Традиционно исагогика делится на общую и частную.
Раздел I. Введение в предмет.
Понятие об исагогике Ветхого Завета. История, предмет, задачи и разделы науки. Место и значение исагогики в круге библейских дисциплин.
Вся совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением Священного Писания, называется библеистикой. Сообразно этапам изучения Священного Писания библейские дисциплины чаще всего объединяются в три раздела:
исагогика(от греч. εἰσαγωγή — введение), включающая науки, изучающие происхождение Библии вообще и каждой из ее книг в частности,
экзегетика(от греч. ἐξηγητικός — объясняющий), включающая науки, занимающиеся истолкованием Священного Писания,
библейское богословие, обобщающее и систематизирующее результаты двух предшествующих групп дисциплин.
Православная библеистика цель всех своих исследований видит в познании отраженной в Священном Писании воли Божией о спасении падшего человека. Исходя из этого, основным руководственным правилом в занятии науками, изучающими Священное Писание, должно быть очищение ума и сердца, поскольку в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху (Прем. 1, 4).
Исагогика, традиционное название системы библейских дисциплин, которые методологически предшествуют экзегезе. Впервые слово исагогика употребил живший в Vв. антиохийский ученый монах Адриан в книге «Введение в Божественные Писания» (Εἰσαγωγὴ εἰς τὰς θείας γραφάς.). На Западе исагогика как название научной дисциплины вошло в обиход начиная с книги доминиканца Cантеса Пагнино Isagoges seu introductionis ad sacras litteras liber unicus (1528).
Традиционно исагогика делится на общую и частную.
К общей исагогике относятся вопросы
· боговдохновенности Священного Писания
· состава и формирования библейского канона
· истории библейских переводов
Частная исагогика рассматривает в основном те же вопросы, но в применении к отдельным книгам Библии (авторство, датировка, литературный жанр, обстоятельства написания, историческая среда, состояние текста и т.д.).
Исагогика в Ветхозаветной Церквисложилась в рамках иудейства междузаветного периода, и в значительной мере была воспринята рядом отцов Церкви. Первые данные о ней содержатся в самой Библии, в Книге Иисуса, сына Сирахова (ок.190 до Р.Х.). Из Сир. 48:27 явствует, что автор приписывал пророку Исайе не только 1-ю, но и 2-ю часть его книги. Для Филона Александрийского Моисей несомненно был автором всего Пятикнижия. Таким же было убеждение Иосифа Флавия. Если Книга пророка Даниила в Книге Иисуса, сына Сирахова еще не упоминается, то Иосиф Флавий уже знаком с ней и приписывает ее автору, жившему в период Плена вавилонского.
В Талмуде (Бава Батра 15 а) имеется краткое изложение взглядов раввинистической исагогики на атрибуцию ветхозаветных книг: «Моисей написал свою книгу, отдел о Валааме и Иова. Иисус Навин написал свою книгу и восемь стихов Пятикнижия. Самуил написал свою книгу и книги Судей и Руфь. Давид написал Псалмы при содействии десяти старейшин. Иеремия написал свою книгу, книги Царей и Плач. Иезекииль и его собратья написали Исайю, Притчи, Песнь Песней и Екклесиаст. Мужи Великого Собора написали Иезекииля, Двенадцать пророков, Даниила и Ездру. Ездра написал свою книгу и родословия в Паралипоменоне до сего времени».
В этом перечне обращает на себя внимание то, что его автор не отрицает участия редакторов в составлении священных книг. В частности, он признает, что Книга пророка Исайи была «написана», т.е. соединена в сборник в эпоху Плена, Мужи Великого Собора «написали» Книги пророков Иезекииля, Даниила, Малых пророков и Книгу Ездры.
Исагогика в Древней Церкви. Вопросы сохранности текста Ветхого Завета обсуждал мч. Иустин Философ. Границы ветхозаветного канона впервые пытался определить сщмч. Мефодий Патарский. Блж. Иероним Стридонский занимался структурой ветхозаветного канона и вопросами истории текста Ветхого Завета.
Большое значение для исагогической науки имели «Синопсис Священного Писания» свт. Иоанна Златоуста и «Синопсис Священного Писания» свт. Афанасия Великого. Оба синопсиса не ограничиваются только изложением содержания книг Библии, в них раскрывается структура канона, в частности его жанровый состав, даются пояснения к названиям книг Ветхого Завета. Для некоторых книг приводится традиционное мнение об их авторстве, иногда высказываются сомнения в его верности.
Своего рода общее введение, в котором обсуждается та или иная книга Ветхого Завета, дал в предисловии к своим комментариям Феодор Мопсуестийский. В них он рассмотрел данные об авторах и о датировке, а также содержание книги; исследовал мотивы и замысел авторов, большое внимание уделил вопросу о месте книги в историческом контексте.
Принадлежавший к Антиохийской экзегетической школе антиохийский ученый монах Адриан, посвятил свой труд «Введение в Божественные Писания» некоторым общим вопросам интерпретации Ветхого Завета.
Византийский чиновник и латиноязычный писатель VI века Юнилий Африканский составил две книги под общим названием «Руководство для чтения священных книг» (Instituta regulariae divinae legis) в которых дал вольное изложение библейского «Введения» несторианина Павла из Персии, бывшего впоследствии епископом Нисибинским.
Современник Юнилия Африканского монах Кассиодор в сочинении Institutio divinarum lectionum касался вопросов текстологии, канонического статуса и авторства книг Ветхого Завета, их содержательных и стилистических особенностей. Здесь он привел список толкователей, способствовавших пониманию Ветхого Завета, куда включил мон. Адриана Антиохийского, донатиста Тихония, блж. Августина, свт. Евхерия Лиринского и Юнилия Африканского. В VII веке краткий исагогический сборник «Введения» (Prooemia) был составлен свт. Исидором Севильским.