Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Итоговый контроль по дисциплине (промежуточная аттестация) осуществляется в форме зачета.
Текущий контроль по дисциплине осуществляется в устной и (или) письменной форме и связан в т. ч. с проверкой самостоятельной работы бакалавров. Формы текущего контроля:
- коллективное / парное / групповое /, индивидуальное собеседование по выполненным домашним заданиям, анализ результатов самостоятельной работы студентов;
- проверка законспектированной литературы, подготовленных выписок, таблиц, схем и др.;
- проверка и обсуждение подобранных материалов, выполненного предметного анализа;
- анализ презентаций, подготовленных студентами;
- написание эссе.
Фонд оценочных средств согласуется с дескрипторами, представленными в таблице 1.
6.1 Задания для самостоятельной работы:
1) Сгруппируйте по четырем направлениям приведенные ниже афоризмы. Направления:
- история – занятие полезное;
- история – занятие вредное и опасное;
- история – воспитательница души;
- история – просветительница ума.
Афоризмы:
1. «История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины» (Цицерон).
2. «Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю…» (Плутарх).
3. «Наука истории не есть та неопределенная и бесплодная наука фактов и чисел, которая ограничивается знанием того, когда умер тот или другой бесполезный или вредный миру человек, – наука словаря, отягчающая память, не просвещая ума…» (Вольтер).
4. «Познание минувших времен и познание стран мира – украшение и пища человеческих умов» (Леонардо да Винчи).
5. «Историк напоминает деяния… Картины его полезны для всех веков, для всех народов, для всех состояний: злодей трепещет его пера и нередко обращается на путь добродетели» (Н. М. Карамзин).
6. «Иль в зеркало времен, качая головой,
На страсти, на дела зрю древних, новых веков,
Не видя ничего, кроме любви одной
К себе, – и драки человеков» ( Г. Р. Державин).
7. «Мыслящий исследователь вглядывается в памятники прошедшего для того, чтобы найти в этом прошедшем материалы для изучения человека вообще, а не для того, чтобы погрозить кулаком покойнику Сидору или погладить по головке покойника Антона» (Д. И. Писарев).
8. «В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений» (В. О. Ключевский).
9. «Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории» (Олдос Хаксли).
10. «История не только откровение Бога, но и ответное откровение человека Богу» (Н. А. Бердяев).
11. «История является самым опасным когда-либо произведенным продуктом интеллекта. Она делает нации желчными, спесивыми, невыносимыми и пустыми» (Поль Валери).
12. «Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание Первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом “отравления историей”» (Х. Г. Уэллс).
13. «Среди факторов национального сплочения ведущую роль, похоже, все-таки играет история… Каждый народ придает своему прошлому более или менее легендарный имидж, призванный оправдать его деяния и притязания. Преподавание истории во всех странах является, по сути дела, воспитанием патриотизма, средством развития националистических чувств в душах молодого поколения» (Морис Дюверже).
2) Проанализируйте приведенные ниже высказывания современных ученых об исторической науке. Какие устоявшиеся в обществе представления они подрывают? Какие новые идеи формулируются их авторами? Результаты занесите в таблицу. С какими утверждениями Вы согласны, с какими нет?
Устойчивые представления | Новые идеи |
История – это объективная наука | |
Задача историка – открыть правду (истину) | |
История – это постепенное накопление и передача потомкам правильных знаний | |
Заниматься историей должны только профессиональные историки |
1. «Истории нет – есть только историки» (Люсьен Февр).
2. «История – это то, что делают историки» (Антуан Про).
3. «История определяется как результат концептуальных построений и толкований историков, всегда незавершенных и открытых для обсуждения» ( Ю. Н. Афанасьев).
4. «История – это то, что мы можем сделать с тем, что дошло до нас из прошлого, с учетом трех главных ограничений, накладываемых на слово “можем”. Прежде всего, прошлое не открывает свои тайны, несмотря на то, что каждый день мы, казалось бы, что-то узнаем о нем… Второе ограничение связано с тем, под каким углом зрения мы смотрим на наш материал… Мы постоянно отбираем сведения о прошлом, и, несмотря на все наше стремление к тщательному отбору, сам этот процесс означает отказ от большого количества материалов. Третье ограничение связано с нашим умением понять прошлое…» (Джон Файнс).
5. «Историк – дитя своего времени, и его труд не может не нести на себе отпечатка эпохи… Меняется перспектива, смещается “точка отсчета”, и история приобретает иной облик, получает новую оценку… » (А. Я. Гуревич).
6. «Чтобы обрести собственное прошлое, мы будем должны рассказать о нем себе заново» (Ян Гросс).
3) Проанализируйте приведенные ниже определения истории. Подумайте, какие определения соотносятся с объектом исторического исследования, какие – со способами изучения. Результаты оформите в таблицу:
История как объект исследования | История как способ исследования |
«История (греч. historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано): а) процесс развития природы и общества; б) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии; в) ход развития чего-либо; г) прошлое, сохраняющееся в памяти людей; д) рассказ; е) происшествие» [1].
В каждой группе определений ранжируйте объекты исследования по их масштабам, а способы исследования – по уровням обобщения.
Подумайте, какие проблемы возникают при использовании слова «история» в связи с многозначностью его значений.
В каких значениях использовано слово «история» в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
«Правдин (Митрофану). А далеко ли в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесятое царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?..
Митрофан. Нет. Наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью».
4) Какие виды исторического познания вам известны? Продолжите их перечень:
научное, ….
5) Выясните на основе литературы, что такое исторический источник, каково его значение в исторических описаниях и объяснениях, какие виды исторических источников имеются в распоряжении историка.
6) Опишите, с какими историческими источниками вы уже знакомились на уроках истории в 10–11 классах? О чем они вам «поведали»?
7) Есть ли в современном вашем окружении (в городе/селе, дома и т.д.) исторические источники? О чем они могут рассказать историку?
8) Установите соответствие: укажите рядом с фамилией историка букву(ы), обозначающую(ие) написанные им произведения.
ИСТОРИКИ | ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
1. В. Н. Татищев 2. Н. М. Карамзин 3. С. М. Соловьев 4. В. О. Ключевский 5. М. Н. Покровский 6. Л. Н. Гумилев 7. И. Я. Фроянов | A. «История государства Российского» в 12 томах Б. «История России с древнейших времен» в 29 томах B. «История российская с самых древнейших времен» Г. «Курс русской истории» Д. «Русская история в самом сжатом очерке» Е. «Записка о древней и новой России» Ж. «Киевская Русь: очерки социально-политической истории» 3. «Древняя Русь и Великая Степь» И. «Этногенез и биосфера Земли» |
9) Познакомьтесь с приведенной ниже подборкой фрагментов текстов из справочной литературы и ответьте на вопросы:
а) Какова этимология слова «история»? В каких смыслах может употребляться этот термин?
б) Что общего во всех приведенных определениях истории как науки?
в) Согласны ли Вы с определением объекта истории, данным М. Ю. Брандтом и Л. М. Ляшенко?
г) Что в приведенном отрывке из «Википедии» Вы бы скорректировали или заменили, почему?
ВИКИПЕДИЯ
История (греч. Ιστορία, «исследование») — сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом, знание о котором прежде всего черпается из письменных источников. Ученые, работающие в этой области науки, называются историками. Они используют рассказы современников для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Считается, что люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого.
Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В древнеримской историографии (отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.
Николаос Гизис. Аллегория истории, 1892 г.
Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре, считаются обычно частью культурного наследия, а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины.