Образ Андрея Первозванного в отечественной духовной и
Оглавление
Введение 3 - 9
Глава 1. История возникновения ордена Cвятого Апостола Андрея Первозванного в конце XVII – первой четверти XVIII века. 10 - 26
1.1. Образ Андрея Первозванного в отечественной духовной и материальной культуре 10 - 12
1.2. История учреждения ордена Святого Апостола Андрея
Первозванного и его капитула 12 - 17
1.4. Статут ордена Святого Андрея Первозванного 23 - 26
Глава 2. Знаки ордена Святого Апостола Андрея Первозванного 27 - 29 2.1. Крест 27
2.2. Звезда 27 - 28
2.3. Цепь
2.4. Лента 28 - 29
Заключение 51- 52
Список использованных источников и литературы 53 - 55
Введение
Актуальность проблемы:
Орден Святого Апостола Андрея Первозванного по праву занимает выдающееся место в истории российской наградной системы.
Многоуровневая наградная система – одна из необходимых составных частей государственной символики, она представляет важный элемент кадровой политики, является существенным фактором повышения боеспособности армии, развития патриотических настроений и усиления нравственных позиций граждан.
Обзор источников:
Статут ордена Святого Апостола Андрея Первозванного раскрыт в работе Дурова В. А. «Русские награды XVIII - начала XX вв». [1]
Историография:
Данное издание представляет собой иллюстрированную историческую энциклопедию, в которой наиболее полно представлены сведения о возникновении и историческом развитии форменного костюма, оружия и наград в России эпохи династии Романовых. Кроме того, в книге дана интересная биографическая информация по самим Романовым, данные о должностях и история их появления. Издание будет интересно специалистам, людям, интересующимся историей нашей страны, а также многочисленным обществам, занимающимся исторической реконструкцией.[2]
Требования к кавалерам ордена Святого Апостола Андрея Первозванного и порядок их награждения очень четко показаны в работе
Антонова Б.И. «Императорские ордены в Санкт-Петербурге.» [3]
Богато иллюстрированная книга Афонькина С. Ю. «Все о самых знаменитых ОРДЕНАХ мира» рассказывает об известных орденах мира. Наиболее подробно представлены ордена Европы. Приводятся сведения обо всех ОРДЕНАХ РОСИИ, начиная со времен Петра Великого и заканчивая современностью. Каждый орден способен рассказать о жизни своего создателя, о стране, где он возник, её ИСТОРИИ.[4]
Автор рассказывает о создании, внешнем виде, символике отечественных наград, об исторических событиях связанных с учреждением орденов, со становлением наградной системы России, освещены наиболее известные награждения. В книге использованы материалы из коллекций Государственного Эрмитажа, Музея-заповедника "Московский Кремль", Государственного Исторического музея, Государственного Русского музея. Издание содержит альбом цветных иллюстраций.[5]
Эта книга - о "старых" российских наградах, их значении в укреплении высокой духовности общества.[6]
В книге помещены очень качественные цветные изображения всех боевых наград России и СССР: золотые и серебряные монеты, медали, ордена, наградное оружие, знамена и т. д., в том числе некоторые неосуществленные варианты. Краткое описание наградных систем.[7]
В книге рассказывается об истории возникновения и развития в России системы сословных и должностных чинов и званий, о гражданских, военных и придворных мундирах, о родовых гербах, об орденских знаках и парадных одеяниях награжденных.[8]
Среди книг, посвященных истории русских наград, представляемая энциклопедия — одна из самых полных. Автор рассказывает не только об истории возникновения русских орденов, крестов и медалей и их статуте, но и о личностях, удостоенных того или иного знака отличия вплоть до наших дней.[9]
В книге ведущего специалиста в области российской геральдики, доктора исторических наук Надежды Александровны Соболевой рассказано о происхождении герба России, появлении государственного флага, его роли в различные времена, первых национальных гимнах. Отдельно автор останавливается на использовании государственных символов в настоящее время.[10]
Апокрифический памятник, посвященный описанию хождения апостолов в «варварский город» для проповеди. Он известен в настоящее время в трех списках, из которых полным и имеющим заглавие является только один, датируемый XVII в. (опубл. Н. С. Тихонравовым), два же других представляют собой отрывки, дошедшие в составе: один – рукописи XII в. (опубл. К. Истоминым), другой – рукописи рубежа XIV–XV вв.[11]
Рассматривается система военных, гражданских и придворных чинов, званий титулов. Существовавшие в России с момента появления в начале 18 века "Табели о рангах" и вплоть до их отмены в 1917 году в результате Февральской буржуазно-демократической и Великой октябрьской революций.[12]
Цель:
Изучить историю зарождения ордена Святого Апостола Андрея Первозванного
Задачи:
- выявить причины и предпосылки создания ордена Святого Апостола Андрея Первозванного
- показать образа Святого Апостола Андрея в отечественной материальной и духовной культуре;
- на основе статута ордена показать основные права и обязанности награжденных этим орденом
- описать основные элементы ордена
Глава 1. История возникновения ордена Cвятого Апостола Андрея Первозванного в конце XVII – первой четверти XVIII века
Образ Андрея Первозванного в отечественной духовной и
Материальной культуре
В проекте статута 1720 года Петр Великий следующим образом обосновывал выбор святого покровителя ордена: «… А дабы сему первому нашему Христианскому наставнику и Апостолу Российския земли воздвигнуть тем более именитую память для поздних наших потомков: то мы сей наш новый Орден Именем сего Святого Андрея назвать заблагоизобрели…» Как видно из этой фразы, государь считал апостола Андрея покровителем России и именно ему решил посвятить деятельность вновь учрежденного ордена[13].
Святой Андрей в качестве небесного покровителя ордена был выбран Петром не случайно. Согласно Новому Завету, Андрей был братом Симона - Петра и учеником Иоанна Крестителя, а затем стал первым из призванных учеников Христа. Став первым учеником Христа (отсюда его позднейшее прозвище Первозванный) и проведя с Ним один день, он сразу же затем привел к Нему своего брата. Андрей первым исповедал Иисуса Мессией. Братья занимались рыбной ловлей, во время которой, согласно Матфею и Марку, они были, вместе с Иаковом и Иоанном, призваны Спасителем на берегу Генисаретского озера. При согласовании синоптиков с Иоанном это призвание обычно считается вторичным, произошедшим после возвращения Иисуса из пустыни.
В дальнейшем в Евангелиях об Апостоле Андрее сообщается эпизодически. Он перечисляется среди 12 учеников Христа, среди которых занимает второе после Петра, или четвертое, после Петра, Иакова и Иоанна место. Вместе с Апостолом Филиппом Андрей выполнял какую-то административную функцию в общине Апостолов. В числе 12 учеников Апостол Андрей присутствует на Тайной Вечери и при явлениях Христа Апостолам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя. Последнее, что известно об Апостоле Андрее – это его участие в выборе 12 апостола вместо Иуды и присутствие при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы[14].
Киевское сказание об апостоле Андрее помещено в начальной Киевской общерусской летописи («Повесть о том, откуда есть, пошла земля Русская …»). Наиболее вероятным временем его составления является середина XII века. Повторяя Киевское сказание о посещении апостолом Киевских гор, Степенная книга Макарьевской редакции (XVI век) повествуют, что, придя в Словенскую землю, где ныне Новгород, апостол «пребыл здесь некоторое время, проповедовал Слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в веси, нарицаемой Грузин. Водружением креста в Киеве апостол преобразовал святое Крещение истинного благочестия, а жезлом, водруженным на Севере, преобразил в Руси самодержавное царское скипетрование, которое началось от Рюрика, пришедшего из Варяг и бывшего из потомства Пруса, брата Римского кесаря Августа. С тех пор Андрей был особо почитаемым святым на Руси. Как известно из Писания, Святой Андрей принял мученическую смерть на кресте в пелопонесском городе Патры. Брусья того «Андреевского» креста были скреплены наискось, и этот знак стал важным символом награды[15].
Таким образом можно сделать вывод: Во-первых, была показана неслучайность выбора Святого Андрея в качестве небесного покровителя ордена. Во-вторых, были выявлены интересные факты его биографии. В-третьих, была проанализирована огромная роль ученика Христа, в распространении христианства на Руси.