Песни вайшнава-ачарьев — это молитвы, которые мы должны возносить
Шрила Нароттама даса Тхакур в своих песнях молится от нашего имени. Он говорит: «О, я такой падший и низкий! Я так неудачлив, нечист, я встречаю так много препятствий на пути своей бхаджаны. Сердце мое полно страха! Но Ты, о Господь, столь милостив! Я предаюсь Твоим стопам, ибо у меня нет иного прибежища, кроме Твоих лотосных стоп! Пожалуйста, устрани все препятствия и сложности с моего пути. Тогда я смогу повторять святое имя и обрету счастье». [«Шри Према-бхакти-чандрика», песнь 3]
Шрила Нароттама даса Тхакур молится от имени всех нас. Он чувствует единство с сердцем каждого живого существа. Это необходимо понять. Но мы так глупы, мы не видим этого! Такие махаджаны, садху, махатмы, как Шрила Нароттама даса Тхакур, болеют болью всех душ, оказавшихся в тюрьме материального мира. Они чувствуют боль каждой дживы как свою собственную. Поэтому Нароттама даса молится так, как должны молится все мы. И мы должны возносить те же самые молитвы.
Милостью садху, вайшнавов и гуру вы достигнете полного успеха! Без их милости вы не сможете возносить такие молитвы. Я — муркха (глупец). Я нем. Я не могу произнести ни слова. Как же я буду молиться так, как молился Шрила Нароттама даса Тхакур? Шри-гуру-каруна. Без милости (каруна) Шри Гуру я не смогу молиться. Мне нужна милость гуру-садху-вайшнавов. Они учат нас, они заботятся о нас. Они очень милостивы, и они наши лучшие благожелатели и друзья. Они защищают нас и поддерживают нас. Без их поддержки, защиты и покровительства мы ни на что не способны. Но они всегда рядом, они всегда готовы прийти к нам на помощь, они никогда не оставят нас.
Вы чувствуете отчаяние!? Или же нет!? Если да, почему вы не плачете!? Ваше сердце из камня, оно не тает. Ваше сердце — это твердая каменная глыба. Но, если вы хотите изменить свое сердце, если вы хотите, чтобы оно начало таять, идите к садху, общайтесь с садху, слушайте садху, пусть садху ругает и наказывает вас. Это принесет вам благо. Когда садху «ударит» вас, когда он крикнет: «Мошенник!», тогда вы сможете молиться должным образом.
Итак, сегодня святой день явления самого милосердного дарителя кришна-премы, Шри Нитьянанды Прабху. Поэтому мы должны говорить о Нем и петь песни, славящие Его.
Детские игры Господа Нитьянанды*[A5]
Сегодня мы празднуем день явления папшта-паваны Шри Нитьянанды Прабху, чья милость безгранична. Дояра авадхи нитай амара. Авадхи значит «предел». Если у милости есть предел, то этот предел — великодушие Нитая. Кому под силу оценить удачу того, кто получил милость Нитая? Хено нитай бине бхай — Нитай так милостив. Какова судьба того, кто по своей неудаче не может совершать бхаджану Нитаю? Нитай на болило мукхе, маджило самсара сукхе — если человек не воспевает имя Нитая, не молится о Его милости, не служит Ему, если его привлекают только материальные наслаждения, самсара-сукха, что ждет его? Сей пашу боро дурачар — он превратится в животное (пашу), поедающее испражнения. Поэтому давайте предложим наши поклоны Нитаю и вознесем Ему наши молитвы.
Молитвы Шри Нитьянанде
санкаршанах карана-тойа-шайи
гарбхода-шайи ча пайобдхи-шайи,
шешаш ча йасйамша-калах са нитйа-
нандакхйа-рамах шаранам мамасту
«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.7
«Пусть Шри Нитьянанда Рама станет объектом моего постоянного памятования. Санкаршана, Шеша Нага и три Вишну, возлежащие на океанах Кшира, Карана и Гарбха,*[A6] — всего лишь Его частичные проявления или части Его полных частей».
майатите вйапи-вайкунтха-локе
пурнаишварйе шри-чатур-вйуха-мадхйе
рупам йасйодбхати санкаршанакхйам-
там шри-нитйананда-рамам прападйе
«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.8
«Я предаюсь лотосным стопам Шри Нитьянанды Рамы, который есть Санкаршана в Чатур-вьюхе [четверичной экспансии — Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха]. Ему принадлежат все богатства. Он пребывает на Вайкунтхе, далеко за пределами материального творения».
майа-бхартаджанда-сангхашрайангах
шете сакшат каранамбходхи-мадхйе
йасйаикамшах шри-пуман ади-девас
там шри-нитйананда-рамам прападйе
«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.9
«Япредлагаю свои поклоны стопам Шри Нитьянанды Рамы, чье частичное проявление — Каранодакашайи Вишну, возлежащий на водах океана Карана, — есть изначальный пуруша, повелитель иллюзорной энергии и источник всех вселенных».
йасйамшамшах шрила-гарбхода-шайи
йан-набхй-абджам лока-сангхата-налам
лока-сраштух сутика-дхама дхатус
там шри-нитйананда-рамам прападйе
«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.10
«Я в почтении склоняюсь к стопам Шри Нитьянанды Рамы, частью части которого является Гарбходакашайи Вишну. Из пупка Гарбходакашайи Вишну вырастает цветок лотоса, на котором рождается Брахма — творец вселенной. Стебель этого лотоса несет в себе бесчисленное множество планет нашей вселенной».
йасйамшамшах паратмакхиланам
пошта вишнур бхати дугдхабдхи-шайи
кшауни-бхарта йат-кала со 'пй анантас
там шри-нитйананда-рамам прападйе
«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.11
«Я с благоговением кланяюсь стопам Шри Нитьянанды Рамы, чье вторичное проявление есть Вишну, возлежащий на океане молока. Этот Кширодакашайи Вишну — Сверхдуша, которая пребывает в сердцах всех живых существ и поддерживает все вселенные. Шеша Нага есть Его следующее проявление».
Пришелец из Двапара-юги
Детские игры Нитьянанды (бала-лила) проходили в деревне Экачакра-грама, что неподалеку от Навадвипы. Его отца звали Хадай Оджха, а мать — Падмавати. У Нитая был младший брат, Банка-Райя, с которым Он любил розыгрывать кршина-лилы и рама-лилы. «Банка» означает трибханга-лалита, «изогнутый в трех местах», а «Райя» — это Радхарани. Таким образом, Банка-Райя значит «единение Шьямасундары и Радхарани», то есть Гаура.
Однажды братья отправились в гости к отцу Своего дяди по материнской линии, в деревню Маюрешвара. Жители деревни предупредили мальчиков, что в ближайшем лесу прячется огромная ядовитая кобра, которая проглатывает каждого, кто входит в ее владения. Но братья не стали слушать старших и бесстрашно направились в джунгли.
Кобра жила под деревом тамал. Услышав шаги, она с шипением выползла из своего укрытия и раскрыла капюшон. Однако это ничуть не испугало Нитьянанду, который смело приказал чудовищу: «Эй! Стой! Ты кто такая? Ты почему досаждаешь ни в чем не повинным живым существам?» Нитьянанда Прабху есть Сам Нагараджа Ананта — повелитель змей. Поэтому кобра подчинилась Ему и рассказала свою историю, которая началась в Двапара-югу.