Интернационалисты в борьбе за Советы.
Трудящиеся глубоко осознавали международный, интернациональный характер Октябрьской революции. Об этом свидетельствует тот факт, что на стороне русского пролетариата и крестьянства с оружием в руках защищали завоевания Октября в Сибирь около ста тысяч венгров, свыше ста тысяч трудящихся других национальностей, в том числе чехов, словаков, поляков, немцев, сербов, хорватов, македонцев, черногорцев, корейцев, румын и трудящихся других стран.
Весной 1919 года в Сибири было сформировано около 20 интернациональных отрядов Красной гвардии. Партизанское движение в Сибири было также подлинно интернациональным. Завоевания Октября на территории Сибири защищали до 30 интернациональных партизанских отрядов. За власть Советов в Сибири вели борьбу славные сыны венгерского народа Вела Кун, Ференц Мюнних, Мате Залка, польские коммунисты Ф. Врублевский, В. Маерчак, известный чешский коммунист и писатель Ярослав Гашек и другие. Венгерский коммунист Карой Лигети, искренне радуясь победе русской революции в Сибири, писал в то время в венгерскую газету «Непсава»: «Дорогие товарищи! В холодной Сибири уже не так холодно: алый цвет сердец создает Новый мир в родине ссылок и белого траура. Революционное братство объединяет встретившихся на этих белых степях сыновей Севера, Востока, Юга и Запада».
Во время мятежа белочехов на помощь Мариинску спешили красногвардейские отряды Анжеро-Судженска, Красноярска, Томска, крестьянские отряды ближайших сел. Из Ачинска прибыла интернациональная рота, состоявшая в основном из венгров. Ротой командовал венгерский коммунист Матэ Залка. Известно, что основная масса чехословацких военнопленных была обманута реакционным командованием корпуса, но все же около 10 тысяч солдат вступили добровольцами в Красную Армию, перешли на сторону Советской власти. Огромное влияние на солдат чехословацкого корпуса оказывали подпольные большевистские организации Сибири, которые распространяли среди них листовки и воззвания. Военнопленные с радостью встретили восстание кольчугинских шахтеров в апреле 1919 года и поддержали его. На их казармах появились красные флаги, они пели революционные песни, помогали нести караульную службу на руднике. Особенно активно участвовали в восстании венгры.
Успехи Красной Армии, партизанское движение в тылу Колчака и агитация большевиков в войсках интервентов раскрыли глаза солдатам чехословацкого корпуса, и они все чаще и чаще стали отказываться выполнять преступные приказы командования. Реакционное командование корпуса жестоко подавляло недовольство солдат. Тысячи из них были брошены в концлагеря. Один из таких лагерей был создан на Анжерских угольных копях. Арестованных лишили жалованья, пайка, мыла, заставляли работать на шахтах. Часть из них за большевистскую агитацию была брошена в Красноярскую тюрьму. Но революционно настроенных чехословацких патриотов ничем нельзя было запугать.
Летом 1919 года они передали партизанам 48 винтовок, 2100 патронов, 37 ручных гранат и 7 пироксилиновых шашек. Среди чешских патриотов, порвавших с легионом, был и Ярослав Гашек — автор «Похождений бравого солдата Швейка во время мировой войны». В 1918 году он вступил в партию большевиков и принимал активное участие в борьбе с интервентами в рядах Красной Армии. Будучи начальником интернационального отделения политотдела Пятой Армии, Ярослав Гашек много сделал по формированию новых отрядов интернационалистов в Сибири. В Кузбассе помнят о славных сынах венгерского народа, павших в боях за власть Советов. Свидетельством этому является памятник в Мариинске, который как бы символизирует вечную дружбу двух народов, скрепленную кровью в совместной борьбе за Советскую власть.