Практика Познание предполагает выход на практику. Практика выступает и источником чувственных
данных и условием формирования рационального мышления.
Практика –активная, целенаправленная деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира или отдельных его фрагментов в целях удовлетворения своих потребностей. Полученные знания проверяются, уточняются, корректируются в ходе практической деятельности людей. Практика представляет собой гигантскую сферу систематического применения знаний.
Структура практики.
- Материальное производство – это целенаправленная орудийная деятельность, в ходе которой человек вторгается в природу и пытается подчинить ее себе, создать нужные себе блага.
- Социальное действие – преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений, преобразование тех или иных социальных структур.
- Научный эксперимент – активная деятельность, в процессе которой субъект искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.
Полученные знания проверяются, уточняются, корректируются в ходе практической деятельности людей. Практика представляет собой гигантскую сферу систематического применения знаний.
Функции практики в процессе познания:
- Практика – источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки;
- Практика – основа познания:человек не только наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его.Она вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием;
- Практика - цель познания:человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности;
- Практика – это критерий истины,т.е. именно на практике мы проверяем истинность, правильность наших знаний.
Формы познания.
Научное познание.
Научное познание – это специально обусловленный процесс познания законов объективного мира, результатом которого является развивающаяся система истинных знаний и методов, служащих целям преобразования действительности.
Задача научного познания – раскрыть внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития.
В.П. Кохановский выделил шесть отличий научного познания от других видов знания:
1. Главная задача научного познания – открытие объективных законов действительности, мышления, познания и т.д. Исследователь ориентируется на обнаружение существенных качеств и свойств вещей, их необходимых характеристик и выражение всего этого в системе абстракций.
2. Цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Характерная черта научного познания – объективность. Поэтому субъективизм должен быть по возможности устранен.
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на практику;
4. Научное познание – сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, закрепленных в естественном или искусственном языке (математическая символика, химические формулы и т.д).
5. В процессе научного познания применяются специальные приборы, инструменты, другое научное оборудование.
6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Это не исключает выдвижение гипотез, догадок, вероятностных суждений.
Кроме перечисленных выше, к критериям научности относятся внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость и воспроизводимость, открытость для критики и т.д. Правда и другие виды познания могут отвечать рассмотренным критериям, но там они не являются определяющими.
Особенности научного познания:
- стремление к объективности;
- обращенность в будущее.
Уровни научного познания:
- Эмпирический –выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей;
- теоретический – выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
По степени общности и сфере действия все методы научного познания можно разделить на пять основных групп: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, методы междисциплинарных исследований.
Научные методы эмпирического познания: сравнение, наблюдение и эксперимент;
Научные методы теоретического познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод.
Общелогические методы и приемы исследования: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование, системный метод.
Формы научного знания:
1. Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности (например, теория относительности А. Эйнштейна, эволюционная теория Ч. Дарвина).
2. Научный закон – объективная, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами, сформулированная словами или уравнениями;
3. Научный факт, отражение объективного факта, доказанного наблюдениями и экспериментами;
4. Гипотеза –научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.;
5. Модели – упрощенное изображение какого-либо явления.
Основные методы научного познания:
1. Синтез –процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
2. Анализ – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
3. Индукция – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от определенных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
4. Дедукция – доказательство или выведение утверждения из одного или нескольких других утверждений на основе законов логики, носящее достоверный характер.
5. Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах. Качествах, отношениях.
Социальное познание.
Особенности социального познания проявляются в следующих основных моментах:
- субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность.
- Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.
- Социальное познание является оценочным, это ценностное знание.
- Сложность объекта познания – общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии, затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер.
- Ограничена возможность применения экспериментов
- Характерной чертой социального познания является то, что в нем нельзя воспользоваться сложными приборами и техническим оборудованием – все это должна заменить , в основном, сила абстракции. Поэтому в социальном познании велика роль мышления, его принципов и методов, а, следовательно, исключительно важную роль играет «хорошая» философия и правильный метод.
К социальным явлениям надо подходить как к развивающимся и изменяющимся во
времени. Любое социальное явление может быть правильно понято и оценено лишь при условии рассмотрения его в конкретных исторических условиях и связях.
Ненаучное познание.
1. Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. В мифах наряду с рассказами о событиях, важных для людей, утверждалась принятая в данном обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Мифы служили особой «лабораторией» человеческой мысли, в которой накоплены и систематизированы в определенном порядке испытанные образцы поведения на все случаи жизни.
Мифы, сказки, эпос служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народов. Постигая опыт своего народа, индивид начинал соотносить свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей. Это была своеобразная «живая» память, сохранявшая совокупность знаний, умений, опыта, накопленного многими поколениями людей.
2. Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни. В отличие от науки, где знания – самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт». В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причем осваивает как бы исподволь, без специальных усилий, действуя по образцу.
Житейское знание основывается на народной мудрости и здравом смысле. Народная мудрость это пословицы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы. Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость.
Здравый смысл – это стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали. Здравый смысл составляет так называемое природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Он подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому себе. Здравый смысл явление достаточно консервативное, он меняется мало, новые сведения с трудом вытесняют прежние. Значимость житейского знания не следует приуменьшать, оно является важным ориентиром в повседневном поведении людей.
3. Художественное познание в наиболее развитом виде получило свое выражение в искусстве. Искусство, удовлетворяя, прежде всего, эстетические потребности людей, осваивая действительность художественными средствами, одновременно и познает мир. Специфика художественного познания состоит в целостном, а не расчлененном отображении человека и мира. Художественное произведение строится не на научных понятиях, а художественных образах. Основная черта художественного познания – самоочевидность, самодоказательность. Другой отличительный момент – оригинальность, присущая творчеству. В этом художественный метод противоположен научному. Научное познание стремится к максимальной точности и беспристрастности, исключению всего личностного, привнесенного ученым от себя. История науки свидетельствует о стремлении преодолеть любой субъективизм и сохранить лишь объективное в научном познании. В искусстве допускается художественный вымысел, то есть привнесение того, чего в таком виде в действительности нет. Мир, творимый воображением, не повторяет реальность. Вместе с тем художественный вымысел допустим лишь в отношении единичной формы выражения общего, но не самого общего: художественная правда не терпит никакого произвола.
4. Паранаука в отличие от здравого смысла, который стремится к ясности, рецептурности, грешит туманностью, загадочностью сведений. Паранаука отличается претензией на универсальность, исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии. Хотя она иногда и способствует выдвижению новых научных гипотез, для нее характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам.
5. Самопознание - это познание своего Я. По одним источникам это изречение Фалеса, по другим – Хилона. Сократ был уверен, что самопознание есть предварительное условие всякой добродетели, а Кант считал его началом всей человеческой мудрости. Самопознание невозможно вне деятельности, коммуникации и приобщения к культуре.
Истина и ее критерии.
Для того, чтобы отличить суждения, правильно отражающие объект познания, от тех, которые отражают его неверно, пользуются особыми понятиями: «истина», «заблуждение», «ложь», «правда».
С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в познании мира. Истина – есть процесс адекватного отражения действительности в сознании человека.
Заблуждение –это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину, это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании людей. Заблуждения всегда многообразны в своих проявлениях как на уровне индивидуального, так и общественного сознания людей.
Ложь, в отличие от заблуждения, является сознательным искажением образа объекта (познаваемой ситуации) в угоду конъюнктурным соображениям субъекта. Заблуждение - это как бы веха на пути к истине и иногда даже приближение к ней, а ложь лишь уводит с этой дороги. Ложь многолика и имеет разные причины – как индивидуальные, так и социальные. Она может и должна быть преодолена истиной.