Природа и смысл Текстов Пирамид
Сколь бы тщательно мы ни изучали Тексты Пирамид, сверяя то, что вычитываем мы сами, с их переводами у различных авторов, которые их тоже старательно анализировали, нам все равно было бы очень трудно в двух словах как-то охарактеризовать природу этих текстов. Общее впечатление такое, что главной их целью является обеспечение воскресения усопшему царю. Эта идея проводится настойчиво и самыми разными литературными приемами. Одержимость этой идеей высвечивается благодаря неустанным повторениям одного и того же на разные лады. На самом же деле, Текстьг Пирамид сочетают между собой совершенно разные тексты, можно сказать, трудно совместимые46, изначально составленные из различных формул, обладавших, к тому же, и отличными функциями. Некоторые тексты определенно составлены от второго лица (т. н. драматические тексты). Основная часть текстов составлена от третьего лица. В большинстве случаев, там, где тексты были от первого лица, они были потом перередактированы и переориентированы на третье лицо. Следы таких подчисток можно и сейчас еще наблюдать во многих местах. С формальной точки зрения, главы отражают разные стадии развития языка. Одни пассажи - например, магические формулы и заклинания - явно отражают языковую архаику. И наоборот, гимны являют более поздние черты языкового развития47. Ни одна из «глав» не имеет названия, за исключением главы 355, именуемой «Открыть врата небес». Общее расположение текста в вертикальных колонках позволяет пред-
положить, что речь идет о перенесении на камень того, что изначально было начертано на папирусе. Нет никакого сомнения в том, что свод этих текстов находился еще в процессе формирования и тогда, когда Унас проявил инициативу и украсил им стены своих погребальных покоев. Действительно, иногда получалось так, что одна и та же глава имела по нескольку версий. Выбор текстов от пирамиды к пирамиде варьировал в значительных пределах, как и взаиморасположение отдельных стихов, хотя в отношении некоторых текстов можно утверждать, что им оказывалось то или иное предпочтение при выборе места, на которое их следовало бы поместить в гробнице. Проявление канона? А в общем и целом можно сказать, что тексты демонстрируют элементы самых разных мифов и легенд48. И если их как-то сгруппировать, хотя бы очень грубо и приблизительно, то оказывается, что часть из них примыкает к гелиопольской системе и к солнечной доктрине, а другая часть - к осири-ческому циклу49.
Но тут же возникает и такой серьезный вопрос: высказывания в том виде, в каком они представлены в Текстах Пирамид, представляют собой разрозненные фрагменты вполне сложившихся мифов? Или, наоборот, они свидетельствуют о том, что мифы были обобщены и доведены до развитого состояния уже позже, тогда как предыдущая точка зрения - всего лишь предрассудок? Недавнее обнаружение в пирамиде Пепи I намека на попытку мужело-жества, предпринятую Сетом в отношении Хора50, скорее подтверждает древность пирамидных лреданий, благодаря чему случайно сохранившийся архаический текст выплывает в письменном памятнике сравнительно более позднего времени. Тогда возникает вопрос: следует ли, как иногда делается, отодвигать определенные тексты - весьма архаичные как по форме, так и по содержанию - в очень от-
деленное прошлое, прямо-таки в доисторические времена51? Проблема, конечно же, заслуживает самого пристального внимания.
Главной темой Текстов Пирамид является «выживание» царя на том свете. Но эта идея проводится разными путями. Среди рекомендуемых мер можно назвать следующие: просто захоронение в песок, захоронение в кирпичной мас-табе; меры, направленные на то, чтобы покойный царь возродился в виде Осириса. Наконец, то же - для гарантии его звездного бытия среди околополярных звезд. Получается так, что покойный царь то как бы телесно причастен к дарам, приносимым ему, и к соответствующему культу, то душа его представляется отделенной от тела и трактуется как нечто независимое.
Многие тексты содержат заклинания от сил зла, в особенности, от змей52. Вообще же, намеки на очищения, окуривания, умащения, переоблачения и принесения даров указывают, что определенные тексты53, в первую очередь, предназначались для декламаций, сопровождавших похоронный ритуал и принесение жертвенных даров54. Но тогда тексты следует читать, начиная со входа, т. е. как бы по ходу самой погребальной процессии, затем тексты наклонной галереи, вестибюля, коридора, передней, а заканчивать чтение следует самим саркофагом? Но это было бы прямо обратно тому, что в свое время предложили Г. Масперо и К. Зете, которые исходили из того, что тексты читать следует, начиная с саркофага, и продолжая восточной стеной склепа, о чем_мы уже упоминали выше. В целом ряде исследований55 представлена «революционная точка зрения», призывающая к кардинальному пересмотру порядка чтения Текстов Пирамид. Приверженцы этой идеи апеллируют к порядку хода похоронной процессии и пытаются найти соответствующие обоснования в самих текстах, принимая в расчет их расположение и предпо-
латаемый ход литургической службы. Авторы предложенных гипотез далеки, однако, от единодушия56, сами же их предложения представляются нам ненадежными уже хотя бы потому, что до сих пор отсутствуют необходимые данные о текстах57, которые должны были бы размещаться на длинных стенах передних и склепов58 большинства пирамид.