на­след­ни­ков Ав­ра­а­ма: Ели­е­зе­ра, Из­ма­и­ла и Иса­а­ка. В их ли­це он ви­дит изо­б­ра­же­ние трех пе­ри­о­дов жиз­ни Церк­ви – па­т­ри­ар­халь­ный, под­за­кон­ный и но­во­за­вет­ный.

Кро­ме то­го в них мож­но уви­деть три ви­да ус­т­ро­е­ния че­ло­ве­че­с­кой ду­ши по от­но­ше­нию к Цар­ст­ву Не­бес­но­му.

Ели­е­зер изо­б­ра­жа­ет со­бой ес­те­ст­вен­но бла­го­ус­т­ро­ен­ную жизнь: че­ло­век на­чи­на­ет тру­дить­ся, де­лая ка­кие-то пер­вые опы­ты са­мо­от­вер­же­ния, но пре­бы­ва­ет в не­до­уме­нии и не­из­ве­ст­но­с­ти от­но­си­тель­но сво­е­го спа­се­ния. И уто­мив­шись от этой не­из­ве­ст­но­с­ти, че­ло­век на­чи­на­ет счи­тать свое при­род­ное со­сто­я­ние за бла­го­дат­ное. Он опи­ра­ет­ся на ес­те­ст­вен­ные до­б­ро­де­те­ли: че­ло­ве­ко­лю­бие, ми­ло­сер­дие, что­бы на них ос­но­вать все пра­во на­сле­дия Веч­но­го. Де­ла­ет­ся сие из про­сто­ты, и ес­ли че­ло­век мо­лит­ся Бо­гу, то ему от­кры­ва­ет­ся, что эти до­б­ро­де­те­ли, – по­рож­де­ние пло­ти и кро­ви, Цар­ст­во Бо­жие не на­сле­ду­ют. Не­ред­ко при­хо­дит­ся слы­шать о ком-то: он в Бо­га не ве­ру­ет, в цер­ковь не хо­дит, но он хо­ро­ший, до­б­рый, всем по­мо­га­ет, ни­ко­го не оби­жа­ет – раз­ве он не спа­сет­ся? Так вот, ока­зы­ва­ет­ся, что ес­те­ст­вен­ная лег­кость ха­рак­те­ра, хо­ро­шее вос­пи­та­ние, при­ят­ность в об­ра­ще­нии еще не де­ла­ют нас сы­но­вь­я­ми Бла­го­дат­но­го Цар­ст­ва, как Ели­е­зер, ко­то­ро­му Ав­рам сна­ча­ла со­би­ра­лся ос­та­вить весь свой дом, дей­ст­ви­тель­но не стал на­след­ни­ком обе­то­ва­ния.

Сле­дом Из­ма­ил, ко­то­рый вследствие не­плод­ст­ва Сар­ры ро­дил­ся от Ага­ри. Это рож­де­ние тол­ку­ет­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Без­дет­ность Са­ры и Ав­ра­ма яв­ля­ет со­бой при­мер ду­ши, ко­то­рая дол­го не чув­ст­ву­ет спа­си­тель­ных пло­дов воз­рож­де­ния и уве­рен­но­с­ти в ис­ти­не бла­го­дат­ных обе­то­ва­ний, и по не­тер­пе­ли­во­с­ти стре­мит­ся уси­лен­ны­ми дей­ст­ви­я­ми спо­соб­ст­во­вать ско­рей­ше­му при­ше­ст­вию бла­го­да­ти. Эти уси­лия, эта де­я­тель­ность про­яв­ля­ют­ся в ка­ких-то де­лах внеш­них, в де­лах внеш­не­го бла­го­че­с­тия или, как в Вет­хом За­ве­те, де­лах за­кон­ных. И вот это сме­ше­ние Ав­ра­ма с Ага­рью есть сме­ше­ние жи­во­тво­ря­ще­го ду­ха ве­ры с уби­ва­ю­щей бук­вой за­ко­на, сво­бо­ды ве­ры, ко­то­рую изо­б­ра­жа­ет Ав­ра­ам, с раб­ст­вом за­ко­на (ср. Гал. 4:24-25).

Как го­во­рит свя­ти­тель Фи­ла­рет: «В де­лах пло­ти по за­ко­ну че­ло­век мнит об­ре­с­ти пра­во на рож­де­ние, по­ве­рив в ду­хов­ное чад­ст­во Бо­жие. Эта де­я­тель­ность, нрав­ст­вен­ная по сво­е­му ис­точ­ни­ку, по­сколь­ку эти за­ко­ны про­ис­хо­дят от Бо­га или ус­та­нав­ли­ва­ют­ся Цер­ко­вью, ес­ли го­во­рить к на­ше­му вре­ме­ни, но раб­ская по сво­е­му об­ра­зу, по­это­му не об­ре­та­ет сво­е­го по­коя, сво­ей суб­бо­ты в Бо­ге». Свя­ти­тель Фи­ла­рет го­во­рит, что «в лю­дях, на­хо­дя­щих­ся в сем со­сто­я­нии, не­ред­ко при­ме­чать мож­но из­ма­и­ло­во свой­ст­во – на­ла­гать ру­ки на всех», – та­кое го­во­рит­ся Ага­ри по по­во­ду Из­ма­и­ла, что «ру­ки его на всех» (Быт. 16:12), он бу­дет по­сто­ян­но во­ин­ст­во­вать на всех, кто его ок­ру­жа­ет. В ис­то­ри­че­с­ком пла­не это обе­ща­ние ис­пол­ня­ет­ся по­столь­ку, по­сколь­ку Из­ма­и­ла сво­им пред­ком счи­та­ют ара­бы, и их во­ин­ст­вен­ная ис­то­рия на про­тя­же­нии ве­ков счи­та­ет­ся ис­пол­не­ни­ем это­го про­ро­че­с­ко­го от­кро­ве­ния Ага­ри. В ду­хов­ном смыс­ле, на­ла­гать ру­ки на всех – то есть осуж­дать всех тех, ко­то­рые идут не од­ним с ни­ми пу­тем и во­ору­жать­ся про­тив них силь­ною, но не все­гда бла­го­рас­суд­ною рев­но­с­тью» [81, ч. 2, c. 100]. Ес­ли Ели­е­зер пред­став­ля­ет со­бой со­сто­я­ние че­ло­ве­ка до­за­кон­ное, не­ко­то­рое со­сто­я­ние ес­те­ст­вен­ной пра­вед­но­с­ти, Из­ма­ил – со­сто­я­ние Вет­хо­за­вет­ное, то есть под­чи­нен­ность и раб­ст­во, то бла­го­дат­ное со­сто­я­ние сво­бо­ды изо­б­ра­жа­ет­ся Иса­а­ком, ко­то­рый есть рож­де­ние в сво­бо­ду чад Бо­жи­их.

Итак, тре­тий об­раз – это Иса­ак, ко­то­рый есть рож­де­ние в сво­бо­ду чад Бо­жи­их. Девяностодевятилет­ний Ав­ра­ам с изум­ле­ни­ем слы­шит о рож­де­нии от не­го сы­на. Это изум­ле­ние Ав­ра­а­ма на­по­ми­на­ет изумление, ко­то­рое ис­пы­тал Ни­ко­дим в бе­се­де со Спа­си­те­лем, ког­да Он ему сказал, что «долж­но вам ро­дить­ся свы­ше» (Ин. 3:7). Здесь идет речь об од­ном и том же: бла­го­дат­ное, на­сто­я­щее ду­хов­ное воз­рож­де­ние че­ло­ве­ка, его дей­ст­ви­тель­ное вхож­де­ние в обе­то­ва­ние, усы­нов­ле­ние Бо­жие про­ис­хо­дит со­вер­шен­но для че­ло­ве­ка не­по­нят­ным, сверхъ­е­с­те­ст­вен­ным об­ра­зом. Жизнь вну­т­рен­няя ут­верж­да­ет­ся на раз­ва­ли­нах внеш­них. Как го­во­рит свя­ти­тель Фи­ла­рет Московский: «Бог не от­вер­га­ет Из­ма­и­ла, но завет вечный поставляет с Исааком: Бог не отвергает дел закона, которым помоществует, и за которые предстательствует вера; но к веч­но­му с со­бой со­еди­не­нию пре­до­пре­де­ля­ет токмо бла­го­да­тью на­саж­да­е­мою в ду­ше вну­т­рен­нюю жизнь ве­ры и люб­ви» [81, ч. 2, c. 116], – все эти про­ме­жу­точ­ные ста­дии, ко­то­рые символизируют Ели­е­зер и Из­ма­ил, еще не есть то, чем на­сле­ду­ет­ся обе­то­ва­ние, а оно на­сле­ду­ет­ся имен­но бла­го­да­тью Бо­жи­ей.

Ког­да Бог да­ет Ав­ра­му обе­то­ва­ние о рождении Иса­а­ка, то пе­ча­тью это­го обе­то­ва­ния и за­ло­гом его рож­де­ния является но­вое имя Ав­ра­ам и закон об­ре­за­ния, ко­то­рые прообразуют со­бой та­ин­ст­во крещения, по­сколь­ку в кре­ще­нии хри­с­ти­а­нин по­лу­ча­ет но­вое та­ин­ст­вен­ное имя и переживает но­вое, ду­хов­ное рож­де­ние.

Наши рекомендации