Кайпаново, Булегарт-Кайпаново, Новокайпаново
Коренным поселением башкир Кай Пановой тюбы была д. Кайпаново, расположенная при р. Будум. Название села — от антропонима; однако опубликованные и выявленные в архивах источники хранят о нем молчание.
Кайпаново впервые упоминается в источниках за 1703 г., когда башкир-кайпановец Янчура Янгильдин усыновил удмурта Янбета Яныкаева из д. Татышлы (эта поступная запись послужила впоследствии основанием для поселения удмуртов в Татышлах и владения башкирскими землями как своими). В 1710 г. башкир этой деревни Кульмет Туйчибаев тоже «поступился башкирцу д. Сараш Тайнинской волости Осинской дороги Муразмету Азменеву вотчиною деда своего». Последний получил право вотчинника на владение повытьем деда кайпановца с условием «всякие подати платить нам (т.е. башкирам д. Кайпаново) вопче».
Одним словом, ранняя история Кайпаново уходит в глубь XVII в. Время выделения части кайпановцев в такие отдельные новые поселения, как Ново- и Буле-гарт-Кайпаново, не известно.
В 1758 г. было две деревни Старо- и Новокайпаново. В 1795 г. все три деревни зафиксированы V ревизией. Тогда коренная деревня называлась Старокайпаново. Она имела 38 дворов с 55 мужчинами и 50 женщинами. Здесь проживали и тептяри, обосновавшиеся по указу Уфимской провинциальной канцелярии от 24 июня 1747 г. Всего их было к 1834 г. 4 мужчины и 2 женщины46. В дальнейшем тептяри по этой деревне не учитывались в связи с переходом в дд. Ново- и Булегарт-Кайпаново. В 1834 г. в Старокайпаново в 30 дворах проживали 113 башкир в составе 10-го кантона и 164 башкира в подчинении 1-го башкантона. К 1850 г. дворов стало 60, а жителей — 346 человек. По X ревизии 430 человек проживали в 80 дворах. Все — вотчинники. 1870 г. показал деревню «мещерякской», хотя там не было ни единого мишаря. Всех жителей насчитывалось 420 человек при 84 дворах. 765 башкир и 154 их дома взяты на учет в 1920 г.
Несколько цифр о хозяйстве кайпановцев. В 1842 г. башкирами (277 человек) было засеяно 960 пудов озимого и 1176 пудов ярового хлеба, что составляет 7,7 пуда на одного человека. Кайпановцы и в конце XVIII в. занимались главным образом хлебопашеством, что отмечено в год проведения V ревизии. На каждый двор приходилось лошадей — по 3,8, коров — по 4,6, овец — 2,7, коз — по 1.
В начале XX в. на учет взята мечеть.
Житель д. Кайпаново башкир Аладин Бектуганов в чине атамана возглавлял в годы пугачевского движения повстанческий отряд из 400, временами из 1000 человек. Его отряд вместе с другими пугачевцами действовал в бассейне р. Танып и под Бирском, где участвовал в сражении с карателями. Впоследствии он был пойман верным царизму старшиной Ирэктинской волости Шарипом Кииковым и выдан властям.
Булегарт-Кайпаново — поселение башкир-вотчинников, принимавших к себе мишарей «з давних лет без документов из оброков». Они могли быть приняты между IV и V ревизиями (1783—1795 гг.), так как были учтены последней в XVIII в. ревизией. Их тогда насчитывалось 24 мужчины и 18 женщин при 14 дворах. В 1798—1865 гг. они вошли в состав 8-й юрты 4-го мишарского кантона, расположенного в Бирском уезде Оренбургской губернии. В 1811 г. было 20, в 1816 г. - 23, в 1834 г. - 37 мишарей-мужчин49. В дальнейших переписях мишари и башкиры учитывались вместе. В 1795 г. башкир насчитывалось 147 человек при 32 дворах. В 1812 г. из разных деревень Тайнинской волости Осинского уезда Пермской губернии сюда было перечислено 35 башкирских семей. Всего башкирского населения из Кайпановой тюбы и Тайнинской волости в данной деревне было 165 мужчин и 178 женщин. Дворов — 65. По X ревизии всех жителей — башкир и мишарей — при 79 дворах было 426 человек. 490 человек и 84 двора показали в 1870 г. Причем башкиры (389 человек) ошибочно отнесены к мишарям, а мишари (111 человек) — к тептярям (последних здесь не было). Перепись 1920 г. правильно относит население деревни к башкирам и мишарям; всех насчитывалось 908 человек при 182 дворах.
Название деревни объясняют следующим образом: Булегарт от названия местности Булегарт — «залесное», а Кайпан — от антропонима. В XIX в. она была известна сначала как Новокайпаново, затем Большой Кайпан, а сегодня — Буль-Кайпаново.
Несколько данных о занятиях башкир (по мишарям
(нет сведений). В 1842 г. на 343 человека было засеяно 2040 пудов озимого и 2280 пудов ярового хлеба, т.е. по 12,6 пуда на каждого жителя. Каждый из 65 дворов имел лошадей по 1,4, коров — по 1,6, овец — по 1,4, коз — по 0,6.
Занимались и пчеловодством (23 улья и 2 борти было к 1842 г.).
В 1842 и 1870 гг. показаны 2 мечети, в последнем случае упоминается «училище» при мечетях. В 1816 г. была одна «ветхая мечеть».
Здесь жил юртовой старшина 18-й юрты Рахматулла Кансуяров. Булегартец Зайнибашир Бакиев сын Илипеев, 1793 г., к 1842 г. успел побывать 5 раз на Оренбургской линейной службе по р. Урал. Его сыновья Тайравитдин, Шагабутдин, Шавалей.
Д. Новокайпаново возникла как поселение башкир-вотчинников и впервые упоминается в документе за 1758 г.52 В 1795 г. здесь в 20 домах проживало 75 человек.
В 1816 г. их было 69, в 1834 г. - 101, в 1859 г. - 302, в 1870 г. — 382, в 1820 г. — 501 башкир. Как видно, относительно национальности жителей новой деревни единодушны все ревизии и переписи.
При мечети действовало «училище» (1870 г.).
Кальтяево
Д. Кальтяево находится при одноименной речке. Она относится, как и предыдущие поселения, к Кайпановой тюбе Кыр-Таныпской волости. В 1795 г. здесь зафиксировано 22 мужчины и 38 женщин. Все — вотчинники. Малочисленность населения свидетельствует о недавнем основании деревни. В одном документе говорится, что «башкиры этой деревни перешли сюда из разных мест». Однако все принадлежали к Кайпановой тюбе. Следовательно, только кайпановцы разных сел могли создать это новое поселение. В 1811 г. взято на учет 62 мужчины, в 1816 г. - 67, в 1834 г. - 185, в 1859 г. - 236, в 1870 г. -287, в 1920 г. — 766 башкир. В двух верстах от коренной деревни возник выселок под названием Нижнекальтяево. Первая стала называться Верхнекальтяево. В 1925 г. выселок стал поселком из 18 дворов башкир.
В 1842 г. 185 башкир засеяли 320 пудов озимого и 766 пудов ярового хлеба, т.е. по 6,3 пуда на человека. Тогда имели 2, в 1870 г. — 3 мельницы. Каждому из 36 дворов принадлежало лошадей — по 2, коров — по 3, овец — по 2,1, коз — по 2,3.
Отдельные хозяйства занимались и пчеловодством. В их руках насчитывалось до 25 ульев и 15 бортей.
С начала XIX в. действовала мечеть, в 1870 г. упоминается «училище» при ней.
Кальтяевцы при р. Шардак в середине XIX в. основали д. Чишмы, затем называли, как и речку, Шардак-Чишма, сегодня Старый Шардак.
В 1859 г. д. Шардак-Чишма состояла из 17 дворов с 80 жителями. 97 человек при 17 дворах отметили в той же деревне в 1870 г. Перепись 1920 г. показала д. Старый Шардак с 54 дворами (310 башкир) и Новый Шардак с 25 дворами (133 башкира).
Шулганово
Д. Шулганово при pp. Степной Гарей и Юрмияз в 1795 г. состояла из 22 дворов с 86 жителями из башкир-вотчинников. В 1816 г. дворов было 25, жителей — 91 душа м.п. 291 башкира при 53 дворах показала VIII ревизия 1834 г. В шести семьях была представлена полигамная форма брака, что составляет 11,3% всех семей57. В 1859 г. насчитывалось 567 башкир (92 дома). 297 мужчин и 280 женщин при 100 дворах отмечено в 1870 г. Советская перепись 1920 г. взяла на учет 1278 башкир при 253 дворах. В 1816 г. из 91 души м.п. на военной службе по охране Оренбургской пограничной линии находилось 18 человек, детей было 52, престарелых — 4, взрослых, ожидающих срока службы, — 17 человек. В 1842 г. на 291 человек засеяли 960 пудов озимого и 1448 пудов ярового хлеба, или по 8,3 пуда на жителя. В 1870 г. было 3 мельницы. На каждый из 53 дворов приходилось лошадей — по 3,4, коров — по 3,5, овец — по 4, коз — по 2,7. Занимались пчеловодством (деревня имела 155 ульев и 16 бортей). Мусульманам принадлежала мечеть.
Чишмы
Рядом с д. Шулганово ее жители основали новую деревню при р. Юрмияз под названием Чишмы. Это произошло в начале XIX в. В 1816 г. в ней проживало 50 башкир, в 1834 г. — 72, в 1859 г. — 57 человек. Перепись 1920 г. показала 79 башкир.
Кашкаково
Д. Кашкаково при р. Меяшъяды (Варъяз) в 1795 г. имела всего 30 дворов, где проживали одни башкиры (136 человек). VII ревизия учла столько же домов и 109 мужчин. 310 башкир при 62 дворах показала VIII ревизия. В 1850 г. насчитывалось 370 (60 домов), в 1870 г. - 570 (92 двора) и в 1920 г. - 1119 башкир (219 домов).
В 1842 г. на 310 жителей сеяли 840 пудов озимого и 816 пудов ярового хлеба, т.е. по 5,3 пуда на жителя. В 70-х гг. была и мельница.
По IX ревизии 1850 г. перечислим имена некоторых жителей Кашкаково: зауряд-есаул Мухаметгали Кузяше-вич (Кусяш) Мусеев, его сыновья урядник Мухаметша (его Давлетша), Мухаметкарим (его Мухаметсалим, Мухаметгалим); Сафаргали Кузяшевич Мусеев, его сын Исмагил; Мухаметамин Кузяшев сын Мусеев, его сыновья Муфаррах, Мухаметлатиф, Габдулфаттах, Муф-тахутдин, Мухаметсадык, Давлетбай, Хазиахмет; Курбан-гали Кузяшевич Мусеев, его сыновья Камалетдин (его Хайритдин, Шарафетдин, Мухаметсадык), Багаутдин (его Муса), Назмидин (его Ямалетдин), Мухаметзян (его Ситдык). Встречается любопытное имя Арменша Таръяулов60.
Башкиры-вотчинники дд. Кашкаково (2 семьи), Салихово (4), Югамаш (2), Тау (1), Кызыл-Яр (1) в 1849 г. в целях сохранения вотчинных земель от покушений образовали при одноименной речке новую д. Ачу-Елга61. Через год она имела 10 дворов с 70 жителями. 106 башкир при 19 дворах было в 1870 г. Перепись 1920 г. учла 302 башкира (62 двора).