ПЗ № 3. Методы исследования семантики языковых единиц
Основы научных исследований в лингвистике
К. ОЗО ИЯ
2016-2017
ПЗ 1. Организация научной работы. Жанры научного стиля
План
Выбор темы, определение объекта, материал и предмета анализа.
Актуальность темы, содержание и форма подачи актуальности.
Гипотеза. Цели и задачи исследования.
Подготовка теоретической части и анализ собранного материала.
Классификация жанров научного стиля.
Научно-информационный и научно-справочный жанры.
Задание (выполнить письменно)
1.Познакомьтесь с содержанием сборников научных работ «Проблемы концептуализации и моделирования языковой картины мира» (выпуск 1–7) или с монографией «Языковая картина мира в кумулятивном аспекте».
Выберите заинтересовавшую вас статью (или главу монографии), близкую к теме вашего исследования. Прочитайте ее, напишите аннотацию (до 300 слов).
Тексты размещены в разделе «Публикации» кафедры языкознания. Выйти можно так: сайт гуманитарный ин-т, кафедра общего и германского языкознания (перейти к кафедре языкознания, см. активную ссылку сразу после названия).
2. Напишите конспект статьи (можно выбрать из предложенных сборников, выходные данные обязательны).
3. Прочитайте фрагмент работы Е. Ярской-Смирновой (с. 18–19), уясните, какие тексты считаются первичными, а какие – вторичными. Соотнесите их с распределением текстов по жанровой классификации и определите, к каким типам текстов относятся аннотация, тезисы, конспект и реферат.
ПЗ № 2. Создание текста научного сочинения.
Особенности структуры и средств выражения научного текста
План
Понятие о собственно научном стиле. Курсовая и дипломная работы.
Структурные части квалификационной работы.
Введение.
Изложение теоретических основ исследования. Композиция и наименование главы и параграфов.
Изложение результатов исследования. Композиция и наименование главы, параграфы и их внутреннее деление.
Выводы по главам. Понятие тезиса.
Заключение. Библиография. Приложение.
Задание (выполнить письменно)
1. Сформулируйте гипотезу своей курсовой работы.
2. Рассмотрите приведенные ниже обороты и напишите, где они должны размещаться в тексте – в начале, в середине или в конце? Какие из них не следует использовать в начале предложения? При оформлении какого типа рассуждения может быть использован каждый из оборотов?
Подводя итог…Таким образом… Также… Потому что… Итак…
3. Отредактируйте высказывания.
1) Теоретический материал проиллюстрирован конкретными примерами отдельных граждан. 2) Проводя исследование, у нас возникли трудности с поиском респондентов. 3) Существо данной книги – в ее народности, которая заметна в примерах. 4) В учебном пособии даются диктанты для укрепления грамматических правил. 5) Языковед Иосиф Юнгман прилагал всемерные старания к тому, чтобы дополнить фонд чешского языка применительно к нуждам современного ему производства, науки и литературы. 6) В ближайшей перспективе – значительное увеличение информационных технологий.
4. Прочитайте и отредактируйте текст начала научной статьи.(В статье речь идет о XVI–XVII вв.)
Иван Вишенский известен украинскому обществу как монах, который большую часть своей жизни прожил за пределами родины – на святой горе Афон, посвятив себя служению Богу. Однако без его имени не обходятся исследования в области истории украинской литературы, истории украинского литературного языка указанного периода, так как И. Вишенский стоял у истоков полемической литературы, примером собственного творчества останавливая экспансию католицизма и в территориальном, и в культурно-религиозном, и в языковом аспектах. Как основоположник нового жанра, писатель должен был сделать выбор в пользу того или другого языка. Но сложившаяся в Украине языковая ситуация не очень-то способствовала этому: с одной стороны – функционирование славянорусского и «простого» украинского языков, которые корнями уходили в Русь, с другой – пришедшие польский и латинский языки – язык нового государства и язык образования в Европе.
ПЗ № 3. Методы исследования семантики языковых единиц
План
1. Специфика изучения семантики в лингвистике.
2. Аспекты изучения языковых единиц (морфема, слово, предложение, текст): а) структурный, б) функциональный, в) когнитивный, г) лингвокультурологический.
3. Основные приемы анализа семантических единиц.
Задание(выполнить письменно)
1. Путем оппозитивного метода можно выделить различные типы отношений между словами в системе языка. Один из видов отношений называется пропорциональной оппозицией. В этом случае отношения между двумя словами тождественны отношениям между парами иных слов. Если есть пара able / unable, то можно ли составить такие же пары со словами afraid, ashamed, changed, fair, hurt и получить пропорциональную оппозицию? Дайте качественную характеристику членам оппозиции.
2. От приведенной конструкции Ученик читает книгу образуйте все возможные трансформации, укажите, какие изменения претерпело названное предложение в результате трансформации.
3. Проведите минимальный компонентный анализ слова мыть, употребленного в разных предложениях. Для этих целей 1) установите компонентный состав значения слова мыть, приведенного в словаре, 2) выявите в каждом случае контекстуальное значение этого слова, объясните, какие слова вам помогли это сделать, 2) определите компонентный состав контекстуального значения слова мыть, 3) сопоставьте семантические признаки словарного значения с признаками каждого контекстуального значения слова мыть. Какие признаки словарного слова реализуются в предложении, а какие погашаются? Сделайте вывод о сходстве и различии словарного слова и контекстуального значения. Раскройте образное содержание каждого из высказываний и расскажите о своих впечатлениях.
1) И цветущие кисти черемух / Мыли листьями рамы фрамуг (С. Есенин). 2) Осень семенами мыла мили (Н. Асеев). 3) Старческой рукою моет стекла сентябрьский ветер (А. Тарковский). 4) Камушки моет вода под мостом (А. Твардовский). 5) Волны начали мыть / Побережье от порта до порта (В. Луговской). 6) Моет дождь струями чистыми / Побережья двух озер (А. Жаров).
Литература
(основная)
Арнольд И.В. Фрагменты работы (гл. 4.3, 4.2, 5.1, 5.4, 6.4, 8) // Хрестоматия.
Жанры научного стиля // Хрестоматия.
Ярская-Смирнова Е. Создание академического текста. М., 2003 // Хрестоматия.
(дополнительная)
Попова З.Д. Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж, 2006.
Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985. С. 36–85.
СТО. Общие требования к оформлению и изложению документов учебной деятельности обучающихся. Архангельск, 2013 // Хрестоматия.
Интернет ресурсы
Архипова С.В. Компонентный анализ как метод исследования значения слова // // Актуальные проблемы искусствоведения, филологии и культурологии»: материалы международной заочной научно-практической конференции: международная заочная научно-практическая конференция (18 февраля 2013 г.). Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/6616-2013-02-25-04-56-34
http://slovari.yandex.ru/
http://www.philology.ru/linguistics1.htm
http://www.library.ru/2/catalogs/elibs
Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова