Анализ микро- и макроуровней поэтической структуры
ТЕМЫ И ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по Теории литературыдля студентов 4 курса русского и башкирского отделения филологического факультета (2010 2011г)
Занятие № 1
Поэтика» Аристотеля
1. Общая композиция «Поэтики» (реконструкция замысла).
2. Мимесис как основа творчества: предмет, различные средства и способы подражания.
3. Теория драмы Аристотеля:
- шесть основных частей трагедии;
- разновидности фабулы (=сказаний);
- требования, предъявляемые Аристотелем к характерам трагедии и речи.
4. Понятие катарсиса; различные трактовки данной категории в истории эстетической мысли.
Литература
1. Аристотель Об искусстве поэзии. М., 1957 (вступит ст. Н.И. Новосадского).
2. Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. Л., 1967.
3. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1968.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. С. 202-206.
Занятие № 2
Теоретическая модель символа и его роль в культуре
1. Теоретическая модель символа: его свойства* и структура, типология.
2. Роль символа в культуре.
3. Средневековье как особая символическая система:
- символическая картина мира; собор и Книга как символические аналоги мироздания;
- символическая концепция личности;
- язык науки как «диалект» символического языка христианской культуры (математика, история, география);
Примечания: для того, чтобы раскрыть уникальную природу символа, сопоставьте его с другими эстетическими категориями и понятиями: художественным образом, знаком, аллегорией, типом, вечным образом.
Практическое задание:исходя из описанной выше теоретической модели символа, дайте интерпретацию центральному христианскому символу «крест». Для этого может быть использована следующая литература:Мифа народов мира. М., 1988; Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб.: А.Сойкин и др.
Литература
Основная
1. Аверинцев С.С. Символ // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С.378-379.
2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
3. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Лотман Ю.М. Избр. ст.: В 3 т. Т.1. Таллинн, 1992. С.191-200.
Дополнительная
Лосев А.Ф. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
Занятие № 3 - 4
Смеховая культура» средневековья и ренессанса
(концепция М.Бахтина)
Часть 1.
1. Двумерность культуры средневековья и ренессанса.
2. Основные формы народной смеховой культуры.
3. Карнавал как «вторая жизнь» народа:
- «кризисное» время карнавала;
- особая логика карнавала;
- природа карнавального смеха;
- функции карнавала в культуре.
Рефераты и сообщения
1) Октябрьская революция и послеоктябрьский быт в свете карнавальной традиции.
- Часть 2
4. «Гротескный реализм» народной смеховой культуры:
- понятие гротеска у Бахтина (этимология термина)
- природа «гротескного тела», его соотношение с классическим каноном;
- гротеск как исторически изменчивая категория (возрожденческий гротеск и романтический).
Рефераты и сообщения
1)Образ гротескного тела в живописи И. Босха и П. Брейгеля.
2)Метаморфозы христианской модели мира в «Божественной комедии» Данте.
3)Концепция смеховой культуры М. Бахтина и роман У. Эко «Имя розы».
Литература
Основная
1) Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.С.8-69.
Литература по вопросам
1: Там же. С.8-69,
2: там же. С.159-217, 477-479.
3: Там же. С.69-159.
4: Там же. С.31-63.
Литература для сообщений
1. Гершензон-Чегодаева А.М. Средневековая художественная традиция и творчество И.Босха и П.Брегеля // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978. С. 168-184.
2. Иванов В. Предисловие к роману У.Эко «Имя розы» // Иностранная литература . 1988. № 8. С.3-7.
3. Химич В.В. Карнавализация как стилевая тенденция в литературе 1920-х годов // ХХ век. Литература. Стиль. Стилевые закономерности русской литературы ХХ века (1900 – 1930 гг). Екатеринбург, 1994. Вып. 1. С. 46-58.
Занятие № 5 - 6
Анализ микро- и макроуровней поэтической структуры
Часть 1: Микроуровни поэтической структуры
1. Понятие о системе и структуре. Поэтический текст как система уровней.
2. Макроуровни поэтической структуры и их значение:
1) «грамматика поэзии» (Р.Якобсон): виды грамматических фигур, роль местоимений в поэтическом тексте, виды «грамматических ошибок».
2) фонологическая организация поэтической структуры, соотношение звука и смысла.
3) ритмический уровень стиха; понятие «семантической окраски» и «семантического ореола» метра.
Часть 2: Макроуровни поэтической структуры:
3. понятие поэтической онтологии или картины мира:
- разведение понятий «текст» и «язык» (синтагматика и парадигматика, вариативность и анвариантность);
4. Ценностная иерархия уровней и проблема художественной целостности.
Текст для анализа:М. Цветаевой «Расстояния, версты, мили…»
Задание по тексту:
1. Определите тему стихотворения, укажите, какие словесные образы и формы являются ее основными носителями.
2. Выделите глагольные формы, определите основной способ их образования. Рассмотрите глаголы с точки зрения морфологических признаков и семантики. Установите их роль с раскрытии темы и идей стихотворения.
3. Проанализируйте номинативную лексику стихотворения, разбив ее на несколько семантических групп.
4. Сформулируйте основную идею стихотворения и сделайте вывод о его формально-смысловой целостности.
Литература
Общая
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С.18-132.
Литература по вопросам
I.
1. Лотман Ю.М. Указ. соч. С. 25-28.
II.
1. Лотман Ю.М. Указ. соч. С. 82-90.
2. Шапир М.И. «Грамматика поэзии» и ее создатели // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. Т.46. №3. С.221-227.
3. Шапир М.И. «Семантический ореол метра»: термин и понятие // Литературное обозрение. 1991. №12. С.36-40.
4. Успенский Б.А. К поэтике Хлебникова: проблема композиции // Успенский Б.А. Избр. труды: В 2т. Т.2 С. 242-245 (подробный конспект или ксерокопия).
5. Якобсон Р. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. М., 1983. С. 462-472.
III.
1. Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. Избр. тр.: В 3т. Таллинн, 1993. Т.3. С.145-171.
IV.
1. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. С. 26,97, 116-117.
Дополнительная литература
Гаспаров М.Л. Семантический ореол метра (К семантике русского 3-х стопного ямба)// Лингвистика и поэтика. М., 1979. С.282-308.
Занятие № 7
Структурный анализ поэтического текста: контрольная работа.
Занятие № 8
Проблема Автора в отечественном литературоведении (основные концепции)
1. Разграничение автора биографического и автора «творческого».
2. Образ автора в лингвистической поэтике В.В.Виноградова:
- речевой характер образа автора;
- проблема своего и «чужого» слова для автора в тексте.
3. «Диалогическая активность» автора в тексте (концепция М.М. Бахтина):
- термин «образ автора» как логическая ошибка;
- автор и герой; позиция «вненаходимости» автора по отношению к герою, смысл такой позиции;
- автор и читатель;
- дискуссионность и в то же время схождение концепций Виноградова и Бахтина.
4. «Точка зрения» как форма авторского присутствия в тексте (концепция Б. Успенского):
- понятие о «точке зрения»;
- классификация точек зрения.
Текст для анализа:Лесков «Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе»
Задание по тексту:
- 1) определите, в каких субъектных формах выражается в тексте авторское сознание;
- 2) покажите стилистическое различие речи рассказчика и повествователя, для этого сравните их словоупотребление, словообразование и синтаксисеский строй их фраз;
- 3) определите их позицию в тексте по отношению к основной истории;
- 4) сравните пафос речи и ценностную позицию рассказчика и повествователя.
Литература
1. Бонецкая Н.К. проблема методологии анализа образа автора // Методология анализа литературного произведения. М., 1988. С. 60-86.
Литература по вопросам
2.
Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.
3.
1. Бахтин М. Автор и герой в эстетической реальности // Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С.8-18; 172-192.
2. Бахтин М. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского. М., 1979. С.54-89.
4.
1. Успенский Б. Поэтика композиции. М., 1970.
2. Тамарченко Н.Д. Точка зрения // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999. С.425-432.
3.
Занятие № 9