III. Работа над новым материалом. Учитель. Какой праздник мы будем отмечать 1 июня?
Учитель. Какой праздник мы будем отмечать 1 июня?
Ученики. Международный День защиты детей.
Учитель.Думая о мире, сражаясь за него, человек, независимо от гражданства, национальности и цвета кожи, помнит о своем родительском долге, об обязанности охранять жизнь и будущее ребенка.
Борьба за мирное небо для наших детей, борьба за спасение самой жизни и продолжение человеческого рода – естественные и безмерно благородные понятия. Они, наполняя мир добротой родительской любви, цементируют антивоенные выступления столь искренним стремлением защитить ребенка. Тут не может быть места индивидуализму: защищая от бомбы своего малыша, надо защищать детей всей планеты.
Дети – будущее нашей земли, нашего мира. Думая о детях, заботясь о них, человечество заботится о своем продолжении. Испытывая тревогу за жизнь детей, мы можем и должны требовать от взрослых людей благоразумия, трезвости, мудрости. Дети не должны умирать, дети не должны погибать в пламени войны. Мир необходим, как воздух, всем, но с особой страстью его нужно отстаивать во имя детства.
Сегодня мы продолжим разговор о главных документах, защищающих права человека. На прошлом уроке мы говорили о правах взрослого человека. А чтобы попасть в мир взрослых людей, надо пройти детство. Как только дети появляются на свет, они сразу оказываются под защитой государства.
– Кто заботится о вас, пока вы маленькие?
– А кто же будет заботиться о ребенке, если он остался один, без родителей?
Ученики. Пока мы маленькие, о нас заботятся родители. О детях-сиротах заботится государство.
Учитель. В нашем государстве действуют законы, защищающие права ребенка. Это важный документ – Конвенция о правах ребенка. В переводе с латинского «конвенция» означает «соглашение». 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию по правам ребенка, которая сегодня является международным законом. Конвенция закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет, и состоит из 54 статей.
В ней обозначены: право ребенка на жизнь и развитие, право на спокойное детство и на защиту от насилия, право быть уважаемым за свой образ мыслей, право на отстаивание своих интересов.
Конвенция закрепляет нормы детского здоровья, социальной защищенности, приемлемого уровня жизни, игр и досуга, право ребенка на родной язык и культуру.
Учитель предлагает прочитать текст на с. 160–163 учебника. О каких правах детей говорится в Конвенции о правах ребенка?
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Проснулся малыш,
Потянулся малыш.
И сказал он солнцу, небу:
– Здравствуй, жизнь!
Быстро встал,
Убрал кроватку,
Сделал ловко он зарядку,
Выпил кофе, съел котлету,
Улыбнулся солнцу, свету:
– Здравствуй, мир!
Учитель демонстрирует Конвенцию о правах ребенка и знакомит учащихся с некоторыми статьями. (Ст. 1, ст. 2, ст. 4, ст. 6, ст. 9, ст. 28, ст. 29, ст. 31.)
Статья 1.
Ребенок – это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.
Статья 2.
Все дети имеют равные права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.
Статья 3.
В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.
Статья 4.
Государства должны стремиться в меру всех имеющихся ресурсов осуществлять социальные, экономические и культурные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путем международного сотрудничества.
Статья 6.
Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие.
Статья 9.
Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме как в случае, когда это грозит его интересам. Ребенок, который не живет с обоими родителями, имеет право встречаться с ними обоими регулярно.
Статьи 28 и 29.
Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания мира, терпимости и дружбы между народами.
Статья 31.
Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.
Учитель предлагает рассказать учащимся, как соблюдаются их права.