Поэма В. Маяковского «Облако в штанах» и ее лирический герой
1. История создания и публикации поэмы.
2. Образная система:
а) система контрастов (мысль – сердце и др.);
б) тема любви и ее художественное воплощение;
в) эстетический бунт и новое мироощущение поэта;
г) социально-исторический и космический характер призыва к мятежу.
3. Своеобразие лирического героя Маяковского в поэме.
4. Проследить трансформацию метафор, передающих
а) пожар сердца;
б) тему поэта и людей;
в) тему революции;
г) тему искусства.
Литература
1. Альфонсов В.Н. «Нам слово нужно для жизни»: В поэтическом мире В. Маяковского. – Л., 1984.
2. В мире Маяковского: Сб. статей. – М., 1984. – Кн. 1.
3. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. – М., 1990.
4. Карпов А.С. Маяковский-лирик: Кн. для учителя. – М., 1988.
5. Кацис Л.Ф. Владимир Маяковский. Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. – М.: Языки русской культуры, 2000.
6. Литература. 11 класс: практикум. – М., 2012.
7. Машбиц-Веров М. Во весь голос: О поэмах Маяковского. – Киев, 1980.
8. Михайлов Ал. «Я хочу быть понят моей страной…»: О жизни и творчестве В. Маяковского // Лит. в школе. – 1991. – № 2.
9. Михайлов Ал. Мир Маяковского: Взгляд из восьмидесятых. – М., 1990.
10. Перцов В.О. Маяковский: Жизнь и творчество. – М., 1976.
11. Петросов Н.Г. Творчество Маяковского. – М., 1985.
12. Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура раннего Маяковского. – М., 1970.
13. Черемин Г.С. В. Маяковский в литературной критике (1917 – 1925). – Л., 1985.
14. Черемин Г.С. Путь Маяковского к Октябрю. – М.; Л., 1975.
15. Эткинд Е.Г. «Изумруды безумий». Облако в штанах»// Эткинд Е.Г. О русской поэзии ХХ века. – СПб.: Максима, 1997.
Занятие №11
Марина Цветаева о слове, стихии творчества, о читателе.
1. «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» в становлении поэта. Н. Гумилев, В. Брюсов, М. Волошин о первых книгах М. Цветаевой.
2. Слова и смыслы в поэтическом мире стихотворения «Идешь, на меня похожий...»
а) смыслообразующая роль сопоставлений (прохожий – похожий – тоже);
б) формула общения с читателем;
в) формула судьбы поэта;
г) энергия стиха, стихия слова.
3. Смысловые сопоставления в стихотворении «Вскрыла жилы: неостановимо...»
4. Сопоставительный анализ черновой и окончательной редакции стихотворения «Вскрыла жилы: неостановимо...»
5. М. Цветаева о поэте и времени, о звуке, слове, смысле в поэтическом тексте.
Литература
1. Акбашева А.С. Серебряный век: художественное и читательское творчество. Стерлитамак: СГПА, ГАНУ ИПИ АН РБ, 2011.
2. Кузьмина С.Ф. История русской литературы ХХ века. Поэзия Серебряного века: учебное пособие. – М.: Флинта, 2012.
3. Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. – М.: Эллис Лак, 1997.
4.
Занятие №12
Время и пространство в поэзии Осипа Мандельштама («Век», «1 января 1924 года»,
«За гремучую доблесть грядущих веков»)
1. Поэтика раннего творчества О. Мандельштама: система оппозиций, спряжение противоположных начал
2. Эволюция образа века.
3. Слова и смысл (время, век и др.)
4. Связь времен и лики России в художественном сознании О. Мандельштама. Древнерусская литература, эпоха античности и классицизма в произведениях поэта.
5. «Чужое» слово в поэтическом тексте Мандельштама. Влияние историософских взглядов М. Волошина на поэта.
6. Функция культуры и природы в творчестве М. Волошина
Литература
1. Аверинцев С.С. судьба и весть Осипа Мандельштама// Мандельштам О. Сочинения. В 2 томах. – Т.1.- М., 1990.
2. Заяц С.М., Акбашева А.С. Миф и Библия в творчестве М. Волошина.- Монография. – Стерлитамак, 2011.
3. Кребель И. Мифопоэтика Серебряного века.- СПб, 2011.
4. Кузьмина С.Ф. История русской литературы ХХ века. Поэзия Серебряного века: учебное пособие. – М.: Флинта, 2012.
5. Русская литература ХХ в. Монография. – Уфа: Гилем, 2009.
6.
Занятие №13
История и современность в циклах А. Блока «На поле Куликовом»
и М. Цветаевой «Лебединый стан»
1. Атмосфера и исторические события первых десятилетий ХХ века
В социальной и культурной жизни России.
2. Диалог эпох, культур, авторов в циклах «На поле Куликовом» и «Лебединый стан»:
а) мотивы, сюжеты и герои древнерусской литературы в циклах. Символические образы. Образ Ярославны;
б) блоковская концепция отечественной истории. Смысл обращения поэта к героическому прошлому России;
в) страницы отечественной и мировой истории в «Лебедином стане» М. Цветаевой;
г) спор поэта с революцией;
д) развитие темы свободы в книге «Лебединый стан»;
е) скорбь поэта «об ушедших-отошедших», утверждение вечных ценностей.
3. М. Цветаева – А. Блок: диалог поэтов.
Литература
1. Биккулова И.А. Феномен русской культуры Серебряного века.- М.:
Флинта,2012.
2. Кузьмина С.Р. История русской литературы. Поэзия Серебряного века: учебное пособие.- М.: Флинта, 2012.
3. Минц З.Г. Поэтика А. Блока. – СПб.: «Искусство-СПБ»,1999.
4. Магомедова Д.М. Комментируя Блока.- М.:РГГУ,2002.
5. Разумовская М. Марина Цветаева. Миф и действительность. – М.:Радуга,1994.
6. Серова М.В. Поэтика лирических циклов в творчестве М. Цветаевой. Научно-методическое пособие.- Ижевск: УдмГУ, 1997.
7. Акбашева А.С. Поэзия и проза Марины Цветаевой. – Стерлитамак,1999.
Занятие № 14
Ф. Сологуб. «Мелкий бес»: