IV э т а п. Работа над зрительным образом словарного слова.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте – ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.
Этимологические справки должны быть доступны для восприятия младшими школьниками.
Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом.
О з н а к о м и т е л ь н а я р а б о т а с о с л о в а р н ы м с л о в о м
с т р о и т с я в с л е д у ю щ е м п о р я д к е:
постановка цели;
предъявление нового слова, чтение, уточнение его значения, частичный звукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы;
орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове;
сообщение учителем или учащимися этимологической справки, краткая схематическая запись ее на доске, в тетрадях или словариках, например:
Объяснение учителя | Пример записи в тетради |
Деревня – от слова «дерево»; место, очищенное от деревьев; крестьянское селение. Однокоренные слова: деревянный, деревенский и др. | Деревня – проверочное: дерево |
Земляника – от «земля»; земляная ягода | Земляника – проверочное: земли |
Петух – от слова «петь»; с помощью суффикса -ух | Петух – проверочное: петь |
Рябина – от слова «рябой» – пестрый, покрытый пятнами другого цвета; имеющий щербины, рябины, углубления. Однокоренные слова: рябой, рябчик, рябинник (заросли из кустов рябины) | Рябина – проверочное: рябчик |
подбор однокоренных слов;
составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.
Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В этих случаях можно использовать такой прием, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким АССОЦИАТИВНЫМ ОБРАЗОМ, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Т р е б о в а н и я к а с с о ц и а т и в н о м у о б р а з у:
а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;
б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
А с с о ц и а т и в н а я с в я з ь м о ж е т б ы т ь в ы я в л е н а п о р я д у п р и з н а к о в:
– по цвету; – месторасположению;
– количеству; – форме;
– действию; – материалу;
– звучанию; – вкусу;
– назначению; – массе и т. д.
Р а б о т а н а д с о з д а н и е м а с с о ц и а т и в н о г о о б р а з а
в к л ю ч а е т с л е д у ю щ и е э т а п ы:
1) записать словарное слово и поставить ударение;
2) выделить (подчеркнуть) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании;
3) выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив цветом сомнительную орфограмму;
4) найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова;
5) изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок), и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму;
6) прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую сомнительную орфограмму.
Ценность данного приема работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь.
На начальном этапе работы с использованием приема ассоциативного образа учитель сам показывает и создает образы. В дальнейшем уже ведется совместный разбор словарных слов, учитель выполняет лишь роль помощника. И уже потом учащиеся выполняют данные задания самостоятельно. В свою работу учитель может включать домашние задания типа «Составьте авторскую книжку словарных слов со своими ассоциативными образами».
Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном порядке как непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более высоком уровне обученности. Так, в словах «корова», «молоко», «город», «деревня» полногласия «-оро-», «-оло-», «-ере-» пишутся всегда с буквами «о» и «е». в том, что это полногласия, а не случайные сочетания, легко убедиться, подбирая проверочные родственные слова: «город – град» («-оро-» чередуется с «-ра-»), «деревня – древо, древесный» («-ере-» чередуется с «-ре-»), «молоко – млека, млечный» («-оло-» чередуется с «-ле-»).
Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование мнемонических приемов. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.
Часто на помощь в работе над трудными словами приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами, например:
Вот каникулы настали,
До свиданья, школа!
Мы теперь уже с тобой
Встретимся не скоро,
Но как радостно нам после
Лета золотого
К твоему порогу, школа,
Возвращаться снова!
В. Броневский
Тетрадки в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
– Грамматика!
А в клетку тетрадка ворчит:
– Математика!
На чем примирились тетрадка с тетрадкой,
До нас до сих пор остается загадкой.
В. Берестов
Для формирования орфографического навыка, навыка правописания словарных слов учитель может использовать литературный материал: стихотворения детских поэтов, фрагменты из художественных произведений для детей.
Эффективному запоминанию орфограмм словарных слов помогает использование стихотворений с опорами и РИФМОВОК-ПОДСКАЗОК. В ходе работы с подобным дидактическим материалом важно обеспечить сначала понимание детьми логики стихотворения, а затем сосредоточить их слуховую и зрительную память на запоминание правильного написания включенных в него словарных слов. Для этого каждое стихотворение или рифмовка пишутся на отдельной табличке, плакате, а словарные слова, включенные в них, выделяются красным или другим ярким цветом. Ниже, под стихотворением, выписываются столбиками словарные слова, в которых другим цветом выделяется только запоминаемая буква, то есть «очень опасное» место.
Стихотворение или рифмовка читаются сначала учителем, затем один-два раза учащимися хором и индивидуально. Потом выделяются словарные слова и акцентируется внимание детей на той гласной, написание которой надо запомнить, а сами слова записываются в словарик или в тетрадь. Если словарных слов в предложенном стихотворении-опоре много, число уроков, на которых будет выделяться время для словарной работы, можно увеличить. Все зависит от уровня развития учащихся данного класса.
Важно отметить, что часто в каком-либо слове написание одной или нескольких букв приходится запомнить, а другой или других проверить. С такими словами необходимо работать больше. И чтобы не путать «опасные» и «очень опасные» места, следует подчеркивать их по-разному: первые – одной чертой, вторые – двумя (лучше для этого использовать зеленый цвет).
Стихотворения отличаются и объемом, и тематикой, и наличием словарных слов разной сложности произношения и написания, разным их количеством. Большое их количество дает учителю возможность не только варьировать ими, но и делать каждую встречу со словарем более интересной и познавательной. К тому же большинство стихотворений содержит определенный воспитательный потенциал, реализуя который учитель в ненавязчивой форме может решать на уроках задачи трудового, нравственного и эстетического воспитания. Частое включение стихотворений в уроки положительно сказывается на развитии внимания и памяти учащихся, позволяет расширить словарный запас, диапазон грамотного письма детей.
Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием учитель может использовать прием замены развернутого определения одним словом из «Словаря».
Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания типа «Ответьте письменно одним словом» и т. д.
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
Объект словарной работы – слово. Оно является сложной и многогранной единицей языка. Так, в каждом слове различаются его звуковая (а на письме – буквенная, графическая) оболочка, составляющая «природную материю» слова, его лексическое значение и значение грамматическое.
Слово как смысловая единица, как носитель знаний представляет собой частицу знаний, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи. Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.
Более рациональной является такая методика словарно-орфографической работы, когда в процессе изучения правописания слов данной категории детям будут предлагаться задания, которые наряду с орфографическими задачами преследуют и лексические цели, то есть будут направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на активизацию словарного запаса.
Только в этом случае словарно-орфографическая работа станет и содержательной, и интересной для учащихся, а стало быть, и более эффективной, ибо всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника.
Для эффективного усвоения трудных слов необходимо рассматривать в единстве все стороны словарного слова: его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается комплексный и одновременно разносторонний подход к каждой языковой единице.
можно классифицировать все в и д ы у п р а ж н е н и й н а д с л о-
в а м и с н е п р о в е р я е м ы м и г л а с н ы м и п о н а п р а в л е-
н и я м:
1) фонетические упражнения;
2) словообразовательные упражнения;
3) морфологические упражнения;
4) синтаксические упражнения;
5) упражнения лексического характера;
6) упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;
7) упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы учащиеся научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все эти упражнения способствуют формированию фонематического слуха и речевых навыков. В результате фонетических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, алфавите.
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате таких упражнений формируются навыки правописания однокоренных словарных слов, умение разбирать слова по составу.
Предлагая учащимся задания, направленные на усвоение словарных слов, учителю необходимо связывать эти задания с изучением программного материала по морфологии и орфографии.
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы, разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число. Эта работа проводится для того, чтобы научить детей осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме. Это особенно важно во 2–4 классах, когда большая насыщенность уроков учебным материалом требует от учителя и большей продуманности в организации словарно-орфографической работы.
На примере темы «Имя существительное» покажем, как проводили работу по усвоению правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Имена существительные составляют большинство словарных слов. Работу в связи с усвоением существительных с непроверяемыми написаниями в период изучения темы «Имя существительное» в 3–4 классах можно организовать в следующих направлениях:
– включение данных слов в подобранные учителем грамматико-орфографические упражнения;
– выполнение работ с использованием орфографического словаря, направленных на совершенствование грамматических знаний по изучаемой теме, а также на усвоение орфографических трудностей слов.
Часто работа с указанным учителем словарным словом выполнялась самостоятельно по плану:
1) найди слово в «Словаре»;
2) поставь ударение;
3) найди и выпиши букву, правописание которой следует запомнить;
4) поставь к слову вопрос и определи, к какой части речи оно относится;
5) запиши, с какими словами можно употреблять данное слово;
6) запиши однокоренные слова, определи их принадлежность к определенной части речи;
7) выдели окончание, определи род, склонение данного словарного слова;
8) образуй падежные формы родительного, дательного и предложного падежей.
Запись своей работы над словами с непроверяемыми орфограммами учащиеся оформляют в виде таблицы.
Слово | Гласная для запоминания | Вопрос, часть речи | С какими словами можно употреблять данное слово | Однокоренные слова |
герой | Е | кто? сущ. | известный прославленный | героический героизм |
песок | Е | что? сущ. | речной золотистый | песчаный песчинка песчаник песочница |
береза | Е | что? сущ. | кудрявая русская | береста березняк березовый подберезовик березонька |
отец | О | кто? сущ. | родной трудолюбивый заботливый | отчий отцовский отеческая |
осина | О | что? сущ. | хрупкая родная молодая | осиновый подосиновик осинник осинка |
медведь | Е | кто? сущ. | косолапый неуклюжий бурый белый | медвежата медвежья медвежонок медведица |
лисица | И | кто? сущ. | хитрая рыжая | лисонька лисята лисий лисичка |
сапоги | А | что? сущ. | резиновые рабочие дырявые | сапожник сапожная сапожки |
Окончание табл.
мороз | О | что? сущ. | крепкий сильный резкий | заморозки морозит промерз морозно |
Предлагаемая работа с использованием словаря позволяет постоянно упражнять учащихся в нахождении и образовании слов основных грамматических разрядов, что создает необходимую базу для успешного изучения непроверяемых написаний.
Синтаксические упражнения со словарными словами ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.
Значительное место в системе словарно-орфографической работы должны занимать упражнения лексического характера. Важно, чтобы ученики понимали как изучаемые слова, так и однокоренные слова и могли использовать их в речи в соответствующем значении. Данные задания необходимо включать в этап закрепления новых словарных слов.
Организация работы над словами с трудным написанием предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов учащиеся находят такие слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость включения того или иного слова в контексте.
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, в которых учащиеся объясняют значения слов как прямое, так и переносное, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними предложения.
Изучение слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями дает возможность познакомить детей с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов. Такое знакомство позволяет показать фразеологическое богатство нашего языка, обогатить речь детей фразеологизмами, сформировать умение замечать фразеологизмы в предложении и умело их использовать в самостоятельно составленном тексте или в своей устной речи. К числу доступных для восприятия младшими школьниками фразеологизмов относятся такие: «яблоку негде упасть», «язык заплетается», «заячья душа», «воробью море по колено», «одна нога здесь, другая – там» и другие. Упражнения для наблюдения над устойчивыми сочетаниями слов включаем в этап закрепления конкретного словарного слова.
С целью обогащения словарного запаса учащихся, развития речи и эффективного запоминания графического облика словарного слова учитель может включать в работу упражнения с использованием пословиц и поговорок, текст которых содержит словарные слова.
Умение обращаться к словарю и работать с ним является одним из условий успешного обучения учащихся орфографии. Для выработки у детей навыка работы со словарем необходимо проводить специальные у п р а ж н е н и я:
– группа упражнений, направленных на развитие у младших школьников навыка пользования словарем (быстрое отыскивание слов на одну и ту же букву, расположенных в разных местах раздела; отыскивание слов, начинающихся с разных букв);
– группа упражнений со словарем, связанных с изучением основных программных тем каждого класса (нахождение словарного слова с парными согласными, с непроизносимыми согласными, словарного слова существительного, глагола и т. д.);
– группа упражнений для предупреждения ошибок в самостоятельной работе учащихся (проверь свою работу по словарю; проверь написание слов, в которых сомневаешься).
Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5–7 раз в разнообразных вариантах упражнений, которые представлены в данном пособии. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.
С целью выяснения запоминания и выработки прочных навыков правописания изученных слов учитель может проводить различные виды диктантов.
Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.
В своей работе учитель может использовать с л е д у ю щ и е в и д ы д и к т а н т о в:
– зрительный (с предварительным разбором);
– картинный (запись слова по картинке);
– выборочный (с конкретным заданием);
– с использованием загадок;
– по памяти (запись слов по темам);
– с комментированием;
– творческий.
Все приведенные приемы и средства способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников.
При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения.
В обучении письму непроверяемых слов применяются и з а н и м а -
т е л ь н ы е ф о р м ы р а б о т ы:
– включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы;
– составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок;
– проведение викторин, конкурсов: «кто знает больше словарных слов на букву «а» («м» и т. д.)?»
Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок.
При работе со словарными словами использование кроссвордов, ребусов, изографов, шарад дает возможность зафиксировать в памяти правильное написание изучаемых слов.
Предлагаемые кроссворды можно использовать для фронтальной, парной и индивидуальной работы. Вводить этот вид работы можно уже с 1 класса.
Установлено экспериментально, что для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения неоднократно, а именно: через две недели; еще через месяц; затем через два месяца с целью контроля.
Успех словарно-орфографической работы зависит от соблюдения ц е-
л о г о р я д а у с л о в и й, главными из которых являются следующие:
1. Четкое планирование слов, подлежащих изучению (охват всех слов, ритмичность их повторения).
2. Сочетание словарно-орфографической работы с изучением основных программных тем.
3. Необходимы тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, двигательные, слухоартикуляционные восприятия. Использование приема создания ассоциативного образа к словарному слову.
4. Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарем.
5. Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.
Рассмотрим перечисленные виды и формы работы над словарными словами, приведем их примеры (см. ниже).