Москвич Пушкин. Как-то получилось, что Москва уступила Пушкина Петербургу, где он пришелся ко двору

Как-то получилось, что Москва уступила Пушкина Петербургу, где он пришелся ко двору. Не к царскому, с которым сразу не зала­дилось, а ко столичному, который включал людей разных сословий и чинов, но объединенных тем, что все они читали Пушкина.

А ведь Александр Сергеевич родился в Москве, на Немецкой улице (ныне Баумана), где он прожил несколько месяцев. Потом Пушкины уехали в семейное поместье Михайловское, откуда верну­лись в 1801 году. Они поселились в коренной части Мосвы— окрестностях Чистого пруда. Тогда там не было бульвара, здесь просто по пустырю тек ручей. Пушкины часто меняли квартиры. Для нас большой интерес представляет деревянные особняк в поместье кня­зей Юсуповых, где жили Пушкины.

Детские впечатления остаются с человеком на всю жизнь, поэто­му красные юсуповские палаты, огромный сад, аллеи, беседки, ста­туи навсегда поразили воображение мальчика.

Самый развернутый образ Москвы присутствует, конечно, в «Ев­гении Онегине». Москва — это и сады, и купола церквей, и деревян­ные дома в старых переулках. Пушкин, с присущим только ему да­ром очень точно передал неповторимый аромат московского бытия.

Судьбоносной стала для Пушкина Москва с появлением в его жизни Натальи Гончаровой. Именно из дома на большой Никитской улице после долгих отказов и полунамеков повел Александр Сергее­вич к венцу свою Мадонну.

Приезжая в Москву в последний, самый Сложный период своей жизни, Пушкин всегда находил тепло и уют в не слишком опрятном гнезде типичного московского чудака Павла Воиновича Нащокина.

Но все же пришло время, когда Москва вернула себе великого уроженца. Конечно, она не отобрала Пушкина у Петербурга, но она разделила с ним честь считаться городом великого поэта.

В 1880 году в Москве был открыт памятник Пушкину. Этот па­мятник, как храм, строили на народные деньги. По этому случаю Ф. М. Достоевский написал речь, которую произнес на заседании Об­щества любителей русской словесности. Эта речь раскрыла нацио­нальное и общечеловеческое значение Пушкина и стала крупнейшим литературным и общественным событием.

Напишите о своем отношении к творчеству Пушкина

Я преклоняюсь перед творчеством Пушкина. Он был гениальным творцом. В особенности мне нравится его любовная лирика, В его стихах отразились тончайшие оттенки такого чувства, как любовь: волнения юношеской влюбленности, восторженность первой счаст­ливой любви, щемящую боль разбитого сердца. Любое настроение и переживание откликнется в бессмертных произведениях Александра Сергеевича Пушкина.

№49

I

Дурак

Жил-был на свете дурак. Жил припеваючи, но стали доходить до него слухи, что слывет он за безмозглого пошляка. Смутился дурак и начал думать, как бы ему прекратить эти слу-яи.Вдруг его темный ум озарила внезапная мысль, и он ее немед­ленно исполнил.

Встретил однажды он знакомого, и тот начал нахваливать ему одного известного живописца.

— Помилуйте! — сказал дурак. — Этого художника уже давно сдали в архив. Вы этого не знали? Я от вас этого не ожидал. Вы — отсталый человек!

Знакомый испугался и тут же согласился с дураком. Когда же другой его знакомый похвалил дураку какую-то книгу, история повторилась:

— Помилуйте! Этого автора уже никто не читает. Вы этого не знали? Я от вас этого не ожидал. Вы — отсталый человек!

Этот знакомый тоже испугался и тоже согласился с дураком.

— Какой прекрасный человек мой друг N.N.! — сказал дураку третий знакомый.

— Помилуйте! — ответил ему дурак. Это же негодяй: всю родню ограбил. Вы этого не знали? Я от вас этого не ожидал. Вы — отста­лый человек!

И третий знакомый испугался и тоже согласился с дураком, от­ступился от друга.

О чем бы ни говорили при дураке, на все у него была одна от­поведь. Разве что иногда прибавит: «Вы все еще верите в авторите­ты?»

«Злюка! Желчевик!» — говорили про него люди, но все восхища­лись, какой он умный и какой у него язык. Все считали его талантом.

Закончилось все тем, что один редактор предложил' дураку вести у него в газете критический отдел. И дурак начал критиковать все и вся, нисколько не меняя своей манеры.

Теперь он, всегда ругавший авторитеты, сам авторитет. Молодые юноши благоговеют перед ним. Честно говоря, не следует благого­веть, но что же им, бедным юношам еще делать: вдруг в отсталые люди попадут?

Житье дуракам между трусами.

Как вы думаете, почему дураку удалось создать о себе впечат­ление авторитетного человека.

Я считаю, что дураку удалось создать о себе мнение авторитетно­го человека, потому что в своих суждениях он прикрывался общест­венным мнением. Он говорил людям, что все считают не так, как они, заставлял их поступаться своими принципами, менять свое мне­ние, а они уважали его как человека очень умного и все знающего. Нередко люди, из-за боязни быть осмеянными, соглашаются с боль­шинством, а оно часто бывает неправо. Мне кажется, Тургенев очень точно подметил, что «житье дура­кам между трусами». Ведь все эти люди, которые соглашались с ду­раком, просто боялись признать, что у них есть свое мнение, боялись стать «отсталыми людьми».

№49

II

Дурак

Жил-был на свете дурак. Жил припеваючи, но вот дошли до него слухи, что слывет он за безмозглого пошляка. Огорчился дурак и начал думать, как бы исправить положение. Внезапно в его темный умишко пришла мысль, и он тут же ее исполнил.

Встретился ему знакомый и начал говорить, как ему нравится один художник. Дурак же сказал, что этот художник уже давно сдан в архив и назвал знакомого отсталым человеком. Знакомый испугал­ся и тут же согласился с дураком.

Когда другой его знакомый начал хвалить только что прочитан­ную книгу, дурак сказал ему, что этого автора никто не читает и до­бавил: самое: «Вы — отсталый человек». Второй знакомый тоже испугался и тоже согласился с дураком.

Когда же третий знакомый начал хвалить своего друга, дурак возразил ему, что все знают, что этот человек подлец. «Как, вы этого не знали? — сказал дурак. — Вы — отсталый человек». Третий зна­комый тоже испугался и согласился с дураком — отрекся от друга.

О чем бы ни говорили дураку, на все у него была одна и та же от­поведь. Иногда он добавлял: «Вы все еще верите в авторитеты».

Прослыл дурак злым человеком, но умным, талантливым. Редак­тор одной газеты даже предложил ему заведовать критическим отде­лом, и дурак согласился. Он продолжал критиковать всех и вся, не меняя своей манеры.

Теперь дурак, всегда ругавший авторитеты, сам авторитет, и мо­лодые юноши благоговеют перед ник. Да и как иначе: вдруг в отста­лые люди попадешь?

Житье дуракам между трусами.

Как вы понимаете последнюю фразу: «Житье дуракам между трусами»?

Житье дуракам между трусами потому, что трусы бояться выска­зать свое мнение. Такому вот дураку не нашлось бы места (и тем более он не стал бы авторитетом) в обществе, где живут смелые лю­ди. Ведь смелые люди не бояться возразить общественному мнению, не бояться попросить каких-либо доказательств правоты своего со­беседника. Они готовы отстаивать свою точку зрения.

№50

I

Наши рекомендации