Но получении книги враждебного монастырям содержания
Милость Божия буди с вами!
Запоздал я вам ответом на последнее письмо. Ждал книги, которая лениво ехала.
Так вот сокровище! - Я еще не перечитал ее. Но наперед скажу, что отвечать на нее живущему в захолустье как? Цифры против цифр где взять? - Сорока на хвосте принесет? - Пусть местные владыки велят настоятелям написать статьи об имуществах монастырей подробные, - и велят их пропечатать в Епархиальных Ведомостях. - Вот и все!
А Синод куда смотрит? Куда смотрит прокурор? Чего ради синодальные не напрут на него? Все уступки, да уступки. Вот театры в посты открыты: сказали синодальные против этого что?! Если все так будут уступать, то пожалуй, что разохотят и монашество уничтожить. - Самовластие разыгрывается, когда не встречает противодействия. Это везде! - И у самого правительства.
Да что же выйдет из того, что монастыри-то закроют? Монашество не связано с монастырями, как душа с телом. Другим способом начнут монашить. Вот, как чернички, как старики пещерники или пчельники. Будут рабочие дома составлять, - и жить по-монашески, - как родились Арзамаская община и подобное. Может быть и лучше будет. Потому - ужасаться тут нечему. - А буди воля Божия.
Не стали чтить монастыри от того, что монахов не стали чтить; а монахов не стали чтить ради того, что мы, монахи, стали никуда не гожи. По себе сужу. Меня следует поленом выгнать из монастыря.
Надо бы приподнять дух монашеский. - Но как? - Великие старцы-основатели монастырей - предвидели это. Делать нечего. Дух мира берет силу! - Всех охватывает. - И вот где корень. - Противодействовать ему должен Синод.
Господи помилуй нас. Я писал в "Душеполезное Чтение"; в апрельскую книжку не пошло; будет в майской. Несколько строк написал и в "Церковный Вестник". Не знаю, будет ли это напечатано.
Пересмотревши книгу, посмотрю, может быть, и напишу что.
Благослови вас, Господи!
Ваш богомолец Еп. Феофан. 18 апреля 1876 г.
По напечатании статьи в защиту перевода LXX. Разные ответы и отзывы
Милость Божия буди с вами!
Дождались, наконец, мы статьи. Получил я и оттиски. Пришлю - побольше. Дадите кому.
Что-то она породит? Какого Горского вызовет?
"Церковный Вестник" что-то не печатает. Между тем там дело прописано, хоть не широко. Может быть, редактору и не сручно напечатать, в виду того, что над главою - заправитель перевода. Так забегите как-нибудь к нему, и возьмите. Куда ж ее? - Думаю, туда же, в "Душеполезное Чтение" и перешлите. Я пишу о сем к о. Василию. И после буду настаивать все на том, что Церкви должно слушать, и направления ее изменять не следует.
Вас все крушит Корецкая. Что делать? Потрудитесь. Из красавиц ни одной не знаю, которая была бы гожа в настоятельницы. - Мудреная это вещь! - Не спешите однако ж переменами. Потихоньку, чтобы шуму меньше было. Нет ли где наличной игумении исправной. Тогда поменять легче, чем сменять.
Раскольники мутят наших законодателей. Пусть пригадывают, что пригадают. - А молоканам хотят дать то, в чем они не нуждаются. Молоканы - не безвредны, как и безпоповцы, - и штундисты.
Турции точно несдобровать. Но я боюсь, как бы европейские друзья не подрались. Начнут кричать: а мне-то, а мне-то, и пойдет кутерьма. Боже упаси.
Я здоров; чего и вам желаю, с придатком всегдашнего спокойствия и веселонравия.
Благослови вас, Господи!
Ваш богомолец Еп. Феофан.
Родилось похотение - посмотреть, что се есть "Гражданин", - и послал деньги, давно-давно. Был месячный запрет "Гражданину", но он должно быть кончился уже. А "Гражданина" все не шлют. Не будете ли проходить мимо сего господина, толкните его под бок, рекше: что се!
12 мая 1876 г.
1105. Порывы к путешествиям. Еще к делу о защите греческого текста против "мазоретчины"
Милость Божия буди с вами!
Что же это вы замолчали?! Верно разгуливаете где-нибудь. Экое счастье людям - гулять! и меня часто порывает. Так бы и махнул, - то в Воронеж и Задонск, то в Киев, то на Афон, то даже в Иерусалим. - Вот какое непоседство внушается пошедшему на покой. С права это, или с лева? Извольте разобрать.
"Душеполезное Чтение" напечатало, что послано было. - Оттиски обещаны, а нет их еще. Пришлю, когда получу. Я писал и в академию, в "Церковный Вестник". Не знаю, напечатают ли? - Если не напечатают, я просил передать бумажку вам, а вас прошу принять и поберечь, не годится ли куда. И ее можно в "Душеполезное Чтение".
Спорить так не хочется. Мазоретчики все раздираются от усилий. Петербургский листик мой говорить именно не об этом - о том, т.е., что нечего им надуваться, и выхвалять свою мазоретчину. Не в том сила, что там и там менее в еврейском, а в том, какую библию имела в руках Церковь. А они все свое, буквы да буквы.
"Добротолюбие" подвигается ли? - Желаю ему успеха. Но сборника не объявляйте.
О. Арсений писал, что всю опеку о сем упросил принять вас. Помоги вам Господи!
Я здоров, а впредь уповаю на Господа.
Киевский владыка отошел духом! - Так-то и оглянуться не успеешь, как позовут. Подобает убо делати дела дондеже день есть.
Спаси вас, Господи! Ваш богомолец Еп. Феофан. 16 мая 1876 г.