На фото: Павел (слева) и Александр Сведомские
На рисунке: Михаил Гаврилович Сведомский
Первый владелец имения — Михаил Гаврилович Сведомский (1785-1847), титулярный советник пермского губернского правления, был незаурядной личностью. Один из трех сыновей протоиерея Петропавловского собора Гаврила Сапожникова, Михаил по уставу духовной семинарии получил церковную фамилию — Сведомский («с ведома Божьего»). За свою 62-летнюю жизнь увлекающийся, азартный Михаил Гаврилович преуспел во многих общественных делах, стал кавалером Ордена Святого Владимира 4 степени, но так и остался бездетным холостяком. Меценат, член Русского Географического общества, Сведомский финансирует научные экспедиции по Уралу, пермский тюремный замок, госпитали и «человеколюбивые» заведения, фундаментальную библиотеку Пермской гимназии, Пермскую Успенскую церковь, становится поборником оспопрививания. В 1826 году он покупает весьма дешево, за 50 тысяч рублей, у наследницы С. С. Яковлева «камбарскую вотчину» — лесные угодья в Осинском уезде Пермской губернии. Известно, что земля принадлежала самому Демидову, но была пустопорожней, стояла без употребления. Сведомский построил плотины и возвел на речке Большой Камбарке Николаевский винокуренный завод, а на Малой Камбарке — Михайловский. Первые дворовые и крепостные люди селились в Николаевском заводе, впоследствии здесь образовался починок Ваньчиков. Сведомский строит мельницу, поташный завод, конную ферму. Занимается разведением картофеля, пригласив из Германии специалиста-агронома, продает вино своего завода, закуски и табак в сарапульском торговом доме Лалетина, крупных городах, южных губерниях и даже отправляет 700 ведер джина в Америку. Для работы на заводе он нанимал до 150 вятских и оренбургских рабочих. Передовой помещик, Михаил Гаврилович первым в уезде ввел паровые машины, устроил первую больницу на 12 коек для рабочих, обустроил церковь во имя Архангела Михаила Черниговского и приход для 16 окружающих деревень. Духовенство проживало в барских домах имения Сведомских, пользовалось землей и имело «содержание 283 рубля серебром, прислугу, дрова и свечи».
После смерти Михаила Гавриловича в 1847 году имение Михайловское унаследовал его племянник, Александр Павлович, лесничий — отец будущих художников, после кончины которого в 1861 году владелицей стала Екатерина Осиповна Сведомская. При освобождении крепостных она щедро раздала землю крестьянам по 5 десятин на мужскую душу.
На фото: Павел (слева) и Александр Сведомские
Сыновья Александра Павловича, погодки, рожденные в Петербурге, Александр (1848-1911) и Павел (1849-1904) Сведомские, будущие художники, росли озорниками, смолоду любили рисовать и всё просили у маменьки краски. Но матушка, мечтавшая сделать детей горными инженерами, была непреклонна. Во время очередной предпраздничной поездки в Сарапул (а зимой ездили на санях прямой короткой дорогой через Каму) мальчики стянули вожделенную коробочку красок у сарапульского старика-торговца. Матушка узнала о проступке и в назидание отправила ревущих детей в Сарапул вернуть краски хозяину. Как знать, стали бы они художниками, если бы старик не отнесся к барчукам по-доброму, не подарил бы им краски, альбомы и карандаши. С этого дня начались легальные занятия братьев рисованием.
Выйдя второй раз замуж за земского врача Федора Васильевича Семенова, вдова с семейством выехала в Германию. Подростков, наконец, отдали учиться в Дюссельдорфскую художественную Академию, их образование продолжилось в Мюнхене у известных художников. Супруги вернулись в Россию, а повзрослевшие братья-художники остались за границей, переехали в Рим, сняв мастерскую, и гостили на родине, в Михайловском заводе, лишь в летние месяцы. Поэтому их называли «перелетными птицами, «русскими итальянцами». Нестеров, работавший с ними в Киеве, вспоминал о них, «несхожих абсолютно, но немыслимых порознь», как о «славных ребятах», «преоригинальных чудаках». Братьям дали шутливые прозвища: Павлу — «Попа» за сходство с попугаем, Александру — «Барон» за горделивую осанку. Эти «беспечные россияне» каждый год проводили зимние месяцы в Риме, работая над историческими и жанровыми картинами в собственной мастерской на Виа Маргутта, 33 и посещая знаменитое кафе «Греко», где собиралось интересное международное общество, временно или постоянно пребывавшее в Вечном Городе. Васнецов писал о них, как о «добрейших и милейших художниках, возле которых ютилась вся колония русских художников». Художники-академисты Сведомские большую известность получили за границей, чем в России. Они чувствовали себя в России гостями, а в "Вечном городе" — как дома. В 1879 году Павел Сведомский получил звание Почётного вольного общника и был удостоен Академией художеств серебряной медали за картины «Москва горит» и «Дочь Камелии». Участвовал в выставках Академии художеств, Санкт-Петербургского общества художников и в международных выставках. Творчество Павла Сведомского разнообразно по жанрам. Он создал серию больших исторических полотен. В последние годы жизни Павел Александрович обратился к отечественной истории и жанровой живописи («Бедная невеста», «Юродивый», « Вечер», «Пожар в Москве, 1812 год», «Казнь Ермака»). Картина «Медуза» (1882) была куплена Павлом Михайловичем Третьяковым, и при жизни коллекционера находилась в экспозиции галереи. Работа пермского собрания «Две римлянки с бубном и флейтой» дает представление об особенностях «итальянского жанра» в творчестве Сведомского.
Павел много работал, о нем чаще писали. Александр же постоянно чем-то был увлечен — то фотографией, то шахматами. Он находился как бы «в тени» своего брата. Ни по жанрам, ни по сюжетам, ни в технике живописи — ни в чем он не походил на брата. Известные сегодня его произведения — это в основном пейзажи с элементами жанра. Работы А.А. Сведомского всегда одухотворены присутствием человека. «Улица в Помпеях» 1882 года — это реконструкция не только древней архитектуры, навеянная археологическими раскопками, но и жизни в античную эпоху. Работа сразу же была куплена П.М. Третьяковым. А в 1887 году Третьяков приобрел для своего собрания картину Александра Сведомского «На берегу Тибра». Десять лет братья расписывали Владимирский собор в Киеве вместе с Нестеровым, Васнецовым, Врубелем и Котарбинским.