Горнее епископство
Горнее епископство хранил и восхитил в блаженную Вечность святой Старец Николай. Очевидно, что для Батюшки епископство не было «почетной ступенью», а являлось духовной лествицей восхождения к небесному, и пример его шествования от земли на Небо должен и наши умы привлекать к Богу и иным, небесным, реальностям, которые невозможно постичь логическим мышлением.
Батюшка Николай, по своей духовной жизни, во многом подобен Владыке Иоанну Шанхайскому. Необыкновенна простота, святая простота их Духа, позволяла им быть свободными от того, «как принято думать», «как должно считать», он не был стеснен рамками человеческих воззрений и мнений. Возвышенная, постоянная устремленность к высотам Небесного мира, делала его таинником Божиих откровений. Прежде всего, Владыку Старца Николая (схиепископа Нектария), как и владыку Иоанна, надо понимать как Христа ради юродивых, оставшихся таковыми и в епископском сане. Оба Владыки, подобно Григорию Богослову, не соответствовали «принятому» «стандартному» пониманию «облика» епископа. Они жили жизнию духа, а не плоти. Вот как говорил о монашестве Чудотворец Иоанн: «Монаху, как только постригут его, надо все сразу дать: саккос, великий омофор, белый клобук с алмазным крестом, две панагии, — словом, все. А потом, по мере возрастания духовного — помаленьку, потихоньку все это опытные старцы будут с него снимать. И если он станет истинным монахом, воином Христовым — то в гроб ляжет в одном подрясничке». Батюшка Николай прошел смиренным путем делания, неся в простоте свое послушание епископа, и отошел ко Господу истинным монахом — «воином Христовым, в одном подрясничке». И напрасно не хотят понять эту духовную высоту люди, которые, не увидев на всечестном теле Старца Николая во время облачения (опрятывания) парамана, берутся судить, что он не монах. Такие монахи-епископы, как схиепископ Нектарий — красота и радование Церкви, ибо они являются вместилищем великой, огненной силы Духа Христова, которая преображает мир, являет ему пример победы Духа над плотию. Именно древнеотеческий дух озарял душу праведного Старца, который подобен огненному херувиму, попаляюшему внешнее, плотское, недостойное внити в Царство Небесное. Именно такие святые, как Батюшка, восприняли небесную славу отцов, ни во что вменявших земное.
С точки зрения канонической, говорил Батюшка, архиерейская хиротония его была законной и безупречной, имевшей исходную преемственность. Воистину, это так и было... Богобоязненный пастырь, исполненный с детства монашеских добродетелей и дарований, прошедший монашеский искус под водительством опытных старцев, имевший непорочное и добродетельное житие, совершавший служение в Православной Церкви среди пастырей-архиереев исповедников, наблюдавших его достойное жительство, по Промыслу Божию и благословению отцов — поставлется в епископы в трудное для Русской Церкви время. Поставляется без кафедры, поскольку тогда кафедры не открывались, а упразднялись: уничтожалось самое Тело Святой Церкви, физически истреблялись корни — духовенство и архиерейство. Всем ныне известны страшные последствия и данные в цифрах этих гонений. Сравним, восплачем и помолимся...
На 1917 год: Епископов — 163; священников — 51.105; храмов — 79.767; монастырей — 1.257. К 1939 году. Епископов — 4; священников — 400; храмов — 400; монастырей — 80... По словам святого Батюшки Серафима: «Ангелы Божий не успевали принимать души умученных за Веру».
Уже Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 года принимает решение срочно увеличить число архиерейских кафедр и в епархиях открыть по нескольку викариатств, совершить архиерейские хиротонии. Мудрые Архипастыри, светильники Церкви, прозревают грядущее... Всезлобный ад обрушился на Церковь после того, как был предан, всеми оставлен и ритуально умучен извергами Русский Православный Царь. Отъят был Удерживающий Божий Помазанник, — и тайна беззакония открылась во всем своем страшном, диавольском коварстве. В 1939 году из Архиереев на своих кафедрах оставались: Митрополит Московский Сергий (Страгородский), Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), Архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), управляющий Новгородской и Псковской епархиями, и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). Открытое духовенство, оставшееся в живых, находилось в тюрьмах, лагерях и ссылках. Исповедники веры Христовой взошли на Голгофский Крест. Последовал на Крест за Христа и Царя двадцатилетний таинник Божией Матери Николай, уже имевший монашеский постриг.
«Сорвали цветок и топчут его в грязь»
Эти слова вышли из уст одного архиерея-мученика при виде смиренного юного монаха, оказавшегося в узах в Питерских «Крестах». Смиренный, непоколебимый молитвенник! Это отражалось во всем облике Батюшки и в глазах с самого детства. Высокого роста, собранный во всем: и в мыслях, и в помыслах, и в словах, и во взгляде. Он казался мне всегда очень высоким, потому что дух его пламенел молитвенным столпом к Небу. Взор Старца, с детства, всегда обращен вовнутрь. «Знай себя, храни сердце!» — так постоянно научал Старец. Глубинное созерцание Господа чрез молитвой очищенное сердце. «Я с детства только Господа знал и Его любил... Любил Господа так, что плакал. Всегда, и во всем, и везде для меня был Один Сладчайший Спаситель мира Христос». В Чудских Заходах проживало много эстонцев, они были протестантами, лютеранами, не освященными Духом Святым. Юный отрок знал, что без принятия Благодати святого крещения спасения души не будет и, духовно любя своих маленьких эстонский друзей, погружал их в бочку с водой — и крестил со словами: «Во Имя Отца — Аминъ! — и Сына — Аминъ! — и Святаго Духа! — Аминъ!» Затем одевал всем деревянные крестики, которые сам делал. Часто собирал на молитву, вручал иконы, кресты и с пением: «Господи, помилуй» («Иссэнт хэй да арму» — по-эстонски) вел крестным ходом вокруг Храма и села. И до последнего дня своей земной жизни Старец возносил ко Господу это прошение на двух языках.
«Иисусе Сладчайший, спаси нас!» — так молился во всех скорбных обстояниях духоносный отец. Акафист Иисусу Сладчайшему был его молитвенным дыханием. Читая его, он разговаривал с Господом. Благоухание молитвы Иисусовой, почивавшей на устах и в сердце Старца, наполнило светом тюремную камеру. В темной каменной пещере зазвенел весенний ручей, мощно пробивший заледенелый снег. Томившиеся долгое время в камере узники почувствовали молитвенные удары юного сердца. Билось оно любовию ко Господу... Эта любовь мгновенно согрела усталые от брани и искушений сердца. Батюшка всегда мало говорил, потому что непрестанно пребывал в молитве, и она истекала и в сердца бывших рядом с ним людей... Не преобучал Иисусовой молитве специальными наставлениями, но просил Господа даровать ближнему это утешение; конечно, если сердце человека искало Божественной сладости в Сладчайшем Имени Спасителя, и тогда Господь Сам, за молитвы Старца, возжигал сердце.
Божественный плод молитвы отражался во всем облике юного подвижника, и убеленный душою архиерей-мученик, опытный делатель и наставник призывающих спасительное Имя Господа Иисуса Христа, узрел яко крин селъный, распустившийся посреди грязной камеры. «Сорвали цветок и топчут его в грязъ» — прошептал Владыка. Сердце архипастыря было истощено болью и переживаниями за судьбы Церкви. Все кто молятся, излагают свои мысли светло-духовно и приточно-образно. «Благоухающий крин Царицы Небесной» — так видели Старца Николая духовные люди. Величие нареченного образа восходило к высоте и силе молитвы Старца. Ангельские струны его души звучали в гармонии с Ангельским миром, славящим Бога.
Ангельские души праведников пребывают с нами в мире, во зле лежащем. Они украшают и очищают наш страшный мир. Они научают нас Любовию Христовой не отчаиваться и жить в этом мире, побеждая страх, и быть верными Спасителю даже до крови. Батюшка Николай был верным. Мы любили с ним вспоминать крестные страдания русских Архиереев и духовенства. Какую радость доставляли ему жизнеописания новомучеников и исповедников Российских! Некоторых из них Старец близко знал, многое рассказывал о них. «Слава Богу! Им теперь молятся и учатся от них вере христианской и мужеству, исповедническому духу», — говорил Батюшка. Помянник духовенства и мирян, принявших мученическую кончину на Бутовском полигоне под Москвой за то, что они не отреклись от Христа, он взял из моих рук со словами: «Святые Мученики, молите Бога о нас!» — и попросил оставить ему этот Помянник на молитвенную память. Попросил именно так написать на первом листе: «На молитвенную память Батюшке...» Слушая их жития, он часто плакал и непременно делал глубокий поясной поклон ко святым образам, а если были силы, то и земной — пред иконами Спасителя и Матери Божией.
В житии святого Архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского), которое читали еще задолго до публикации в рукописях, есть удивительное свидетельство его мучителей о том, как он вел себя на допросе и как свято берег Веру, напутствуя христиан «не принимать злых умыслов инородцев на Церковь Христову, которая является последним устоем, сохраняющим от развала нашу русскую нацию» и собранное веками самим народом богатство. «Все мое преступление против власти рабоче-крестьянского правительства, — сказал Владыка, — сводится к тому, что я содержу верно и твердо исповедуемую мною святую Православную Веру, заповедующую мне до смерти стоять за Святую Церковь и церковное достояние». Затем Владыка долго молчал и не отвечал ни на один из вопросов. Присутствовавший в ЧК на допросе свидетель вспоминает: «А потом, будто решившись на что-то, снял с себя нагрудный крест, завернул его в большой шелковый лиловый платок, положил перед собой на письменный стол, поднялся с кресла и, обращаясь к нам, сказал примерно так: «Мы враги открытые, примирения между нами быть не может. Если бы положение было противоположным, я, Именем Господа Бога, приняв грех на себя, благословил бы повесить вас немедля. Других разговоров от меня не будет». Потом сел, не спеша развернул крест, надел на шею, спокойно поправил его на груди и превратился в будто бы отсутствующего человека». Превратился в отсутствующего. Да, богоборцы не ошиблись! Святитель восходил ко Господу, оставляя богоотступникам их рукотворный ад!»8
В семнадцатом веке пережила Святая Русь лихолетье «рукотворного ада», в Смутное время, когда на нее, как на огромный тонущий корабль, ринулись со дна разные хищники: продажные бояре и князья, поляки с Сигизмундом, иезуиты с «католической экспансией», самозванцы и «воры», и жидовины... Казалось, что дни русские сочтены, уже звонил похоронный колокол по Святой Руси... Но среди этой смуты загремел глас Патриарха Гермогена, призывающий свергнуть иго: «Не бойся, малое стадо, яко благоизволил Отец Небесный дать нам Царство... Если велики волны и грозна буря, не бойся гибели, ибо на камне Веры и Правды стоим. Пусть пенится и беснуется море, оно не может потопить корабля Иисусова!»
На Святого Патриарха поднялся главарь изменников, предатель, что хуже любого иноплеменника, требовать, чтобы «разрешил Патриарх народу Крест целовати самому Королю Сигизмунду». Гермоген — адамант, с проклятием отказал боярам передать Россию и Православие в угоду полякам и папе. Салтыков бросился с ножом на Патриарха Гермогена, но без-сильно отступил, когда Святый пастырь, творя крестное знамя, возгласил: «Крестное знамение да будет против твоего окаянного ножа. Будь ты проклят в сем веце и будущем!»
А Святой Руси Патриарх Гермоген оставил запечатленный мученичеством завет:
«Стойте за Веру Православную неподвижно, а я за вас Бога молю!»
Мученики двадцатого века исполнили этот завет, исполнил его и духоносный Старец Николай — Столп Веры, мужества, истинный, непреклонный на соглашательства, непоколебимый пастырь — Царский Архиерей схиепископ Нектарий, воспевающий и хранящий в сердце своем заветы Святой Руси и передавший эти заветы нам: «Храните Веру Православную и молитесь о даровании Царя. Царь-Батюшка — Помазанник Божий. При венчании на Царство Ему дается в руки скипетр и держава, а держава — образ Державы Небесной, Которая в Пречистых Дланях у Спасителя мира. Тот, кто со Христом, тот и с Царем!»
«Христос Воскресе! Русская Земля!»
Молитвенно преклоняю сердце пред памятью дорогих архипастырей, пастырей и монашествующих Русской Церкви, убеливших своей мученической кро-вию, своими мученическим страданиями нашу Землю и наши ветхие ризы... «Вот они проходят пред глазами — образы пастырей, гонимых штыками, убиваемых у околиц родных деревень, где они крестили, венчали, отпускали грехи живым, разрешали от клятвы умерших, ссылаемых на каторжные работы, бредущих пешком, полураздетых в стужу, в далекий Туркестан, в Сибирь, в Соловки, напоивших кровию просторы родимых полей и погостов... Тысячи и десятки тысяч священнослужителей... «были побиваемы камнями... подвергаемы пытке, умирали от меча»... Так славословит их честные страдания за Христа Церковь.9
Верные Церкви Архиереи и пастыри были едино-мысленны в осознании произошедшего: приблизилось не просто время гонений, а время антихриста, который начал срывать кресты с куполов церквей и нательные кресты с христиан. Он подготавливал свой приход и принятие диавольского начертания... И сейчас мы зрим его лукавую поступь и сопротивляемся его духу, стремящемуся разложить Церковь изнутри; видим рукотворный ад, творимый служителями сатаны, который тщится отнять у нас у каждого светлое имя Христово и начертать вместо него свой код-печать, с принятием которого откроются врата адовы. Но мы веруем и знаем несомненно, что врата ада не победят Церковь Христову.
Батюшка Николай говорил, что нам не нужны никакие «номера в Церкви», и что нужно, в Церкви уже все есть, ничего не надо выдумывать, «века жили без этого». «Номера, коды — это что-то новое, нам не ведомое и ненужное», — говорил Старец. Представителю от Патриархии на вопрос об инн говорил, что он не знает, что такое инн, а как же принимать то, что не ведаем? «Высказывать пока ничего не могу и не имею», — сказал Старец. Когда же ему высказали опасения, что из-за инн в Церкви произойдет раскол, он четыре раза, твердо, постоянно крестясь, сказал: «Нет! Раскола не будет! Православие — оно никогда не было с расколом. Права и славная Церковь. Православная. Права и славная! Да! Стопы моя направи по словеси Твоему, да не обладает мною всякое беззаконие, избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя»... Когда в его присутствии зашел спор о том, что находится в этих номерах, он просто отстранил спорящих рукой, перекрестился и сказал: «Я не знаю, что это инн... Нет, мои драгоценные, я ничего не знаю... Христианин, что должен? Трудиться и молиться. Да? Так? — И он так и творит. И молится, и трудится, и где работает, на государственном труде, и как он относится к труду — тоже благодатно. Поняли? Вы ведь замечаете, что ничего нет такого — какого-то кривого, а все то, что надо... Я ведь уже много лет священствую»...
Батюшкин ответ прямой и ясный: за христианином, который и так честно и благодатно трудится, никакой контроль и учет — инн, коды — не нужен. В адрес Богословской комиссии, которая проходила в Троице-Сергиевой Лавре в феврале 2001 года, на имя Митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), он отправил через корреспондентов газеты «Русский Вестник» телефонограмму: «Помоги Вам, Господи, Владыка, спасти Церковь от номеров».
Заключил Старец словами: «Все будет так, как Господу надо. Только надеемся на Милость Божию. Поняли? И Милость Божия устраивает так, как надо»... А потом добавил: «Надо всем просить Царя Николая, Он любит Россию и подправит все это кривое — номера и коды»...