Наиболее актуальные области применения для дирижаблей будущего
Изучая тему дирижаблей, я определил области применения этих воздушных кораблей, в которых, как мне кажется, они смогут стать наиболее эффективными и если не заменить другие летательные аппараты, то стать их достойным дополнением.
Я считаю, что наиболее перспективным будет рассмотреть применение дирижаблей будущего именно в нашей стране, которая обладает огромной территорией, включающей в себя труднодоступные регионы севера Сибири, Дальнего Востока, арктической зоны с шельфом и островами. Как писал Дмитрий Менделеев «У других стран много берегов водного океана. У России их мало, сравнительно с её пространствами, зато она владеет обширными… берегами свободного воздушного океана. Русским поэтому сподручнее овладеть сим последним… Оно, вместе с устройством доступного для всех и уютного двигательного снаряда, составит эпоху, с которой начнётся новейшая история…» (Инфантьев В. Мамонты шагают в будущее. Л., 1971. С. 100-101.)
Здесь я приведу области применения дирижаблей, которые по моему мнению, являются наиболее перспективными.
Очень часто в последнее время в периоды жаркой погоды происходит возгорание лесных массивов, которые наносят огромный ущерб природе, экономике, а также иногда и человеческие жертвы. Поэтому первая из, как мне кажется, очень перспективных областей применения дирижаблей является мониторинг наиболее пожароопасных территорий. Так как дирижабль может находиться в небе значительно дольше чем вертолёт, то с него обнаружение очагов возгорания будет значительно эффективнее. К тому же дирижабль может взять на борт несколько десятков тонн воды и при обнаружении очага возгорания зависнув над ним ликвидировать его в зародыше, не дав распространиться большому пожару.
Ещё одним очень удачным применением для дирижаблей в области чрезвычайных ситуаций, я считаю, могут быть поисково-спасательные работы при кораблекрушениях, авиакатастрофах и т.д. Здесь также дирижабль выигрывает у других летательных аппаратов длительностью полёта, возможностью находиться в небе круглосуточно и даже в тяжёлых метеоусловиях.
Практически неограниченная грузоподъёмность, а так же способность переносить на себе очень большие неделимые конструкции открывают такие области применения как: доставка и монтаж уже готовых буровых установок для нефти и газодобычи; монтаж и обслуживание ЛЭП в труднодоступных районах; а также дирижабли могут помочь в развитии континентальной ветроэнергетики России, так как смогут доставлять и монтировать большие ветроагрегаты без предварительного строительства транспортной инфраструктуры, что значительно удешевит строительство ветреных электростанций, использующих энергию высотных ветров.
Очень остро в нашей стране стоит вопрос снабжения центральных регионов отечественными дальневосточными морепродуктами. Использование дирижаблей в данной сфере, по моему мнению, позволит существенно улучшить ситуацию. Дирижабль может принимать морепродукты прямо с кораблей находящихся в море и на прямую, без использования промежуточных звеньев, доставлять их в любое место нашей страны.
Очень интересный вариант применения дирижаблей предлагает Инфантьев Вадим Николаевич в своей книге «Мамонты шагают в будущее». (Л., 1971. С. 199.) В этой книге он выдвигает идею летающего «высокогорного» санатория.
Он пишет: «Вполне возможно построить летающий высокогорный санаторий «с пляжем», вернее – солярием на его спине, с удобными палатами и самым современным медицинским оборудованием… Они будут единственными санаториями, где всегда будет солнце и не будет ветра. Даже если высота верхней хромки облаков не позволяет дирижаблю подняться выше их, чтобы больные получали солнечные ванны, то ему ничего не стоит, запросив метеорологов перелететь в район солнечной погоды или низкой облачности». Я считаю, что это очень перспективное направление для дирижаблей. Даже если не будет спроса на такой санаторий, подобные дирижабли можно использовать для воздушных круизов, которые, как мне кажется, станут очень популярными при наличии предложения.
Так же, я считаю, что очень перспективно использование дирижаблей в качестве высотной стартовой площадки для космических кораблей.
примерная схема запуска спутника с дирижабля
Это позволит значительно удешевить запуск космических кораблей и сделать этот запуск, что очень важно, более безопасным для экологии.
Ещё мне представляется вполне возможным использование беспилотных стратосферных дирижаблей в качестве замены геостационарных спутников для обеспечения связи или экологического мониторинга, а так же мне представляется очень перспективным использование стратосферных дирижаблей в качестве платформы для астрономических наблюдений. Оборудование установленное на таких дирижаблях возможно относительно легко и без существенных затрат поменять или отремонтировать. Оборудование же установленное на спутнике поменять практически невозможно, и за время эксплуатации оно естественно устаревает.
Заключение
Начиная с 30-х гг. XX в. Неторопливых воздушных гигантов стали вытиснять их более стремительные родственники – самолёты. А когда дирижабли одна за другим начали сгорать при авариях, интерес к ним резко упал. Однако к начале 70-х гг. вновь вспомнили о большой грузоподъёмности дирижаблей, низком расходе топлива, практически неограниченной дальности и продолжительности полета. А еще о том, что для этих огромных воздушных кораблей не нужны аэропорты со взлетно-посадочными полосами. Достижения в авиационно-космической технике, материаловедении и приборостроении позволяют создать всё более совершенные и надёжные управляемые аэростаты, поэтому во многих странах (в том числе и СССР) стали появляется конструкторские бюро дирижаблестроения.
Сегодня дирижабли летают в Великобритании, Германии, Франции, СЩА, Японии, Канаде, Австралии, Китае и России. Несущим газом вместо водорода служит инертный газ гелий. Это устранила опасность пожара – главный недостаток дирижаблей прошлого.
Дирижабли возвращаются, для исследовательских, рекламных и спортивных полётов. Во многих странах используют для патрулирования, провидения полицейских операций и в качестве ретрансляторов.
Существует проект 2рабочих» дирижаблей. Например, дирижабли-краны могли доставлять из заводских цехов на место установки гидротурбины и турбогенераторы, мачты для высоковольтных линий электропередачи, буровые вышки и даже секции жилых домов. Управляемые аэростаты способны заменить вертолеты в сельском и лесном хозяйстве, геологоразведке, рыбном промысле и навигации.
Есть проекты дирижаблей-летающих больниц и санаториев. Пассажирские и туристические дирижабли чрезвычайно удобны для перевозки людей на сравнительно большие расстояния, а неторопливое «плавание» позволяет туристам рассматривать достопримечательность с высоты птичьего полета.
Источники и литература
1. Арие М. Я. Дирижабли. К., 1986. С. 7-257.
2. Инфантьев В. Мамонты шагают в будущее. Л., 1971. С. 1-128.
3. Гончаренко В.В. Как люди научились летать. К., 1986. С. 50-66.
4. Дружинин Ю. О., Емелин А. Ю., Павлушенко М.И., Соболев Д.А. Страницы истории отечественного воздухоплавания. М., 2013. С. 5-499.
5. Соболев Д. А., Хазанов Д. Б. Немецкий след в истории отечественной авиации. М., 2000. С. 5-102.
6. Авиация: Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. М., 1994. С. 270.
7. Бойко Ю. Есть ли будущее у российских дирижаблей?// Воздухоплаватель.- 2014.- №1 (30).- C. 45-51.
8. Ильин А. А не грядет ли эпоха электрических дирижаблей?// Юный техник.- 2001.- № 3.- C. 7-8.
9. Черненко Г. «Аэроскаф» капитана Костовича// Техника молодежи.- 2009.- №11.- C. 48-52.
10. Ощепков М. Ю. Дирижабль как средство развития континентальной ветроэнергетики// Composite 21 century.- 2011.- май.- C. 32-41.
11. Перельман Я. Дирижабль Циолковского// Вокруг света.- 1930.- №35.- С. 18-19.
12. Скоренко Т. Небесный тяжеловес: НЛО российской сборки// Популярная механика.- 2010.- №3 (89).- С. 58-61.
13. Макаров О. Зачем они возвращаются?: Нужны ли сегодня дирижабли?// Популярная механика.- 2008.- №10 (72).- С. 42-51.
14. Циолковский К. Дирижабль, стратоплан и звездолет как три ступени величайших достижений СССР//Гражданская авиация.- 1933.- №9.- С. 7-8
15. АТЛАНТ-транспортная технология будущего. URL: http://rosaerosystems.ru/atlant/obj757 (дата обращения 12.10.2015)
16. Воздушные корабли. Обзор дирижаблей. URL: http://www.novate.ru/blogs/120209/11406/ (дата обращения 12.10.2015)
На сегодняшний день эти воздушные гиганты способны выполнять десятки, даже сотни задачи:
1) Перевозки тяжелых крупногабаритных грузов, и вообще транспортировка грузов, которые не плечу вертолётам.
2) Туризм, в том числе летательный туризм полеты вокруг земного шара на высоко комфортабельных дирижаблях.
3) Высотные, дистанционно-управляемые дирижабли на высоте 20-6, которые могут выполнять функции летательных аппаратов в первых эшелонах космоса, решать задачи связи, коммуникации, охранять территории, предсказывать погоду.
Скажем 35-40 летательных аппаратов такого типа повешенных на территории России способны были бы, в прямом видимости, находясь друг с другом способны были бы решать проблемы и интернета, и мобильной связи и ряд других задач, включая охрану территории России.
Преимущества дирижаблей отличающихся от самолетов, от вертолетов:
1) Вертикальная взлетная посадка, сесть можно на малой площадке, приехать разгрузить, загрузить, нам не нужны огромные взлетные полосы.
2) Дешевизна. Малый удельный расход топлива.
3) Незаметны для патрулирования территории, он необходим, когда нужно следить за исправностью коммуникационных линей, передавать радиосигналы не затрачивая средства на постройку башен и рюшек.
4) Большая дальность полета.
Такие аппараты смогут работать на энергосолнечных элементов и на водородном топливе. Возможно, в будущем дирижабли будут перевозить целые железнодорожные эшелоны сразу. Да, это возможно, и законы физики позволяют сделать, но размеры таких летательных аппаратов должны быть сверх большими, поскольку плотность воздуха и плотность воды отличаются тысячи раз поэтому размеры морских судов и воздушных судов должны отличатся на порядок где-то 10 раз.
Через 200лет они будут востребованы нами. Постоянно следить за состоянием газов, электропередач можно с помощью дирижабля спокойно и качественно.
Недостатки дирижаблей
Автор: Галин Айдар Айратович
Возраст: 16лет
Место учебы: Государственный Бюджетный общеобразовательный учреждение Республиканский политехнический лицей-интернат 11 Б класс
Город: Республика Башкортостан город Кумертау
Руководитель: Мурзакова Назиля Ягангировна
Историко-исследовательская работа: «Есть ли будущее у дирижаблей?»